Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2,3 класс) по теме

Дегтерева Галина Дмитриевна

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._okruzhayushchiy_mir_2klass.2.doc126.5 КБ
Microsoft Office document icon okr_mir_2011-12.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

2 класс

УМК “Гармония»

Пояснительная записка

ОСНОВА:        программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

        Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.

                                  Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2009год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 68 учебных часов.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ.  

  Требования к уровню образованности обучающегося (2 класс)

знать: понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; правила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;

уметь: объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;

приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного города (поселка);

вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;

осознать: значение Солнца, воды для всего живого на Земле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;

человек красив своими душевными  качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все профессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушить природу, но может оберегать и сохранять ее;

Россия – многонациональное государство, где все народы равны между собой, и надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; что в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

                                                 Учебно-методическое обеспечение

-  Поглазова О.Т.  «Окружающий мир» - учебник  для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях);

-  Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для 2 класса

              - Поглазова О.Т. «Окружающий мир» тестовые задания 2 класс.

Сокращения, используемые в таблице

Содержательные линии (НРК):

ХК – художественная культура

СПК – социально-правовая культура

КЗ – культура здоровья

ЭК – экологическая культура

ИК – информационная культура

Тип урока:

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок

Индивидуальная работа с учащимися

1. Отработка навыка чтения при работе с научной статьей.

2. Отработка умения делать выводы, обобщать.

3. Разноуровневые задания при проверке знаний учащихся.

4. Творческие задания.

5. Практические упражнения и наблюдения за объектами окружающего мира.

6. Работа со справочной литературой.

ОСНОВНЫЕ  БЛОКИ  ИЗУЧАЕМОГО  МАТЕРИАЛА

             Человек и природа – 9 часов

Красота и разнообразие неживой природы (31  ч)

Отличительные признаки живого (все живое растет, раз вивается, размножается, дышит, питается, умирает). Прояв ление признаков живого у растений, грибов. Растения, гри бы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвез дия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солн ца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведе ниях народного творчества.

Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состо ят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разно образие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в про изведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и от валы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возмож ность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Ис точники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водо падов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Береж ное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготов ление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).

Человек и общество (8ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Пра вила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку со хранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте чело веческого тела.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мыс ли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Наша Родина- Россия (9ч)

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько по колений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие род ственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанно стей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Ро дина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязан ности и права гражданина России. Государственные праздники.

Москва — столица России, ее административный, про мышленный и культурный центр. Самые большие города Рос сии. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.

Человек — творец (11ч)

Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мас тера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городс кой и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопри мечательности твоего города (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сде лать город краше. Важность озеленения городов.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что че ловек подсмотрел у природы, изобретая различные транспор тные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транс портом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользова ния осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современ ных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали робо тов. Основные занятия людей в городской и сельской мест ности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: состав ление родословной; составление карточки-определителя «Ка кой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликли ники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников заг рязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: к достопримечательностям города.

Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. При меры симметрии строения растений, тела животных и чело века. Использование симметрии в творениях людей.

Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симмет ричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнамен тов; выявление симметричных узоров на предметах домашне го обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.

Экскурсии: по городу, в парк.

В результате реализации рабочей программы выполняются требования к уровню подготовки учащихся к концу 2-го года обучения. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением об аттестации обучающихся начальной школы.

                                         

                               

                                  Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Человек и природа 9 часов

1

Что нас окружает

Уч. С.3-5; тест №1, с.3-7

1.09

2

Свойства живых существ

Уч. с.3-7,

Т. с. 3-6, №1-6

3.09

3

Человек – часть живой природы

Уч.с.8-11

Т.с.8-9. №7-9

8.09

4

Человек – разумное существо

Уч.с.12-19

Т.с.10-11, №10-12

10.09

5

Профессии людей.Экскурсия на почту.

