Учебный материал в раздел " Начальная школа"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по русскому языку (1-4 класс)

Конспект урока по литературному чтению " Живая шляпа" 2 класс по программе " Школа России"

Презентация урока по окружающему миру " Формы земной поверхности" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

г. Дзержинска  Нижегородской области

Принята педсоветом

МОУ СОШ №23

Г. Дзержинска

протокол № _______ от______________

Утверждена директором

МОУ СОШ №23

_____________ О.В. Палеева

приказ № _______ от_____________

Программа

занятий по реализации внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

                                       

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Автор:

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Белозерова Надежда Викторовна

г. Дзержинск

2011

Пояснительная записка

                                                                           Русский народ создал язык яркий,

                                                                           как радуга после весеннего ливня,

                                                                           меткий, как стрелы, певучий и

                                                                           богатый, задушевный, как песня

                                                                           над колыбелью…

                                                                                                             Л. Н. Толстой

В Концепции модернизации российской системы образования сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом, учитывая необходимость осуществления преемственности между  начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Данная программа модифицированная, познавательной направленности,

составлена на основе авторской программы Сомочкиной Л.А. «Занимательная грамматика».

Цель данной программы: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи программы:

  1. Расширить и углубить запас знаний учащихся;
  2. Формировать лингвистическую компетенцию;
  3. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;
  4. Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;
  5. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;
  6. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы.

Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.

Срок ее реализации: 4 года.

Форма организации: кружок.

Курс рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2-4 классах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма занятия: групповая

Структура занятий:

  1. теоретическая часть
  2. практическая часть
  3. игровая часть

Продолжительность занятий:

1 класс -  30-35 мин.

2 -4 класс -  40-45 мин.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Подходы к организации кружковой деятельности

Главным подходом к организации кружковой деятельности является личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями.

Отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности предполагает использование на занятиях способов организации и презентации содержания  обучения, которые развивают у школьников мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.

К таким способам организации обучения в первую очередь относятся равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие учеников, при котором школьники активно общаются друг с другом; систематическая рефлексия учащимися опыта своего коммуникативного поведения и общения.

В качестве форм и методов презентации учебного материала предлагается широко использовать такие виды, как слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения; коллективное сочинение скороговорок, сказок, загадок, подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть скороговорок, загадок и т.д., а также привлекать зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произвольного и непроизвольного запоминания.

Прогнозируемые результаты:

  1. Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  2. Участие в школьных и городских  олимпиадах.

Календарно-тематическое планирование

1-й класс (33ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие: обзор основных тем курса. Беседа о значении русского языка. Сказка о русском языке.

1

2

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

1

3

Знаки для звуков – буквы. Звуки – оболочки слов, не обладают сами по себе значением.

1

4-5

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

2

6-7

Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).

2

8

Сюжетная игра “Сказание о Слове”. Слово – имя собственное.

1

9

Игра – сказка “Пропавшие имена”.

1

10-11

Собираем слова. (Работа с разрезной азбукой). Делим на слоги.

2

12-13

Игры Деда Буквоеда. (Игры со словами и буквами)

2

14-15

“Колдовство” букв. Метаграммы, анаграммы.

2

16

Два родных брата - твёрдый знак и мягкий знак.

1

17-18

Учимся разгадывать кроссворды, ребусы.

2

19

Чудесные превращения слов. Ударение меняет значение. Сказка О. Погореловского  “Вот что с буквами случилось”.

1

20

Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

1

21

Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя).

1

22-23

Сочиняем сказку по опорным словам.

2

24

Играем в загадки. Сочиняем загадки.

1

25

Скороговорки. Чистоговорки. Игра “Кто внимательный?”

1

26

“Кто – кто в алфавите живёт?” Викторина “33 родных сестрицы”.

1

27-28

Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.

2

29

Познавательная игра – конкурс “Грамотеи”.

1

30

Олимпиада среди членов кружка.

1

31

Анализ ошибок.

1

32

Выпуск газеты “Весёлые сочинители”.

1

33

Викторина “Знаток русского языка”.

1

Итого

33

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  1. все звуки и буквы русского языка;
  2. их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающие должны уметь:

  1. различать гласные и согласные звуки и буквы;
  2. правильно произносить звуки, вычленять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  3. распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  4. обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  5. определять место ударения в слове;
  6. вычленять слова из предложений;
  7. правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  8. делить слова на слоги и для переноса;
  9. устно составлять  небольшой текст на определённую тему по вопросам учителя.

Формируемые УУД:

Класс

Личност-ные УУД

Регулятив-ные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

1 класс

1. Освоить  роль ученика; формирова-ние интереса (мотивации) к учению.

2. Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художест-

венных текстов с точки зрения общечелове-ческих норм.

1. Организо-вывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий по внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий по внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

1. Ориентиро-ваться в книге: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группиро-вать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

2-й класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

1

2

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

1

3

“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

1

4

“А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)

1

5

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

1

6

Добрый “волшебник” - Ударение.

1

7-8

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).

2

9

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

1

10

Звонкие и глухие “одиночки”.

1

11

Из чего строятся слова? (разбор по составу)

1

12-13

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.

2

14-15

Приключения в стране “Имя существительное”.

2

16-17

Приключения в стране “Имя прилагательное”.

2

18

Дружба имени существительного с именем прилагательным.

1

19-20

Здравствуй, дядюшка, глагол!

2

21-22

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

2

23-24

Одно и тоже, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.)

2

25-26

Слова с противоположным значением. (Антонимы.)

2

27-28

Что такое творчество? Палиндромы - перевёртыши, анаграммы. Чтение шуточных стихов.

2

29

Чтение и сочинение чистоговорок.

1

30

Работа над кроссвордами и загадками.

1

31

Игры со словом. (“Наоборот”, “Грамматическая арифметика”, игры с перестановками букв и др.)

1

32

Олимпиада среди членов кружка.

1

33

Анализ ошибок.

1

34

Итоговое занятие. Выпуск газеты “Страна  слов и звуков”.

1

Итого

34

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  1. названия и порядок букв русского алфавита;
  2. признаки гласных и согласных звуков;
  3. ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  4. способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким знаком;
  5. правила переноса слов;
  6. предложение как единицу речи.

Обучающиеся должны уметь:

  1. правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  2. распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  3. правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  4. делить слова на слоги;
  5. переносить слова по слогам;
  6. распознавать изученные части речи;
  7. писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран;
  8. проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
  9. ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы;
  10. правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом;
  11. составлять текст по вопросам учителя;
  12. различать синонимы, антонимы.

Формируемые УУД:

Класс

Личност-ные УУД

Регулятивные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

2 класс

1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.            2. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художест-венных текстов с точки зрения общечелове-ческих норм.

1. Самостоя-тельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.

3. Определять цель  деятельности с помощью учителя и самостоятельно

4. Определять план выполнения заданий по внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.                  6. Корректиро-вать выполнение задания в дальнейшем.   7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентиро-ваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установлен-ному правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию из дополнительных источников.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

3-й класс (34 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

1

2

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

1

3

Незаменимый мягкий знак.

1

4

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

1

5

Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

1

6

Волшебник “Ударение”.

1

7

Из чего же, из чего же состоят слова?

1

8

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму.

1

9-10

В стране парных звонких и глухих согласных.

2

11

В стране одиноких согласных.

1

12-13

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

2

14

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

1

15

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

1

16

Новые друзья корней – приставки.

1

17

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

1

18

Слова – части речи.

1

19

Имя существительное – часть страны “Речь”.

1

20

Как у существительных род появился.

1

21

Доброе утро, имя прилагательное!

1

22

Имя прилагательное – часть страны “Речь”.

1

23

Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).

1

24-25

Глагол – часть страны ”Речь”.

2

26

Глагол и его друзья.

1

27

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола).

1

28

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

1

29

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила с использованием словарей. Игра “Лишнее слово”.

1

30

Фразеологические обороты.

1

31

Игры, ребусы, загадки, кроссворды. Что такое шарада?

1

32

Олимпиада среди членов кружка.

1

33

Анализ ошибок.

1

34

Итоговое занятие. Выпуск газеты “Весёлая грамматика”.

1

Итого

34

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  1. правила правописания слов с изученными орфограммами;
  2. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);
  3. главные члены предложения;
  4. состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;
  2. разбирать предложения по членам предложения;
  3. обозначать на письме интонацию перечисления;
  4. разбирать слова по составу;
  5. проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
  6. писать правильно слова с удвоенными согласными;
  7. определять род, число имен существительных и имен прилагательных;
  8. определять число, время глаголов;
  9. писать НЕ с глаголами;
  10. работать со словарем, группировать и подбирать слова на определенные правила;
  11. различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
  12. составлять  связные тексты по картинке;
  13. различать фразеологизмы.

