Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Представлена рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.-2.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Утверждаю.

Директор   школы

_______________

Белякова  М.Н.

Приказ № ____

от  «30» августа 2011 года

Рабочая   программа   по учебному предмету

«Окружающий мир »

для  обучающихся   2 «Б» класса

 

                                          Учитель – Щербакова Л.Г.

                                      2011 год

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

      Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественно – научное и экологическое образование и включает курс «Мир вокруг нас» (Окружающий мир) (2 класс) на   основе  «Программы по окружающему миру для  1 - 4 классов начального общего образования  общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник «Мир вокруг нас», для 2 класса в двух частях, автор А.А. Плешаков; рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях «Мир вокруг нас». А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009г; Проверь себя: тетрадь для учащихся 2 классов начальной школы в 2 ч. А.А.Плешаков. – М.; Вита-Пресс, 2009г.

            Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)  и  предназначена  для  обучающихся  2 классов  (общеобразовательного  класса четырёхлетней начальной школы).

Новые понятия: дикорастущие и культурные растения,  «Красная книга», компас, экономика.

Задачи:

  1. обучение задавать вопросы, приведение знаний детей в систему;
  2. формирование представлений об окружающем мире (объектах), о его разнообразии, свойствах;
  3. проведение наблюдений за происходящими процессами в окружающем мире, связанными с деятельностью человека, за сезонными изменениями в природе;
  4. формирование умений действовать в природе, веси себя;
  5. обогащение детского нравственного опыта.

Дети должны знать:

  1. различия между травой, кустарником, деревом;
  2. различия между дикими и домашними животными;
  3. основные признаки времён года;
  4. правила бережного отношения к богатствам природы.

Дети получат сведения: о своём городе, о видах транспорта, наиболее распространённых профессиях, о правилах личной гигиены, о правилах поведения на улицах и в быту.

Общеучебные умения и навыки:

I.        Организация учебного труда

  1. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  2. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

  1. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  2. Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV.        Мыслительные умения

  1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.

Выделять основное в несложном практическом задании.

  1. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  2. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  3. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  4. Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  5. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  6. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

 

Практическая часть: экск. 4        

                               

 Рабочая  программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания начального (четырёхлетнего) общего образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

      Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

       К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

      Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

      1.   Идея многообразия мира.

      2.   Идея экологической целостности мира.

      3.   Идея уважения к миру.

Преобладающие виды работы:

  1. Экскурсии, наблюдения
  2. Практические и проверочные работы
  3. Тесты

Приемы, методы и формы работы:

  1. разнообразные виды практической  работы
  2. исследовательская работа, краеведение
  3. творческие работы  - составление тематических презентаций, проектов

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

       Курс способствует пробуждению у учащихся интереса и любви к природе, ко всему живому, накоплению жизненного опыта.

      Содержание курса  позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, литературное чтение, технология).

        Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках , а с другой  - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

Программа 68 часов

Где мы живём 2 часа

Природа 21 час

Жизнь города и села 12 часов

Здоровье и безопасность 10 часов

Общение 5 часов

Путешествия 17 часов

Заключение 1 час

Календарно-тематический    план.

1 полугодие

Наименование раздела программы

Тема урока

примечание

Дата

Намеченная/

скорректированная

Где мы живём?

Что нас окружает?

экскурсия

Природа.

Живая и неживая природа.

экскурсия

Явления природы.

Про воздух.

Про воду.

Что такое погода?

Как измеряют температуру?

предметный урок

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Что где растёт, кто где живёт…

В гости к осени.

экскурсия

Неживая природа осенью.

Живая природа осенью.

Дикорастущие и культурные растения.

предметный урок

Дикие и домашние животные.

Комнатные растения.

Живое рядом с нами.

экскурсия в зоомагазин

19

Про кошек и собак.

20

«Красная книга».

21

Возьми под защиту

22

Невидимые нити.  

23

Будь природе другом!

проверочная работа

24

Проверь себя.

тест

Жизнь города и села.

25

Город и село.

26

Наш дом.

экскурсия «Русская изба»

27

Какие бывают дома.

28

Что такое экономика?

29

Первые деньги.

30

Из чего что сделано? Чудеса из глины.

предметный урок

31

Из чего что сделано? Как делают шерстяные вещи.

предметный урок

32

Из чего что сделано? Как рождается книга.

3 ЧЕТВЕРТЬ

тема урока

примечание

дата

В гости к зиме.

Экскур

сия или предмет

ный урок

Растения и животные зимой.

С кем дружит ель.

Как узнать деревья зимой.

Труд в разные времена года.

Как построить новый дом.

Какой бывает транспорт?

Берегись автомобиля!                                  обж

Как человек научился плавать.

Как человек научился летать.

Пассажирский транспорт.

В универмаге.

Экскур

сия

Культура и образование.

Все профессии важны.

Экскур

сия в музей

Здоровье и безопасность.

Строение тела человека.

Предмет

ный урок

Главные правила сохранения здоровья.

Домашние опасности. Пожар.                     обж

Лесные опасности.

Как нужно купаться.

Очень подозрительный тип.

Проверь себя.

Общение.

21

В семье и в школе.

22

Правила вежливости.

23

Мы среди людей.

     24

Проверь себя.

Путешествия.

25

Зачем нужен компас?                                   обж

Предмет

ный урок

практи

ческая ра

бота

27

Поверхность нашего края.

28

Водоёмы нашего края.

29

В гости к весне.

30

Путешествие по родной стране.

рассказ о Домодедовском  крае

31

Путешествие по Москве.

32

Город на Неве.

33

По океанам, материкам и странам.

знакомство с картой

34

Путешествие в космос.

35-36

Впереди лето. Что мы узнали и чему научились за год.

Перечень  учебно – методического   обеспечения

для   учителя : А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2009 г.; А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2009г; А.А.Плешаков. Проверь себя: тетрадь для учащихся 2 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2009г.

 Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс» М.: Просвещение, 1998 г; А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  А.А. Плешаков.

- мультимедийные пособия

  1. Электронные плакаты для начальной школы (окружающий мир)
  2. Презентации учителя и учащихся

образовательные  Интернет-ресурсы

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов;

http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html; Работа с одаренными детьми в начальной школе

Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» - http://catalog.iot.ru - где собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов по образованию.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

для  учащихся: А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2009 г.; А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2009г; А.А.Плешаков. Проверь себя: тетрадь для учащихся 2 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2009г.

Согласовано.   

Заместитель  директора  по  УВР      

_____________                                  

Предейн  А.О.                                      

«____»__________2010 года

Согласовано.                                       

Заместитель  директора  по НМР      

 _____________                      

   Наумова Л.В.                                      

 «____»__________2010 года

Согласовано.

Протокол № 1

от «___»_________2010 года

Руководитель  УВЦ

 учителей начальных классов

_____________________

    Щербакова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...