Главные вкладки

    Земля и человечество
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Вострикова Марина Олеговна

    Обобщающий урок по теме "Земля и человечество" прошёл в интересной и занимательной форме. Ученики работали по группам, выполняя творческие  задания, которые они предоставили на суд жюри.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Земля и человечество».

    Цели урока: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к наследию человечества.

    Оборудование: физическая карта мира, предметы старины, карточки со словами, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, кроссворды.

                                                           Ход урока

    I Организационный момент, сообщение темы и целей урока

                          Скорей за работу, скорей за работу!

                          Сегодня нас ждёт ролевая игра.

                          И роли уже распределены.

                          Познакомьтесь, вот они.

    II Повторение пройденного.

    - Закройте глаза и послушайте: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша Земля.(Дети открывают глаза и видят глобус.) Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно».

    - А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

    - Что для этого нужно?

    - Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания. (см приложение1)

    Получилось название темы «Окружающий мир».

    III Ход игры.

       На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе – табличка с названием группы.( Астрономы, историки, географы, экологи)

    - Перед вами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

    I этап «Разгадай кроссворд – найди ключевое слово».

    Решив кроссворд группа определяет ключевое слово, обозначающее, чем является мир с точки зрения этой группы.

    ( Кроссворды см в приложении 2 )

      Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова.

    - Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

    II этап «Практическая работа»

    Астрономы собирают модель Солнечной системы.

    Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.

      - Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

    Географы собирают карту полушарий

    Материалы: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

      - Узнайте и подпишите материки и океаны.

    Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

    Экологи работают с картой мира.

    Материалы: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

      - Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

        Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.

    Вопросы к астрономам:

    - Что входит в состав Солнечной системы? ( Солнце и планеты )

    - Какое у них общее название? (Небесные тела)

    Вопросы к географам:

    - Какую работу выполнила ваша группа? (Собрали карту полушарий)

    - Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли)

    Вопросы к историкам:

    - Почему вы выбрали эти предметы?

    - Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники)

    Вопросы к экологам:

    - Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия)

    - Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия)

     - Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?( Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие)

    - Что ещё вы бы добавили к этому высказыванию? (Это растительный и животный мир).

    III этап – Тест «Земля и человечество».

      Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

    (Тесты см в приложении 3)

    IV этап – Словарный диктант «Термины».

      - Наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)

      - Наука, изучающая прошлое? (История)

      - Хранилище документов? (Архив)

      - Специалист, изучающий астрономию? (Астроном)

      - Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? (Археология)

      - Запись событий год за годом? (Летопись)

      - Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки? (Археолог)

      -Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать – всё это … (Исторические источники).

    IV Подведение итогов игры

       - Что является для человечества домом? (Планета Земля)

       - Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это)

    Оценивается работа каждого игрока.

    Определяется команда-победительница.

    Проводится награждение.

    Домашнее задание

       Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий мир».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий тест по окружающему миру, по разделу: "Земля и человечество"

    В этот тест по окружающему миру для 4 класса входят вопросы по всем темам из раздела "Земля и человечество". Тест расчитан на среднего учащегося....

    КВН "Земля и человечество"

    КВН проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир"....

    Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс"Земля и человечество"

    Контрольно-измерительные материалы по курсу "Окружающий мир" для 4 класса в форме тестов....

    Окружающий мир. "Земля и человечество"

    Урок по окружающему миру. Изучается в разделе "Земля и человечество",  4 класс...

    Тест.Окружающий мир. 4класс. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Раздел "Земля и человечество". "Школа России".

    В больших темах для более устойчивого запоминания учениками материала провожу короткие тесты по изученным разделам общей темы. Такие тесты  занимают немного времени на уроке, но дают общую картин...

    Тема урока: «Земля и человечество»

    урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся....