Тема урока: «Земля и человечество»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Играева Инна Александровна

 

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Цель: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога;

развивать познавательную активность детей, умение работать с учебником и дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: физическая карта мира; предметы старины; карточки со словами; раздаточный материал для каждого этапа игры.

Ход урока

I.          Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждет ролевая игра

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они.

Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ

ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ

ЭКОЛОГИ                                                                                                                                                                                                                      

- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

II.  Ход игры

На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе -табличка с названием группы.

I этап. ЗЕМЛЯ и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова и записывают их на доске.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы:

  • Созвездие. (Весы)
  • Прибор, который используют в работе астрономы. (Телескоп)
  • Планета, названная в честь богини красоты. (Венера)
  • Созвездие, по которому можно определить зрение. (Плеяды)
  • Солнце – это …  (Звезда)
  • Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. (Нептун)
  • Планета – кроха. (Плутон)
  • Американское название профессии человека, летающего в космос. (Астронавт)
  • Самая голубая планета. (Земля)

8

7

2

9

5

3

4

1

6

  1. Кроссворд для географов

Вопросы:

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. (Полюс)
  2. Самый маленький материк. (Австралия)
  3. Изображение земной поверхности на плоскости. (Карта)
  4. Тепловой пояс, в котором мы живем. (Умеренный)
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюс. (Меридиан)
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушарие. (Экватор)
  7. Самый большой по площади материк. (Евразия)

2

4

6

7

3

5

1

  1. Кроссворд для историков

Вопросы:

  • Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. (Летопись)
  • Хранилище документов. (Архив)
  • Специалист по истории. (Историк)
  • Событие, случившееся после рождения Христа – это … . (Наша эра)
  • Десять веков. (Тысячелетие)
  • Счет лет называется … . (Летоисчисление)
  • Наука, которая узнает о прошлом, изучая предметы, извлекаемые из земли. (Археология)

5

1

3

6

7

4

2

Кроссворд для экологов

Вопросы:

  • Международная экологическая организация. (Гринпис)
  • Природное наследие России  - озеро … . (Байкал)
  • Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное … . (Наследие)
  • Национальный парк Африки. (Серенгети)
  • Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология)
  • В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающихся в охране. (Красная книга)
  • От каждого человека зависит … нашей планеты. (Будущее)
  • Московский … - Всемирное культурное наследие. (Кремль)
  • Гробница царя Мавсола из Семи чудес света. (Мавзолей)

4

6

9

7

1

3

5

8

2

- Окружающий нас мир - это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

II этап «Практическая работа»

1. Астрономы собирают модель Солнечной системы.

- Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.

  • Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

2. Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

- Узнайте и подпишите материки и океаны.

  1. Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.
  2. Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

  • Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия. Группы работают одновременно.

После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам:

  • Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты.)
  • Какое у них общее название? (Небесные тела.)

Вопросы к географам:

  •  Какую работу выполнила вторая группа? (Собрали карту полушарий.)
  • Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли.) Вопросы к историкам:
  • Почему вы выбрали эти предметы? (Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа, ключ от амбара и т.д.)
  •  Как с точки зрения историков называются эти вещи?

 (Исторические источники.)

Вопросы к экологам:

  • Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. Большой каньон — объект Всемирного наследия в Северной Америке и т.д.)
  • Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия.)
  •  Сделаем вывод: что же такое окружающий мир? (Окружающий мир — это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие.)
  • Что еще вы бы добавили к данному высказыванию? (Это растительный и животный мир и т.д.)

III этап — тест «Земля и человечество»

- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащиеся работают за компьютерами  (тест в формате HTML)

Тест «Земля и человечество»

1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется ...

а) экология;

б) география;

в) астрономия; 

г) история.                                                                                                                                                                                                      

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...

а)  Юрий Гагарин;

б)  Нил Армстронг;

в)  Алексей Леонов.

3.  Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется ...

а)  глобус;

б)  географическая карта.

  • Какое из данных созвездий - Большой Пес?

                                                           

+

                                       

5.  Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...

а) полярный;

б) тропический;

в) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся ...

а) в архивах;

б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XVII век;

б) XVIII век;

в) XIX век;

г) XX век.

8. «Легкими нашей планеты» называют...

а) хвойные леса;

б) тропические леса;

в) широколиственные леса.

9. Эмблему «Большая панда» имеет...

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд дикой природы.

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это …

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

Учащиеся нажимают кнопку «Посчитать баллы», баллы считает компьютер.

IV этап — Словарный диктант «Термины» (Учитель читает, группы совещаются, находят правильный ответ и записывают)

-  Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия.)

-  Наука, изучающая прошлое. (История.)

-  Хранилище документов. (Архив.)

-  Специалист, изучающий астрономию. (Астроном.)

-  Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология.)

-  Запись событий год за годом. (Летопись.)

- Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. (Археолог.)

  • Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать -все это ... (Исторические источники.)

V этап — Домашнее задание.

Группы учащихся готовили сообщения по заданным направлениям: Географы - «Австралия»; Историки - «Находки»; Астрологи - «Марс»; Экологи - «Байкал» (Приложение 1)

III. Подведение итогов игры

-  Что является для человечества домом? (Планета Земля.)

-  Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока. Определяется команда-победительница. Проводится награждение.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе, тема"Сокровища Земли под охраной человечества" с презентацией и технологической картой.

Материал содержит описание "Семи чудес света", объекты Всемирного наследия нашего времени. Урок содержит презентацию с фотографиями объектов Всемирного наследия и "Семи чудес света". К материалу соста...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Презентация к уроку "Земля и человечество" 4 класс. Учебник "Окружающий мир. 4 класс." Плешаков А. А.

Презентация может быть использована на этапах урока: мотивация, рефлексия....

Урок окружающего мира в 4 классе по программе УМК «Школа России» по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества»

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их ве...

Тема урока: Земля имеет форму шара.

                        Тема урока:  Земля имеет форму шара....

Технологическая карта урока Земля и человечество

Технологическая карта урока Земля и человечество...