"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» для 4-го класса
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Дети знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Постепенно к началу 8 класса интерес ослабевает. Это обусловлено сложностью материала и нерационально написанного учебного материала.

 Цель:

  • сформировать основы химического мировоззрения

Задачи:

  • научить аккуратно работать с веществами
  • изучить некоторые свойства веществ
  • привить практический интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._him._kruzhok.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение

Средняя образовательная школы  с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 Департамента образования города Москвы

"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум»

для 4-го класса

Куликовой Ольги Васильевны

воспитателя ГПД

Москва

РЕЦЕНЗИЯ

На статью "Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» в группе продленного дня для учащихся начальной школы» воспитателя ГПД Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 Куликовой Ольги Васильевны.

 Статья О.В. Куликовой  посвящена организации естественнонаучного практикума для учащихся начальной школы с целью подготовки к осознанному, мотивированному обучению естественнонаучным дисциплинам в старшей школе. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку пропедевтический подход к естественнонаучному образованию  является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение учащимися приемами наблюдения, анализа, аккуратности, умения работать в команде  является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. Автором проведена серьезная работа по выявлению интересов учащихся, грамотному подбору посильных для изучения явлений, определению форм обучения и способов реализации  обратной связи и контроля при проведении занятий.

Статья Куликовой Ольги Васильевны  "Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» в группе продленного дня для учащихся начальной школы» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

 Методист химии ГОУ ОМЦ ВОУО ДО                           Л.В. Позднякова


Пояснительная записка

В России в рамках общей  образовательной реформы была развернута программа « Обновления гуманитарного образования в России». Эта программ реализуется совместными усилиями Министерства образования России, Государственного комитета РФ по образованию.

Основная цель образования, создание нового поколения учебников и учебных пособий, ориентированных на ценности современного демократического общества. Характер этих изменений обусловлен необходимостью реализации идеи непрерывного образования как основного личностного самоопределения учащихся.

Процесс обновления гуманитарного образования может быть успешным, при выполнении условий:

  1. учет школьных ситуаций в развитии обновления
  2. создания высококачественного школьного учебно-методического комплекта, обеспечивающих высокий уровень требований образовательных программ, интересов и запросов учащихся и их родителей.

         Младшие школьники стремятся к поисковой преобразовательной деятельности. Постепенно к началу 8 класса интерес ослабевает. Это обусловлено сложностью материала и нерационально написанного учебного материала.

В моем кружке значительная роль принадлежит различным видам анализа, наблюдениям, экспериментам, диалогам с учениками. Они знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы, но видеть их  в своих руках и наблюдать превращения,  происходящие  с ними, позволяет воспитывать человека, настроенного на творчество.

Цель:

  1. сформировать основы химического мировоззрения

Задачи:

  1. научить аккуратно, работать с веществами
  2. изучить некоторые свойства веществ
  3. привить практический интерес

 Я  организовала кружок «Химия в жизни человека». Проводить его можно в ГПД, после самоподготовки, время  должно составлять менее 30 минут один раз в неделю. Участники кружка пополняют и систематизируют знания о веществах, которые встречаются в повседневной жизни. Необходимо использовать занимательную информацию, настольные игры химического содержания, красочные праздничные мероприятия и, обязательно, химические эксперименты.

Особенности химического эксперимента в младших классах

  1. Эксперимент не подразделяют на химический, физический, биологический.
  2. Следует учитывать психофизические особенности детей этого возраста. Не проводить длительные опыты. Наряду с устными и письменными пояснениями надо последовательно показывать все опыты («делай как я»)
  3. Опыты должны идти с комментариями и с продуманными точными вопросами.
  4. Химические опыты необходимо выполнять подряд, обсуждать, а потом сменить вид деятельности, переключившись на игру, сообщение, рассказ о хобби и т.п.
  5. Если не хватает реактивов можно использовать вещества с кухни.
  6.  Обязательно  опыты должны быть безопасны.
  7. В классе, где проводятся опыты, должен быть огнетушитель, вода, полотенце, мыло, полиэтиленовая пленка на столы, пластмассовый таз.
  8. Подумать, как хранить материалы и утилизировать отходы.
  9. Использовать доступные, термины или придуманные символы
  10. Рабочие тетради не должны иметь больших записей. Лучше изготовить специальные  рабочие тетради.
  11. Иметь халаты