Формируемые УУД:

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  “добро”, “терпение”, “справедли-вость”, “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”.           2. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.           3. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художествен-ных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоя-тельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоя-тельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий во внеурочной деятельности и жизненных ситуациях.

3. Определять цель  деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий  по внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.            6. Корректиро-вать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.                   7. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

1. Ориентиро-ваться в книге: определять умения, которые будут сформирова-ны на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоя-тельно предполагать, какая  дополнитель-ная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложен-ных учителем словарей, энциклопе-дий, справочников. 3. Извлекать информацию, представлен-ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)                4. Представ-лять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.                    5. Анализиро-вать, сравнивать, группировать различные объекты,  факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4-й класс (34 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

1

2

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

1

3

Почему подлежащее и сказуемое – главные члены в предложении?

1

4

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

1

5

Как морфология порядок навела. (О частях речи).

1

6

Имя существительное – часть страны Речь.

1

7

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

1

8

Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).

1

9

Слова –“двойники”. (Омонимы).

1

10

Пёстрое семейство синонимов. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1

11

Великое противостояние антонимов.

1

12

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1

13

Очень занимательное – имя прилагательное.

1

14

Имя прилагательное – часть страны “Речь”.

1

15

Словарное богатство родного языка.

1

16

Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?

1

17

Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

1

18

Глагол – часть страны “Речь”.

1

19

Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

1

20

Глагол и его друзья.

1

21

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

1

22

Сила любви. НЕ с глаголами.

1

23

Откуда появились глаголы – исключения?

1

24

Хорошо ли ты знаешь глагол?

1

25-26

В царстве наречий.

2

27-28

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.          Ссора предлогов со всеми словами.                              Служебное положение частиц.

2

29

Хорошо ли ты знаешь части речи? Обобщение знаний.

1

30

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

1

31

Олимпиада среди членов кружка.

1

32

Анализ ошибок.

1

33-34

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Составление сборника  о русском языке (стихи, загадки, сказки, тесты).

2

Итого

34

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  1. звуки и буквы, алфавит;
  2. состав слова, образование слов (простейшие случаи);
  3. главные и второстепенные члены предложения;
  4. признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Обучающиеся должны уметь:

  1. писать слова с изученными орфограммами;
  2. писать и разбирать предложения с однородными членами;
  3. различать омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы;
  4. производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор;
  5. находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами;
  6. различать падежи, ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи, правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений;
  7. различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы;
  8. правильно писать НЕ с глаголами;
  9. отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить;
  10. различать типы спряжения глаголов;
  11. правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа;
  12. различать типы склонений имен существительных.

Формируемые УУД:

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

4

класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности “терпение”, “настоящий друг”, “справедли-вость”, “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”, и т.д.

 2. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образова-тельного маршрута.        3. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художествен-ных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоя-тельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентиро-ваться в книге: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоя-тельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализиро-вать, сравнивать, группировать различные объекты.

5. Самостоя-тельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовы-вать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.                8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Содержание программы

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям нового образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

Методическое обеспечение программы

Методы и формы организации

 Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”,  1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением-2. М.: “5 за знания”, 2005 г.
  8. Журналы: «Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  9. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. М.: “ВАКО” 2009 г.
  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. Ярославль: “Академия развития”, 2007 г.
  14. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  15. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  16. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  17. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  18. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  19. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  20. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  21. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  22. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Н. Н. Носов. Рассказ «Живая шляпа» (2 урок).

Цели урока: 1. Продолжить работу по рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа».

                       2. Развивать навыки  выразительного чтения, самостоятельной работы, орфографическую зоркость, чтение по ролям.

                       3. Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.

4.Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: учебник « Родная речь», карточки с заданиями, портрет писателя, рисунки детей, выставка книг.

Ход урока.

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

  1. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости и я, надеюсь, что наш урок им понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время.

2. Дыхательная гимнастика.

- Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.

- Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на новом слове:

- С неба падают снежинки.

3. Постановка цели урока:

-Сегодня мы продолжим работу по рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа»,

  1. Будем развивать навыки выразительного чтения, самостоятельной работы.
  2. Будем развивать логическое мышление, память и внимание.
  3. В конце урока я познакомлю вас с выставкой книг Н. Н. Носова.

4.Речевая разминка.

  1. Сели правильно. Подготовим язычок выразительному чтению текста.

На доске текст:

- Вот у теплой печки кот

- Песенку свою поёт:

- День сегодня за окошком

- Хмур, хмур, хмур …

- Подремлю в тепле немножко

- Мур, мур,мур.

