Моря, озёра и реки России. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Открытый урок по окружающему миру. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моря, реки и озёра России. 4 класс.18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Моря, озёра и реки России. 4 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи:  

Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

 Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.

 Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

 Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

медиапроектор;

экран;

презентация;

учебник, рабочая тетрадь;

Физическая карта России;

Карта полушарий;

Географический атлас Башкортостана;

карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,

 И дожди шумят над ней.

 В целом свете, в целом свете

 Нет страны её родней!»

 Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На  карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)

Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.

Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.

Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.

Среднесибирское плоскогорье (1)

Восточно-Европейская равнина (2)

Западно-Сибирская равнина (3)

Самые высокие горы России (Кавказские горы)

Каменный пояс земли (Уральские горы)

Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)

Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

 – Что называют водными просторами? (Слайд 2)

 – Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

 – Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

 – Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

 – Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

 О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

 – Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

 – Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)

Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.

Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

Каспийское море.

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)

 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.

 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.

 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.  

 После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)

 Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)

 Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)

 Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)

 Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)

 Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)

 Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)

Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

Назовите океаны, омывающие Россию.

Назовите моря Тихого океана.

Назовите моря Северного Ледовитого океана.

Назовите моря Атлантического океана.

Какие самые крупные озера страны запомнили?

Назовите реки Восточно-Европейской равнины.

Назовите реки Западно-Сибирской равнины.

Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.  

Вода какого озера самая чистая?

Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

Какие сведения показались наиболее интересными?

Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,

 Не видно нигде берегов…

 Мы с детства о море мечтаем

 О дальних огнях маяков.

 Летят белокрылые чайки –

 Привет от родимой земли

 И ночью, и днём

 В просторе морском

 Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника с. 72–77.

Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.

Сделать сообщение о реках и озерах  Башкортостана.

Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, озёра и реки России

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Моря , озёра и реки России"....

Тест "Моря, озёра и реки России" (окружающий мир, 4 класс)

Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив  макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу у...

Моря, озёра и реки России. 3 класс

план-конспект открытого урока по окружаещему миру. (Образовательная система  "Школа 2100")...

Тест по теме "Моря, озёра и реки России" 4 класс

Тест к уроку Окружающего мира 4 класс позволит проверить знания детей по теме "Моря, озёра и реки России"...

окружающий мир 4 класс по теме « Моря, озёра и реки России».

урок по окружающему миру по теме « Моря, озёра и реки России» с использованием кейс технологии....

Презентация 4 класс Школа России тема:Моря,озёра и реки России

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при знакомстве с новым материалом....

Технологическая карта урока Окружающий мир «Моря, озёра и реки России» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о морях, озёрах и реках России, познакомить с их местонахождением, формировать умение работать по карте. Задач...