Полезная ли птица синица?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Решетникова Наталья Николаевна

Научно-исследовательская работа в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sinicy.zip2.92 МБ
Package icon municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.zip104.74 КБ
Package icon pamyatka.zip6.36 КБ
Package icon sinichka.zip2.66 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Павловская СОШ» Научно-исследовательская работа Автор: Вагенлейтнер Лилия , учащаяся 1 класса Руководитель: Решетникова Наталья Николаевна

Слайд 2

«Полезные» или «вредные»

Слайд 3

Наш русский лес очень нуждается в друзьях-охранителях. Д. Кайгородов

Слайд 4

Птицы – это часть живой природы. Они оживляют поля, рощи, парки своими песнями, красотой, подвижностью. Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у нее же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

Слайд 5

Цель: Определить роль синиц в природе и в жизни человека. Задачи: * Подобрать и изучить литературу о жизни синиц. * Понаблюдать за птицами в природе. * Определить значение синиц в природе и в жизни человека. * Составить памятки «Как подкармливать птиц зимой» * Сделать зимнюю кормушку для птиц.

Слайд 6

Методы и приемы: * наблюдение за синицами; * сбор информации о синицах; * творческая работа Гипотеза: Если изучить значение синиц в жизни природы и человека, то можно узнать, полезные или вредные это птицы. Объект исследования: синица

Слайд 7

Однажды мое внимание привлекли громкие птичьи голоса. Я взглянула на дерево и увидела птиц. Их было много, и они одновременно все кричали. Птицы были смелыми: они не улетели, увидев меня, а продолжали дальше изучать трещины в коре дерева.

Слайд 8

Я стала за ними наблюдать. Они были подвижными: качались на ветках, свешивались вниз головой. В этом им помогали их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Одна из птиц заметила меня и отвлеклась от остальных. Я стала ее рассматривать.

Слайд 9

Грудка у неё желтая, а посередине – черный галстук; спинка зеленая; на голове шапочка; щечки белые; хвост короткий, крылья и хвост серого цвета. Красивая птица!

Слайд 10

Почему же этих птиц называют синицами – ведь у них нет синих перьев? Прислушавшись к голосам птиц, я услышала: «Си-си-си». Птица громко попискивала, будто сама себя называла. Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Слайд 11

Холодно и голодно птицам зимой. Все покрыто глубоким снегом. Трудно синичке добывать корм. Голодные они замерзают. В холодную зиму из 10 птичек выживает только одна. Сытой птичке не страшен мороз. Вот и летят птицы ближе к жилью человека.

Слайд 12

Я решила помочь синичкам в голодное время. Вместе с папой мы сделали кормушку и повесили ее около дома. Каждый день я оставляла там корм. Сначала я не знала, что любят птицы, и угощала их тем, что любила сама. К кормушке прилетали синицы и воробьи, и другие птички.

Слайд 13

Но никто из них не клевал конфеты, апельсины, зато они с удовольствием склевывали хлебные крошки, семечки, маленькие кусочки сала.

Слайд 14

Оказывается, синица всеядна. За день она съедает насекомых в два раза больше, чем весит сама. Летом она питается гусеницами, мухами, жуками. Осенью ест ягоды и плоды. Весной лакомится семенами и жуками.

Слайд 15

Среди насекомых, которыми питается синица, очень много вредных, которые вредят деревьям – клопы, листоеды, тля. Эти насекомые губят зеленые насаждения, приносят вред природе и человеку. Синицы съедают этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели.

Слайд 16

Синицы отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца практически круглый год. В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Птицы являются санитарами: они уничтожат мух, которые разносят кишечные заболевания.

Слайд 17

Итак, гипотеза о том, что синицы – полезные, оказалась верной. Никакого вреда человеку они не приносят, а, наоборот, охраняют наши леса, сады и парки от вредных насекомых. А еще они радуют нас своим пением и красотой. Поэтому людям зимой нужно помогать птицам выжить. Надо делать для них кормушки. Пусть им будет тепло и сытно в холодное время.

Слайд 18

Вывод На основе наблюдений за синичками и изучения литературы делаю вывод о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны: - соблюдать правила поведения в природе; - делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой; - защищать и охранять птиц. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

Слайд 20

Памятка «Как подкармливать птиц зимой». 1. Сделать для птиц любую кормушку, они бывают разные. 2. Развешивать их в местах, спокойных для птиц и доступных для человека. 3. Кормушку можно повесить около дома. Из окна интересно за синицами наблюдать. 4. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно. 5. Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм. 6. Следите, чтобы в кормушке не было снега. 7. Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнечника.

Слайд 21

Для презентации использованы следующие материалы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 ( CD-ROM) Картинки и фотографии и звуковые файлы взяты с интернета Яндекс – картинки – синица .



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\265px-Parus_major_m.jpg

«Полезные» или «вредные»

синицы?

Выполнила:

Вагенлейтнер Лилия Дмитриевна,

ученица 1 класса

Руководитель:

Решетникова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

Павловка - 2011 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3

Обоснование проекта …………………………………………………………….4

Наблюдение за синицами ………………………………………………………..4

Питание синиц ……………………………………………………………………5

Значение синиц в природе ……………………………………………………….6

Вывод ……………………………………………………………………………...6

Памятка ……………………………………………………………………………6

Литература ………………………………………………………………………..7

Приложение ……………………………………………………………………….8

Введение.

Место исследования:         с. Павловка

Угловский район

Алтайский край

Объект исследования: синицы

Время исследования: сентябрь – февраль 2010-11 г.

Актуальность темы:

Наблюдая природу, люди ставят перед ней вопросы и у нее же ищут ответы на них. Птицы – это часть живой природы. Они оживляют поля, рощи, парки своими песнями, красотой, подвижностью.  Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы? Узнав все об этих птицах, я смогу рассказать об их пользе своим одноклассникам и другим детям.

Я пользовалась «Энциклопедией  животных», ресурсами Интернета, наблюдениями.

Наш русский лес очень нуждается
в друзьях-охранителях.
Д. Кайгородов

Птицы – это часть живой природы. Они оживляют поля, рощи, парки своими песнями, красотой, подвижностью.
Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение.
Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у нее же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

Цель:
Определить роль синиц в природе и в жизни человека.

Задачи:
* Подобрать и изучить литературу о жизни синиц.
* Понаблюдать за птицами в природе.
* Определить значение синиц в природе и в жизни человека.
* Составить памятки «Как подкармливать птиц зимой»
* Сделать зимнюю кормушку для птиц.

Цель:
Определить роль синиц в природе и в жизни человека.

Задачи:
* Подобрать и изучить литературу о жизни синиц.
* Понаблюдать за птицами в природе.
* Определить значение синиц в природе и в жизни человека.
* Составить памятки «Как подкармливать птиц зимой»
* Сделать зимнюю кормушку для птиц.

Однажды мое внимание привлекли громкие птичьи голоса. Я взглянула на дерево и увидела птиц. Их было много, и они одновременно все кричали. Птицы были смелыми: они не улетели, увидев меня, а продолжали дальше изучать трещины в коре дерева.

Я стала за ними наблюдать. Они были подвижными: качались на ветках, свешивались вниз головой. В этом им помогали их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Одна из птиц заметила меня и отвлеклась от остальных. Я стала ее рассматривать.

Грудка у неё желтая, а посередине – черный галстук; спинка зеленая; на голове шапочка; щечки белые; хвост короткий, крылья и хвост серого цвета.

Красивая птица!

Почему же этих птиц называют синицами – ведь у них нет синих перьев? Прислушавшись к голосам птиц, я услышала: «Си-си-си». Птица громко попискивала, будто сама себя называла. Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Холодно и голодно птицам зимой. Все покрыто глубоким снегом. Трудно синичке добывать корм. Голодные они замерзают. В холодную зиму из 10 птичек выживает только одна. Сытой птичке не страшен мороз. Вот и летят птицы ближе к жилью человека.

