Земля и человечество
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Вострикова Марина Олеговна

Обобщающий урок по теме "Земля и человечество" прошёл в интересной и занимательной форме. Ученики работали по группам, выполняя творческие  задания, которые они предоставили на суд жюри.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Земля и человечество».

Цели урока: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к наследию человечества.

Оборудование: физическая карта мира, предметы старины, карточки со словами, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, кроссворды.

                                                       Ход урока

I Организационный момент, сообщение темы и целей урока

                      Скорей за работу, скорей за работу!

                      Сегодня нас ждёт ролевая игра.

                      И роли уже распределены.

                      Познакомьтесь, вот они.

II Повторение пройденного.

- Закройте глаза и послушайте: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша Земля.(Дети открывают глаза и видят глобус.) Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно».

- А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

- Что для этого нужно?

- Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания. (см приложение1)

Получилось название темы «Окружающий мир».

III Ход игры.

   На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе – табличка с названием группы.( Астрономы, историки, географы, экологи)

- Перед вами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

I этап «Разгадай кроссворд – найди ключевое слово».

Решив кроссворд группа определяет ключевое слово, обозначающее, чем является мир с точки зрения этой группы.

( Кроссворды см в приложении 2 )

  Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова.

- Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

II этап «Практическая работа»

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.

  - Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий

Материалы: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

  - Узнайте и подпишите материки и океаны.

Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

Экологи работают с картой мира.

Материалы: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

  - Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

    Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам:

- Что входит в состав Солнечной системы? ( Солнце и планеты )

- Какое у них общее название? (Небесные тела)

Вопросы к географам:

- Какую работу выполнила ваша группа? (Собрали карту полушарий)

- Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли)

Вопросы к историкам:

- Почему вы выбрали эти предметы?

- Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники)

Вопросы к экологам:

- Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия)

- Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия)

 - Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?( Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие)

- Что ещё вы бы добавили к этому высказыванию? (Это растительный и животный мир).

III этап – Тест «Земля и человечество».

  Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

(Тесты см в приложении 3)

IV этап – Словарный диктант «Термины».

  - Наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)

  - Наука, изучающая прошлое? (История)

  - Хранилище документов? (Архив)

  - Специалист, изучающий астрономию? (Астроном)

  - Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? (Археология)

  - Запись событий год за годом? (Летопись)

  - Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки? (Археолог)

  -Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать – всё это … (Исторические источники).

IV Подведение итогов игры

   - Что является для человечества домом? (Планета Земля)

   - Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это)

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда-победительница.

Проводится награждение.

Домашнее задание

   Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий тест по окружающему миру, по разделу: "Земля и человечество"

В этот тест по окружающему миру для 4 класса входят вопросы по всем темам из раздела "Земля и человечество". Тест расчитан на среднего учащегося....

КВН "Земля и человечество"

КВН проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир"....

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс"Земля и человечество"

Контрольно-измерительные материалы по курсу "Окружающий мир" для 4 класса в форме тестов....

Окружающий мир. "Земля и человечество"

Урок по окружающему миру. Изучается в разделе "Земля и человечество",  4 класс...

Тест.Окружающий мир. 4класс. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Раздел "Земля и человечество". "Школа России".

В больших темах для более устойчивого запоминания учениками материала провожу короткие тесты по изученным разделам общей темы. Такие тесты  занимают немного времени на уроке, но дают общую картин...

Тема урока: «Земля и человечество»

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся....