Главные вкладки

    Урок по окружающему миру в 4 классе.Презентация проектов" По местам боевой славы".
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    Этот урок памяти победы нашего народа в Великой Отечественной войне содержит выступления учеников и учителя  одновременно с демонстрацией презентации. В процессе работы над проектами дети готовили мини-доклады, писали сочинения, подбирали музыку и слайды, оформляли стенд, делали мокеты военной техники. Собранный материал обработали, в результате завершения работы стало внеклассное мероприятие - презентация проектов "По местам боевой славы". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:
















                     Урок 



         по окружающему миру



                в 4 классе.





    Тема урока: Презентация проектов





                  «По  местам боевой славы».

















                        Работа учителя начальных классов



                        МОУ СОШ № 8 г.Карабаново



                         Истоминой Натальи Анатольевны









                                                2010 г.






    Цели: 1. Углубить представление о героическом подвиге советс-        

                    кого народа в Великой Отечественной войне;

                2. Развивать способность сопереживать чувствам   людей,

                    умение слушать окружающих;

               3. Воспитывать чувства патриотизма.

    Оборудование: выставка проектов (рисунки, макеты военной

                             техники, доклады и т. д.), мультимедиа.

                                     Ход урока.

    1. Сообщение темы и цели урока.   

                                                                 

    22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И весь советский  народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

    (звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии)

    Так началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года.  Об этой войне мы и будем говорить сегодня.

      

    Ученик.           Родина!

                             Пламя ударило в небо-

                             Ты помнишь, Родина?

                             Тихо сказала: «Вставай на помощь»

                              Родина.

    (звучит песня « Священная война»)

    1. Презентация проектов.

    У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысячи героев, многие из которых не пожалели своей жизни ради нашего Отечества. Семь российских городов – Ленинград (сегодня Санкт- Петербург), Сталинград (Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула получили высокое звание город- герой. О некоторых из них ребята подготовили сообщение.

    1ученик. (Демонстрация слайда) Немецкое командование рассчитывало на молниеносный ход войны. Но первые же бои сломали все расчеты гитлеровцев. На границе насмерть встали советские пограничники.

        Бессмертен подвиг защитников крепости, пограничников города Бреста. Фашисты рассчитывали захватить его в первый день войны. Началась ожесточенная борьба. Борьба шла за каждый крепостной вал, за каждый форт и бастион. Гитлеровцы предложили защитникам крепости капитулировать. И получили ответ, написанный кровью на куске полотна и вывешенный на одной из стен крепости: «Все умрем за Родину, но не сдадимся!»

     2ученик. Защитники изнемогали от жажды и голода. Особенно тяжело было женщинам и детям. Колодцев внутри крепости не было, а водопровод вышел из строя. С риском для жизни пробирались смельчаки к реке и приносили в котелках воду.

         Прошел месяц войны. Но защитники крепости продолжали оказывать сопротивление врагу. Врагам удалось ворваться в подвалы крепости только тогда, когда защищать их уже было некому. На стенах сохранились записи, оставленные героями: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.07.41 г.»

    3 ученик.( Демонстрация слайдов). К осени обстановка на фронте становится все более тяжелой и опасной. 30 сентября 77 гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. На подступах к Москве сражалась   дивизия под командованием генерала Панфилова. За 6 дней беспрерывных сражений они подбили 60 танков и уничтожили сотни гитлеровцев. Немцы несли огромные потери, но все- таки продвигались к Москве. Смертельная угроза нависла над столицей. 15- 16 ноября немецкое командование предприняло очередное наступление на Москву.

         Защитники Москвы обороняли каждую позицию. Красная армия накапливала резервы и готовилась к решительному наступлению.

        6 декабря войска перешли в наступление. Наступление оказалось настолько мощным, что немецкие войска стали откатываться от Москвы. В ходе  контрнаступления немцы были отброшены от Москвы на 300 километров.

    4 ученик.( Демонстрация слайдов). Фашисты хорошо знали город Ленинград и хотели стереть его с лица земли. В 1941 году, бросив под Ленинград большие силы, немцы вышли на ближние подступы к городу и отрезали его от всей страны. Ленинград оказался в блокаде.

         4 сентября 1941 года в 11 часов    начался обстрел города. 6 сентября разорвались первые бомбы в самом Ленинграде.

         С каждым днем в городе становилось все меньше продовольствия. Покинуть город уже никто не мог. В городе оставалось очень много стариков и детей.