Я решила помочь синичкам в голодное время. Вместе с папой мы сделали кормушку и повесили ее около дома. Каждый день я оставляла там корм. Сначала я не знала, что любят птицы, и угощала их тем, что любила сама. К кормушке прилетали синицы и воробьи, и другие птички.

Но никто из них не клевал конфеты, апельсины, зато они с удовольствием склевывали хлебные крошки, семечки, маленькие кусочки сала.

Оказывается, синица всеядна. За день она съедает насекомых в два раза больше, чем весит сама. Летом она питается гусеницами, мухами, жуками. Осенью ест ягоды и плоды. Весной лакомится семенами и жуками.

Синицы отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца практически круглый год. В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Птицы являются санитарами: они уничтожат мух, которые разносят кишечные заболевания.

Итак, гипотеза о том, что синицы – полезные, оказалась верной. Никакого вреда человеку они не приносят, а, наоборот, охраняют наши леса, сады и парки от вредных насекомых. А еще они радуют нас своим пением и красотой. Поэтому людям зимой нужно помогать птицам  выжить. Надо делать для них кормушки. Пусть им будет тепло и сытно в холодное время.

Вывод:
На основе наблюдений за синичками и изучения литературы делаю вывод о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:
- соблюдать правила поведения в природе;
- делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
- защищать и охранять птиц.
                ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

Памятка «Как подкармливать птиц зимой».
1. Сделать для птиц любую кормушку, они бывают разные.
2. Развешивать их в местах, спокойных для птиц и доступных для человека.
3. Кормушку можно повесить около дома. Из окна интересно за синицами наблюдать.
4. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
5. Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
6. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
7. Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнечника.

Литература:

  1. Современная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных», 2006 г.
  2. Википе́дия — свободная универсальная интернет-энциклопедия. Синицы.

Приложение.

Больша́я сини́ца, или больша́к — самый крупный и наиболее многочисленный из всех встречающихся в России видов синицевых птиц. Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, где обычна на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. За небольшим исключением, размножается с конца января по сентябрь, делая две кладки за сезон. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения.

Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.

Внешний вид

Подвижная, вертлявая птица. В Европе самая крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыле также заметна тонкая белая поперечная полоса.

Самки похожи на самцов, однако в целом немного более тусклые — чёрные тона на голове и груди имеют более тёмно-серый оттенок, ошейник и чёрная полоса на брюхе тоньше и иногда может прерываться. Каёмка на верхних и средних кроющих скорее зеленовато-серая, нежели чем зеленовато-синяя у самцов. Подхвостье более белое. Молодые птицы похожи на самок, однако шапочка у них скорее буроватая либо буровато-оливковая, а пятно на затылке маленькое и расплывчатое. У вида хорошо выражена географическая изменчивость — выделяют более 30 подвидов, отличных по оттенкам окраски спины, надхвостья, груди, боков, интенсивности белого цвета на рулевых. Кроме того, ряд подвидов демонстрируют небольшие экологические различия.

Пение

Большая синица обладает богатым голосовым репертуаром — специалисты выделяют до 40 вариаций издаваемых ею звуков. При этом одна и та же особь одновременно способна чередовать три—пять вариантов, различных по ритму, тембру, относительной высоте звуков и количеству слогов. Особенно активен самец, поющий в течение почти всего года, за исключением поздней осени и ранней зимы.

Песня — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», вроде зяблика, то испуганно затрещит: «пинь-тарара» или с бесконечными интонациями повторяет свой двухсложный посвист: «фи-фи». В конце зимы, приблизительно с февраля, большие синицы становятся оживленнее. В оттепель уже слышится их двух- или трехсложный напев — ритмичное повторение звенящих или иногда как бы «звякающих» звуков («ци-ци-фи-ци-ци-фи» или «цу-ви-цу-ви-цу-ви»). У каждого певца интонация своеобразная. День за днем эти напевы становятся громче и длиннее, невольно привлекая внимание своей оригинальностью. Аналогичное стрекотание имеется и у зяблика, однако у синицы оно имеет более звонкий тембр. Песня часто звучит при общении между членами пары, либо когда птица возбуждена. Кроме собственно пения, имеется и так называемая подпесня — мелодичное тихое щебетание, «мурлыканье», чаще всего исполняемое в феврале или марте.