Уч.с. 20-23,

Т.с. 12-13, №13-16

15.09

6

Здоровье человека. Значение природы для  здоровья

Уч. с.24-27,

 Т.с.14-15, №17-22

17.09

7

Органы чувств и сохранение их здоровья

Уч. с.28-35,

Т.с.16-17,№23-26

22.09

8

Чистота – залог здоровья

Уч.с.36-39,

Т.с. 17, №27-28

24.09

9

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения.

Уч.с.40-46,

Т.с.18-19,№29-32

29.09

  Красота  и разнообразие неживой природы

31 час

10

Кто и как изучает природу

Уч.с.47-51,

Т.с.20,№1,тест №3

01.10

11

Природные тела и явления

Уч. с. 52-55,

Т.с.20, №2-3, тест №4

13.10

12

Разнообразие облаков. Практическая работа «Модель облака»

Уч.с.56-59,

Т.с.21, №4-5

14.10(з)

13

Гроза. Безопасное поведение во время грозы

Уч.с. 60-63

Т.с. 22-23, №6-8, работа №4

15.10

14

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Уч.с. 64 – 67

Т.с. 24, № 9-11

20.10

15

Солнце и жизнь

Уч. с.. 68-71

Т.с.24, №12-15

22.10

16

Земля - планета

Уч.с.72 - 77

27.10

17

Форма и движение Земли

Уч.с. 78 – 81

Т.с.26, №16

29.10

18

Луна – естественный спутник Земли

Уч.с. 82-85

Т.с.27, №18-19

03.11

19

Исследования Луны. Человек на Луне

Уч.с. 86 – 89

Т.с.26№17,с.27№20

05.11

20

Звезды и созвездия. Изготовление аппликации «Ночное небо»

Уч.с.90-95

Т.с. 28, № 21-22

10.11

21

Планеты, движущиеся вокруг Солнца

Уч.с. 96-99

Т.с.29, №23

12.11

22

Кометы, метеориты, метеоры.

Уч.с.100-103

Т.с. 29 №24, форзац

24.11

23

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок

Тест №5, с.21-23, работа №5,с.24-25

26.11

24

Поверхность Земли. Материки и океаны.

Уч.с. 104-109

Т.с.34-35, №32

1.12

25

Плоские и холмистые равнины. Проверочная работа.

Уч.с.110-115

Т.с.30, №25-26

03.12

26

Овраги и борьба с ними

08.12

27

Горы, их разнообразие

Уч.с.116-119

Т.с.31, № 27-28

10.12

28

Горы и люди. Экскурсия в зимний лес.

Уч.с.120-125

Т.с.31, №29, с.32 №30, с.36 №33

15.12

29

Безопасное поведение в горах

17.12

30

Экскурсия. Формы суши родного края

Т.с.33 №31,

с.36 № 35

22.12

31

Земля и ее поверхность. Обобщающий урок

Уч.с. 104-125

Тест №6, работа 6

24.12

32

Вода на Земле. Океаны и моря

Уч.с.3-7

Т.с.3 №1, с.4 № 2,3

29.12

33

Значение моря для жизни людей

31.12

34

Река и ее части

Уч.с. 8-13

Т.с. 5 № 4-5, с.6 №6-7, с. 7 №8-9

12.01

35

Значение рек для людей. Практическая работа. Плакат.

14.01

36

Озера, пруды, болота

Уч.с. 14-19

Т.с. 8 №10-13, 15

19.01

37

Байкал – жемчужина России

21.01

38

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов

Уч.с. 20-26

Т.с.13 №19

26.01

39

Экскурсия. Водоемы родного края.