        Первая блокадная зима оказалась особенно тяжелой. Иссякли запасы топлива. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили к прорубям. Не было электричества. Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. За время блокады умерли сотни тысяч людей.

        5 ученик. ( Демонстрация слайдов).Немцы считали, что они задушили, уничтожили город. Им казалось, что в таких условиях просто невозможно выжить. Однако город жил, работал, боролся. На заводах собирали танки, ремонтировали военную технику, производили снаряды, и все это сразу же уходило на фронт.

       20 ноября была установлена самая низкая норма выдачи хлеба- 250 гр. рабочим, 125 гр. всему остальному населению.

       Сейчас у нас есть возможность попробовать настоящий блокадный хлеб. Его испекла для нас по специальному рецепту мама Миши Милкина.  Вот те самые 125 гр., которые выдавались один раз в день.

    (ребенок с мамой проходят с подносом и раздают хлеб)

       6 ученик.( Демонстрация слайда). В марте 1942 г. в блокадном Ленинграде произошло чрезвычайное событие. Состоялся симфонический концерт. Музыканты, отогревавшие пальцы своим дыханием, слушатели, едва живые от голода. Но Седьмая симфония Шостаковича звучала как набат. Эта музыка поднимала, звала на борьбу, на подвиг.

     3. Релаксация.

        Закройте глаза и послушайте отрывок из этой симфонии.

        (звучит музыка)

    1. Продолжение презентации проектов.

    7 ученик. ( Демонстрация слайда).Я расскажу о Тане Савичевой- девочке из блокадного Ленинграда, которая вела дневник. В нем она записывала, когда умирали ее родные. Умирали от холода и голода. Она потеряла сестру, брата, бабушку, дядю- и вот война забрала самое дорогое- маму. Последняя запись в дневнике такая: « Умерли все. Осталась одна Таня.»

     8 ученик. ( Демонстрация слайда). Вся страна помогала Ленинграду. По Ладожскому озеру была проложена «Дорога жизни».12 ноября на тонкий лед спустились первые разведчики. Следом за людьми на лед вышли конные обозы. Они двигались к Ленинграду и везли муку.  22 ноября на лед вышли первые грузовики. Они привозили продовольствие и стали вывозить людей. « Дорога жизни» спасла Ленинград от голодной смерти.

       

    Учитель. Воевали не только взрослые, но и дети. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, расшитыми носовыми платками, кисетами для табака. 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

      - Ребята, а вы знаете юных героев? (ответы детей)

    О подвигах некоторых из них  нам расскажут ребята.

    9 ученик. ( Демонстрация слайда). Зина Портнова- юная партизанка- член подпольной комсомольско - молодежной организации «Юные мстители», разведчица партизанского отряда.

        Активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко - фашистских захватчиков.

        В декабре 1943 г. она получила задание. При возвращении в отряд была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена.

         За проявленный героизм Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

     

    10 ученик. ( Демонстрация слайда).Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты.

        За связь с партизанами была схвачена мама, и вскоре Марат узнал, что ее повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.

       Вместе с сестрой пионер Марат  ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе  партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

        Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

        Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их … и себя.

        За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.      

         

    Учитель. Не обошла война стороной и наш родной край. Тысячи земляков отправились на фронт. Не всем посчастливилось вернуться домой. Многие погибли или пропали вез вести. Многие награждены орденами, медалями, удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

        Об одном таком герое – земляке, карабановце Чулкове Алексее Петровиче расскажет Высоцкая Ирина.

    11 ученик. ( Демонстрация слайда). В 1933г. А. П. Чулков был призван в Красную Армию, окончил Луганскую авиационную школу, зимой 1939 – 1940 г. участвовал в советско  –  финской войне. 

        Великая  Отечественная война для майора Чулкова началась боевыми вылетами на бомбежку вражеских войск,  рвавшихся к Москве. Всего с начала войны по ноябрь 1942г. экипаж А. П. Чулкова совершил 119 боевых вылетов, из них 111 – ночью.

        На рассвете 7 ноября 1942г. эскадрилья майора Чулкова нанесла бомбовый удар по вражескому аэродрому в районе Орши. При развороте на обратный курс в самолет Чулкова ударил снаряд немецкой зенитки. Осколками был убит радист, ранены летчик и штурман.

       Превозмогая боль, истекая кровью, Чулков пытался спасти машину и жизнь экипажа. Но поврежденные рули не слушались. Тогда последним усилием воли, скомандовав штурману и стрелку- радисту «Прыгайте!», он направил горящий самолет на аэродромный склад горючего.