-Прочитаем:

- жужжащим чтением

- роботами

- за диктором ( медленно, быстрее, быстро)

- только гласные

5. Проверка домашнего задания:

   

Проверим домашнее задание.

Дома вы научились выразительно читать

рассказ, который как назывался?…

Д- «Живая шляпа»

  1. Кто его написал?…

Д-«Н. Н. Носов»

  1. Что интересного запомнили вы из биографии автора?
  2.  Как звали мальчиков?

Д-« Володя и Вадик.»

- Как звали котёнка?

Д –« Васька.»

-Какое чувство испытали мальчики, когда увидели «живую шляпу»?

Д-«Страх, испуг.»

-При чтении их диалогов вы должны передать состояние мальчиков, их волнение. (Вывешиваю таблички).

-дрожащий голос-

-шёпот-

-крик-

-ужас в голосе-

-радостные возгласы-

(Выразительное чтение рассказа)

Диалог-разговор двух лиц.        

6. Закрепление изученного материала

  1. Работа с текстом:

-Сейчас, ребята, будем работать с текстом.

Задание 1.

(Раздаю листы с  заданиями для самостоятельной работы, чтобы отметили карандашом  так или не так было в рассказе Носова «Живая шляпа»).

А) Котенок Васька сидел на полу или шкафу?

Б) Володя и Вадик видели или не видели, как Васька попал под шляпу?

В) Кто хотел поднять шляпу Володя или Вадик?

Г) Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

Д) Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

Е) Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Задание 2. Проверка  внимания:

-Давайте проверим, насколько внимательны вы к словам, которые читаете. Раздаю листы  с заданием, на них написано самое начало рассказа.Некоторые буквы пропущены. Какие буквы надо вставить? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

-Проверка работы. ( с .54 )

Текст: К_тёнок Васька с_дел на п_лу возле к_мода и л_вил мух. А на к_моде, на самом кр_ю, л_жала шляпа…

Физкультминутка «Моя книга»

Открой скорее книжку .

В книжке мошка, мышка, мишка.

В книжке мячик – круглый бок.

Вверх – вниз, прыг – скок.

В книжке зонт. Открой и пой.

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко, близко.

На цветной картинке киску долго глажу я рукой.

Ведь у киски мех такой – тёплый.

Задание 3. Игра « Угадай-ка»                                  

-Из слов убежали все гласные, помогите вернуть их на место.

-Все эти слова встречались вам сегодня в рассказе:

кмд         Влд          Вдк

шлп        стл          двн

кхн         кмнт        крзн

                                            ктнк       кртшк

7. Закрепление изученного материала.

  1. Подготовительная работа к чтению по ролям.
  1. Сколько здесь действующих лиц?…

-Осторожно отметьте карандашом слова Вадика и Володи.

  1. Чтение по ролям: (работа в группах с. 54,2 абзац)
  1. Ребята, а могут ли быть шляпы живые?…
  2. Кто был лучшим Володей?
  3. А кто Вадиком?

8. Итог урока:

-Чему учит нас этот рассказ?…

- Что было самым интересным на уроке?

9. Знакомство с выставкой книг. Н. Н. Носова, детскими рисунками

-Давайте вспомним, какие рассказы Носова вы читали?

-Посмотрите, какие рисунки нарисовали ребята.

- Весёлые рассказы Носова вызывают смех и улыбку. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если  вы смеётесь над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки людей, уметь самим  рассказывать о каком либо забавном случае.

10.Домашнее задание.

-Прочитать ещё раз рассказ, разделить на части, составить план и подготовить краткий пересказ. ( задание 6 с.59 )

-Написать мини-сочинение на свой похожий случай из жизни по желанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Формы земной поверхности Белозёрова Н. В. МОУ «СОШ № 23» 2010 год

Слайд 2

Равнины Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах можно встретить возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – овраги .

Слайд 3

Горы Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Чаще всего горы расположены рядами- горными хребтами.

Слайд 4

Холмы и горы Холмы имеют высоту до 200 метров, горы – более 200 метров. Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров.

Слайд 5

вершина склон подошва Строение холма и горы:

Слайд 6

Подошва - это то место, где начинается холм или гора. Вершина – самая высокая часть холма или горы. Склоны располагаются между вершиной и подошвой.

Слайд 7

Красота гор

Слайд 9

Формы земной поверхности: Горы Равнины : плоские холмистые