Распространение

Распространена в Евразии на всём протяжении с запада на восток, а также на северо-западе Африки. В Европе встречается почти повсеместно, за исключением Исландии и безлесого крайнего севера Скандинавии, Кольского полуострова и России. В Азии отсутствует в приполярных и полярных районах Сибири, в высокогорье и зоне пустынь Центральной и Средней Азии, на Ближнем Востоке южнее Израиля, Сирии и северного Ирака. В юго-восточной Азии обитает в странах Индокитая, на островах Ява, Суматра, Малых Зондских островах и частично Борнео. В Скандинавии и Финляндии на север поднимается до 68° с. ш. Восточнее отмечена в районе Архангельска, ещё восточнее в верховьях Печоры. В бассейнах Оби, Енисея и в долине Лены не встречается севернее 61-й параллели. За пределами материка отмечена на Британских, Балеарских, Японских островах, на Корсике, Сардинии, Сицилии, Крите и других островах Эгейского моря, Кипре, южной части Сахалина, острове Хайнань, многочисленных островах юго-восточной Азии.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/Kj%C3%B8ttmeisegg.jpg/200px-Kj%C3%B8ttmeisegg.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Meise_900.jpg/250px-Meise_900.jpg

Местообитания

В холодное время года большая синица остаётся в местах гнездовий либо кочует на небольшие расстояния.

В гнездовой период населяет леса самых разных типов, чаще всего лиственные и смешанные, где встречается на открытых участках, опушках, вдоль речных долин и по берегам озёр. В Европе наибольшей численности достигает в зрелых дубовых лесах, где имеется изобилие пустот в деревьях. В Сибири гнездится по окраинам тайги, как правило не далее 10—15 км от жилья человека. В сплошном тёмном лесу встречается редко. Обычна в лесостепной зоне, где концентрируется в прибрежных зарослях ивняка и берёзовых рощах, а также на открытых пространствах с редкими деревьями. В Монголии обитает на лесистых холмах и в полупустынном ландшафте. На склонах Гималаев встречается в светлых лиственных и смешанных лесах с участием дуба, конского каштана, сосны и кедра гималайского. В горах поднимается в швейцарских Альпах до 1950 м, в горах Атласа до 1850 м, Гималаях обычно до 1800 м (однако на северо-западе Индии до 1200—2440 м, в Непале до 3050 м, в районах Ладакх и Читрал до 3660 м над уровнем моря), в центральном Китае до 1650 м, в Тибете до 4040 м, в китайской провинции Сычуань до 4420 м над уровнем моря.

Образование городов и хозяйственная деятельность человека благоприятно сказалась на распространении этой птицы — вырубка лесов способствовала увеличению подходящих мест для гнездовий, а зимняя подкормка помогает перенести неурожайные годы. Синица охотно селится в садах, парках (в том числе и городских), садоводствах, по окраинам полей, в лесопосадках.

Размножение

Сезон размножения продолжается с конца января по сентябрь, при этом кладка яиц часто зависит от доступности корма. В конце января стайки синиц распадаются, и птицы занимают гнездовые территории, становясь агрессивными по отношению к пришельцам. Во время ухаживания самец держится несколько выше самки, скачет с ветки на ветку со слегка распущенными крыльями и хвостом, взлетает вверх и мягко планирует к месту будущего гнезда, ритуально кормит партнёршу.

На Украине и юге России первые песни самца можно услышать в середине февраля, на севере на одну или две недели позже. Для гнезда чаще всего выбирается дупло дерева на высоте 1,5—5 м от земли, однако в случае недостатка подходящих мест может быть использовано и иное закрытое место — мышиная нора, пустота в наружной стене постройки, расщелина в скале либо стене, искусственная дуплянка, синичник. Строительством и обустройством гнезда занимается исключительно самка. В качестве основного материала используются мох, тонкие веточки, прошлогодние стебли трав, лишайники, а также шерсть животных, перья, коконы пауков и паутина — этой массой заполняется внутреннее пространство укрытия. В населённых пунктах иногда в ход идёт также и мягкий мусор — вата, обрывки ниток и т. п. Диаметр лотка 40—60 мм, глубина 40—50 мм.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b9/Great_Tit_nestling.jpg/200px-Great_Tit_nestling.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/Parus.JPG/200px-Parus.JPG