Т.с.10 № 10, 14, 16-18

28.01

40

Разнообразие водоемов. Обобщающий урок

Тест 7

02.02

Человек и общество 8 часов

41

Человек – общественное существо. Формы общения

Уч.с. 28-33

Т.с. 14 №1, 3

04.02

42

Уроки вежливости

Уч.с. 34-37

09.02

43

Физическая и духовная красота человека

Уч.с. 38-41

Т.с. 14 №2, 4-6

11.02

44

Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции

Уч. с. 42-47

16.02

45

Друзья, их значение в жизни людей

Уч.с. 48-51

Тест №8

18.02

46

Семья. Родственники

Уч.с. 52-57

Т.с. 16 №7-10

02.03

47

Семейные заботы и традиции

Уч.с. 58-63

Т.с. 17-19 №11-16

04.03

48

Родословная семьи

Уч.с. 64-66

Т.с.20, тест 9

Наша Родина – Россия  9 часов

49

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство

Уч.с. 67-71

50

Российская Федерация, ее государственные символы

Уч.с. 72-75

Т.с.21 №1, 2 форзац

51

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники

Уч.с. 76-79

Т.с. 21 №2-3

Тест №10

52

Москва – столица России

Уч.с. 80-85

Т.с. 22 № 4-5

53

Российские города. Крупнейшие города – миллионеры, города - герои

Уч.с. 86 – 89

Т.с. 24 №7-8

54

Родной город, его достопримечательности

Т.с. 23 №6-7, тест 8

55

Горожане и селяне. Проблемы современного города

Уч.с. 90-97

Т.с. 25 № 8-9

56

Проблемы современного города

Уч.с. 94-97

Т.с. 27 №10

57

Виды транспорта

58

Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта

Уч.с. 98-103,

Т.с. 28-31 №11-18

Работа 9

Человек- творец 11 часов

59

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Уч.с. 104-106

Т.с.31 №19

Т.с.34 № 21

60

Старинные и современные предметы одежды и быта

Уч.с. 107-109

Т.с. 34 №22-23

61

Старинные и современные средства письма, счета, связи

Уч.с. 110-115

Т.с. 32 № 20, тест 11

62

Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи

Уч.с. 117-119

Т.с.36 №24, работа 10

63

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Урок презентации проектных работ

64

Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия

Т.с.37-38 № 25-26

65

Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире

Уч.с. 120-121

Т.с. 39-41 (все)

66

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии

Т.с. 42 (все)

67

Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент переноса и его повторяемость

Уч.с. 122

Т.с. 42 № 37-39

С.44 № 44

68

Виды симметрии в изделиях людей

Уч.с. 123-125

Т.с. 45-46 (все)

Информационный материал:

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

     Для учителя:

– Поглазова  О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. – 2-е изд,. доп, - М.: Просвещение, 1991.

               



Предварительный просмотр:

                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим  обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлено на основе программы «Окружающий мир» Поглазовой О.Т.

Основная цель курса – развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных интегративных естественнонаучных знаний о природе, человеке и обществе.      

 Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации  знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

       Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

  1. продолжение разностороннего развития  личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание)  развитие интегративного,  экологического,   вариативного мышления;
  2. последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  3. воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

  В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

  1. «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познай его, интересуйся тем, каким он был»;
  2. «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
  3. «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги  ее красоту и гармонию».

Программа составлена на основе авторской программы Поглазовой О.Т., рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, обеспечена учебными пособиями:

  1. Программа к курсу «Окружающий мир» Поглазова О.Т. – Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006        
  2. Программно- методические  материалы. Окружающий мир. Поглазова О.Т., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006
  3. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. «Окружающий мир». Учебник для 3 класс. В 2-х частях.-  Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009
  4. Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 – х частях. – Смоленск. «Ассоциация XXI век», 2009
  5. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008
  6. Поглазова О.Т. Окружающий мир. Тестовые задания для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009

        

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

3 класс (68 часов)

                                                                           Разнообразие изменений в окружающем мире. (8 ч)

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей  (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними.

Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог.  Современная  метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

Осенние изменения в природе и в жизни человека. (4 ч)

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).

Тела и вещества (4 ч)

        Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное  состояния  вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч)

     Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе.

Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и  современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения.

Правила гигиены при работе с почвой.

Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Экскурсия  на поле, к водоёму (к водонапорной башне, к колодцу).

Зимние изменения в природе и жизни человека. (5 ч)

      Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель,

оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели  для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость

животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.

Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).

Организм человека и его здоровье. (11 ч)

          Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.

Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена

кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний.

Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения.

Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

Развитие животных и растений. (9 ч)

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян.

Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору).

Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.

Весенние изменения в природе и в жизни человека. (6 ч)

Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов.

Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений.

Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.

Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул.

Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка материалов к празднику прилета птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).

Изменение быта и культуры наших предков (11 ч)

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков.

Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Наблюдения, практические и творческие работы:  составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)».

Экскурсии  в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе ученик должен:

  1. знать:

–  смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь,  гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, капель, круговорот; листопад, линька, спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

–  причины изучаемых природных явлений в живой и неживой природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

–  2–4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

–  2–4 примера  изучаемых групп растений и животных; старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы

своей местно сти и пути их решения;

–  условия, необходимые для жизни человеческого, растительного, животного организмов и последовательность их развития;

–  правила  безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

–  способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

–  наблюдаемые свойства  воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, текучесть, летучесть, упругость, пластичность);

–  функции органов человеческого и растительного организмов;

  1. понимать:

–  значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

–  в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

– природа нужна человеку не только для существования, но и для проявления эстетических чувств, создания художественных  произведений;

–  окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения, происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

–  человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

– опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей;

  1. уметь:

–  описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

–  сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать  изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

–  объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природыи живых организмов в создании почвы, роль растений на

Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйствен ной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

–  приводить примеры  природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

–  наблюдать  природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы, сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;

–  экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

–  осуществлять поиск учебной информации  в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения,  эксперимент);

–  представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);

–  формулировать и обосновывать  правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

–  создавать творческие работы  на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов); –  оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

  1. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

–  решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;

–  определения  местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края;

экологических проблем своего края и способов их решения;

–  освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

–  использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

–  ухода за растениями, домашними животными;

–  овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

–  соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

–  оценки  последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Энциклопедический словарь юного натуралиста.- М.: «Педагогика», 1981
  2. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины».- М.: «Просвещение», 1991
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные. Насекомые. Экология. География. История. Космос. Чудеса природы. Человек. - М.: АСТ, 1999, 2000
  4. Акимушкин И.И. Мир животных: в 3–х томах .- М.: «Молодая гвардия», 1971
  5. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной.- М.: Издательство Эксмо, 2006
  6. Тайны природы. Детская энциклопедия.- М.: «Махаон», 2008
  7. Интерактивная модель «Планеты Солнечной системы».
  8. «Человек. Природа. Общество». (Электронное пособие).

КАЛЕНДАРНО -   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ      

(из расчета 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Дата

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практическая работа, ч.

Проверочная работа, ч.

Экскурсия, ч.

Разнообразие изменений в окружающем мире.

8

6

1

-

1

1.1

Земля – наш общий дом. Россия- многонациональное государство (татары, мордва, армяне). Повторение и систематизация знаний 1 и 2 классов.

1

-

-

-

1.2

Разнообразие изменений в окружающем мире.

1

-

-

-

1.3

Времена года. Старинный и современный календарь.

1

-

-

-

1.4

Природные явления и погода.

1

-

-

-

1.5

Необычные природные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных явлений.

1

-

-

-

1.6

Температура и её измерение.

1

-

-

1.7

Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе.

-

-

1

1.8

Прогноз погоды.

1

-

-

-

Осенние изменения в природе и в жизни человека.

5

4

-

1

-

2.1

Осень в неживой природе.

1

-

-

-

2.2

Растения осенью.

1

-

-

-

2.3

Осенние явления в жизни животных.

1

-

-

-

2.4

Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи наших предков.

1

-

-

-

2.5

Обобщающий урок. Проверочная работа № 1 по теме: «Осенние изменения в природе и жизни человека».

-

1

-

Тела и вещества.

4

1

2

1

-

3.1

Тело и вещество. Три состояния вещества.

1

-

-

3.2

Строение и свойства веществ.