       31 декабря 1942г. майору Чулкову А. П. присвоено звание Героя Сов. Союза (посмертно). Именем Чулкова названа одна из улиц г. Карабаново.

    Учитель. Мои дедушки тоже воевали. Голиков А. И. пропал вез вести в 1943г., Батраков Н. И. вернулся с фронта живым. Затем долгое время жил и работал в г. Карабаново.

      А сейчас Настя Баринова расскажет нам о своих прадедушках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

    12 ученик. Читает сочинение на тему «Моя семья в годы войны».

    5.  Обобщение.

    Учитель.( Демонстрация слайдов). В 1944г. вся территория Сов. Союза была освобождена от врага. Тяжелые бои развернулись в столице Германии – Берлине. Наконец, 2 мая 1945г. Берлин пал, а 8 мая 1945г. Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днем Победы. 24 июня 1945г. на Красной площади состоялся парад Победы. К подножию Мавзолея было брошено 200 гитлеровских штандартов и знамен.  

    В 2010г. отмечается 65- летие со дня победы.

           Около 40 миллионов советских людей погибло в ВО войне.

           Представляете, что это значит? Это значит- 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит- каждый четвертый житель страны погиб.

           Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы ВО войны.

          Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на

    фронтах ВО войны.

          Прошу встать тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте. Голодали, подвергались лишениям в годы войны.

      6.  Минута молчания.

    Почтим их память минутой молчания.

    ( Звучит звук метронома).

    Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды  унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но героический подвиг нашего народа останется в памяти навечно.

        С каждым годом все меньше остается ветеранов В О войны. На их плечи выпали неимоверные тяготы и лишения, они приняли на себя страдания и вынесли это с честью. Будьте же внимательны к ветеранам. Помните, они совершили великий подвиг, защитив наше Отечество от врага.

    13 ученик. В заключении Юля прочитает стихотворение собственного сочинения.

    (или можно прочитать следующее стихотворение)

                       

             Для дружбы, для улыбок и для встреч

             В наследство получили мы планету.

             Нам этот мир завещано беречь

             И землю удивительную эту.

             Завещано беречь нам этот мир-

             Такой неповторимый на рассвете.

              Он с детства очень дорог нам и мил.

              За будущее мира мы в ответе.

             Мы не дадим стать пеплом и золой

             Тому, что красотой земной зовется.

              Пусть будет мирным небо над землей,

             Пусть вечно детство  звонкое   смеется

               Исполняется песня «Солнечный круг»

    1. Итог занятия.

    Какие чувства вызвала у вас эта тема?

    А сейчас мы всех Вас приглашаем посетить выставку экспонатов боевой техники, которую подготовили братья  Саша и Валера Лебедевы вместе со своим дедушкой.

     

    Список используемой литературы :

    1. Батищева О.А., Дзевенская Л.В. Великая Отечественная война. Какая она?  Журнал «Начальная школа» №5  2009г.

    2.Корнева т. Н., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть 3. – Волгоград, 2003.

    3. Рыжова Е.Г., Бахлыкова л. В. Нам этот мир завещано беречь. Журнал «Начальная школа» №5  2006г.

    http://pages.marsu.ru/iac/resurs/istory/foto/page_01.html

    uk.wikipedia.org

    http://foto.rambler.ru/photos/4a013ecc-2beb-5f49-0e72-b8bd251d99bd/

    http://www.softportal.com/software-17692-metronome.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над проектом по окружающему миру в 4 классе "По местам боевой славы".

    Работа над проектом происходила в мини -  группах, каждая из которой имела своё индивидуальное задание. Презентация проектов состоялась накануне праздника Дня победы. Материал был связан с краеве...

    Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»

    На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...

    Конспект урока окружающего мира 2 класс (презентация)

    Урок знакомит детей с разными видами растений. Новая тема усваивается на основе показа мультимедийной презентации и практической работы со схемами из приложения....

    Методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению "Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края"

    Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4-ых классов  по теме "Экспедиция по местам боевой славы Коаснодарского края"...

    Экскурсия по местам боевой славы

    В публикации описаны памятники воинам Великой отечественной войны некоторых сел Суджанского района, списки братской могилы защитников с. Плёхово....

    Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Опасные места». Автор: Тарасенко Т.С.

    1.     ФИО учителя: Тарасенко Татьяна Семёновна2.     УМК: «Школа России»3.     Предмет: окружающий мир4.     Класс: 3 «...