Подросший птенец

В сезон обычно две кладки, первая из которых на большей части ареала приходится на конец апреля — начало мая, а вторая — на июнь. Полная кладка состоит из 5-12 яиц, при этом во второй раз птица обычно откладывает меньшее (обычно на 2 меньше) количество яиц, нежели чем в первый. В некоторых странах Западной Европы специалисты обнаружили интересный феномен — в районах с сильным загрязнением воздуха самка может насиживать пустое, без единого яйца, гнездо. Яйца белые, со слегка блестящей скорлупой, с многочисленными красновато-коричневыми пятнами и крапинами. Размеры яиц (16—20) х (12—15) мм. Самка сидит плотно в течение 12—14, изредка до дней, в то время как самец добывает корм и кормит её. При приближении к гнезду человека наседка громко шипит, а при непосредственной опасности взлетает и кружит над гнездом вместе с самцом. Выведшиеся птенцы на голове и спине покрыты серым пухом, полость клюва оранжевая. Потомство вскармливают оба родителя, принося им в гнездо в среднем 6—7 г пищи на каждого птенца в день. Птенцы находятся в гнезде 16—22 дней, после чего приобретают способность к полёту, однако ещё в течение примерно недели полностью зависимы от родителей. Даже спустя это время молодые птицы часто держатся недалеко от гнезда и время от времени подкармливаются родителями. Второй выводок держится вместе с родителями до 50 дней, когда с приходом осени птицы сбиваются в стайки. Максимально известная продолжительность жизни — 15 лет.

Питание

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/74/Parus_major_in_flight_01.jpg/200px-Parus_major_in_flight_01.jpg

В Европе синицы принимают пищу прямо из рук человека

В период размножения питается мелкими беспозвоночными и их личинками, уничтожая большое количество лесных вредителей. Его основу в этот период составляют гусеницы бабочек, пауки, долгоносики и другие жуки, двукрылые (мухи, комары, мошки) и полужесткокрылые (клопы, тля и т. п.). Также употребляет в пищу тараканов, прямокрылых (кузнечиков, сверчков), мелких стрекоз, сетчатокрылых, уховёрток, муравьёв, пчёл (предварительно удалив жало), двупароногих многоножек, клещей и др. Птенцов выкармливают главным образом гусеницами бабочек, длина которых не превышает 1 см.

Осенью и зимой возрастает роль разнообразных растительных кормов, в том числе семян бука лесного и лещины обыкновенной.  Кормится на полях бросовым зерном ржи, кукурузы, пшеницы, овса. На северо-западе России отмечены плоды и семена следующих растений: сосны, ели, липы, клёна, берёзы, сирени, щавеля конского, репейника, пикульников, бузины красной, рябины, ирги, черники, подсолнечника и конопли. В отличие от других видов синиц, таких как лазоревки и московки, собственных зимних запасов не делает, однако искусно находит и охотно употребляет в пищу корма, спрятанные другими птицами. Иногда употребляет в пищу падаль. Часто посещает птичьи кормушки, где кормится семечками подсолнуха, остатками пищи, несолёным салом и сливками из оставленных молочных пакетов.

Корм добывает в кроне деревьев, чаще всего в нижнем ярусе, а также в листве кустарников и подлеска. Иногда ищет опавшие семена и плоды растений на земле. Плоды с твёрдой скорлупой, такие как орехи, предварительно долбит клювом, придерживая добычу лапкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Урок-суд (творческая игра) .Тема: "Кукушка - вредная или полезная птица?"

Творческую игру можно провести на уроке окружающего мира....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Синицы - полезные птицы.

Интересный материал о синицах....

Проект «Синицы…полезные или «вредные» птицы»

Проект "Синицы...полезные или вредные птицы"...