-

1

-

3.3

Удивительные открытия.

-

1

-

3.4

Обобщающий урок. Проверочная работа № 2 по теме: «Тела и вещества».

-

-

1

Свойства воздуха, воды, почвы.

11

5

5

1

-

4.1

Воздух и его состав.

1

-

-

-

4.2

Свойства воздуха.

-

1

-

-

4.3

Движение воздуха.

1

-

-

4.4

Вода и ее свойства.

-

1

-

-

4.5

Очистка воды.

-

1

-

-

4.6

Превращения воды.

-

1

-

-

4.7

Круговорот воды в природе.

1

-

-

4.8

Почва, ее состав и свойства.

1

-

-

4.9

Обитатели почвы.

1

-

-

4.10

Почва - кормилица.

1

-

-

4.11

Обобщающий урок. Проверочная работа № 3 по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы».

-

-

1

-

Зимние изменения в природе и в жизни человека.

6

4

1

-

1

5.1

Экскурсия «Зима в природе».

-

-

-

1

5.2

Зимние явления.

-

1

-

-

5.3

Растения зимой.

1

-

-

-

5.4

Зима в жизни животных.

1

-

-

-

5.5

Зима в жизни наших предков.

1

-

-

-

5.6

Январь – середина зимы.

1

-

-

-

Организм человека и его здоровье.

10

9

-

1

-

6.1

Организм человека.

1

-

-

-

6.2

Надежная опора и защита.

1

-

-

-

6.3

Мышцы и их назначение.

1

-

-

-

6.4

Органы дыхания.

1

-

-

-

6.5

Питание и органы пищеварения.

1

-

-

-

6.6

Кровь и кровообращение.

1

-

-

-

6.7

Органы очистки организма.

1

-

-

-

6.8

Органы чувств.

1

-

-

-

6.9

Нервная система и ее роль в организме.

1

-

-

-

6.10

Обобщающий урок. Проверочная работа №1 по теме: «Организм человека и его здоровье».

-

-

1

-

Развитие животных и растений.

8

7

-

1

-

7.1

Весна – утро года.

1

-

-

-

7.2

Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны.

1

-

-

-

7.3

Проверочная работа №2.

-

-

1

-

7.4

Размножение животных. Красная книга Кировской области. (выхухоль, лесная соня, северный олень)

1

-

-

-

7.5

Развитие рыб и земноводных. Красная книга Кировской области. (русский осетр, быстрянка)

1

-

-

-

7.6

Чудесные превращения.

1

-

-

-

7.7

Растение – живой организм.

1

-

-

-

7.8

Развитие цветкового растения. Стебли и листья растений.

1

-

-

-

Весенние изменения в природе и в жизни человека.

5

4

-

-

1

8.1

Размножение растений.

1

-

-

-

8.2

Растение – единый организм. Красная книга Кировской области. (ветреница лесная, венерин башмачок)

1

-

-

-

8.3

Экскурсия. Водоемы Кировской области (р. Вятка)

-

-

-

1

8.4

Весенние изменения в природе.

1

-

-

-

8.5

Весна в жизни людей.

1

-

-

-

Изменение быта и культуры наших предков.

11

10

-

-

1

9.1

Что и как изучает история.

1

-

-

-

9.2

Природа в жизни наших предков.

1

-

-

-

9.3

Уклад жизни на Руси.

1

-

-

-

9.4

Жизнь на селе в старину.

1

-

-

-

9.5

Старинный город.

1

-

-

-

9.6

Занятия горожан в старину.

1

-

-

-

9.7

Торговое дело на Руси. Промыслы вятчан.

1

-

-

-

9.8

Одежда наших предков.

1

-

-

-

9.9

Учение на Руси.

1

-

-

-

9.10

Экскурсия в краеведческий музей.

-

-

-

1

9.11

Обобщающий урок.

1

-

-

-

ИТОГО

68

50

9

5

4

Экскурсий-4

Практических работ-9

Проверочных работ-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...