Некоторые методики

I. Знакомство с посудой.

Посуда необходима для проведения опытов, а также для хранения веществ:

  1. пробирки, химические стаканы, мензурки. колбы, воронки.
  2. фарфоровые чашки
  3. шпатель, пипетки,
  4. термометр, весы, штатив

Для закрепления сведений о химической посуде и приборах  можно использовать стихи загадки

Чтобы опыт был красивым,

 Нам поможет великан:

Из стекла для реактивов,

Сам Химический стакан

У меня вверху есть дырка,

Чтобы сыпать и вливать,

Я – стеклянная Пробирка

Это химик должен знать

Я – Фарфоровая чашка,

Из меня, увы, не пьют,

Для еды не варят кашу,

Во мне опыты ведут.

Химик знает об одном:

Что есть Колба с круглым дном,

Также есть и непреклонная –

Колба, только плоскодонная.

Из стакана струйкой звонкой:

Жидкость будем наливать

Если лить через Воронку,

 Можно будет фильтровать

Химик капает раствор

Аккуратно, очень метко

А помощница ему –

Я – стеклянная Пипетка

Я – Шпатель, наблюдаю строго,

Чтоб веществ не брали много

Довольно горстку зачерпнуть,

Потом водицей сполоснуть

.

Химикам известно многим

Целым будет реактив

В их пробирке. Ведь, как ноги,

 Пробирок есть Штатив

За расчерченным стеклом

Пишут цифрами объем

В меня только жидкость льют

И Мензуркою зовут

Фитилек мой зажигай

И что хочешь нагревай

Спирт во мне сгорает ловко,

А зовут меня Спиртовка

Две чашки- близняшки,

Точны, как часы,

Все время в упряжке,

Зовут их Весы

После знакомства с каждым предметом дети зарисовывают их и записывают в рабочую тетрадь. Вместо записей можно наклеить карточки с изображением. Далее надо показать, как наливать жидкости из стаканов, пробирок в другие емкости. Насыпать порошки в ту или иную посуду. Ребята пробуют делать. При необходимости можно иметь один комплект посуды для демонстрации.

Для лучшего запоминания посуды, можно предложить  такие методические приемы ,как расшифровка  анаграмм (колба – лакоб) и устроить командные соревнования по правильному определению названию посуды и приборов

Другой вид соревнований:  карточка с изображением посуды – название на поле, а также составление полного изображения по отдельным фрагментам и т.д.

II. Разделение различных веществ.

Цель: Изучить различные свойства веществ и уметь их разделять

В природе чистые вещества встречаются редко, чаще они входят в состав смесей. В быту мы имеем дело со смесями. Часто человеку нужно вещество без примесей, чистое. Как разделить?  Вот это мы будем делать.

Опыт 1. Разделение магнитом.

Цель. Изучение магнитных свойств

Оборудование и материалы. Магнит, ступка с пестиком, стаканы, бумага, вода, сера, железо (порошок).

Проведение

Серу растереть в ступке. Высыпать на лист белой бумаги. На другой лист насыпать порошок железа. Рассмотреть внешние признаки: сходство и различие. В стакан с водой добавить по щепотки веществ. Сравнить свойства по отношению к воде. Накрыть порции веществ на листках бумаги другими листиками и прикоснуться к ним сверху магнитом.

Растереть в ступке порошки серы и железа. Бросить в стакан с водой по щепотки смеси. Другую порцию смеси насыпать на лист бумаги, накрыть другим листом и поднести магнит. Заполнить рабочую тетрадь Где  записана схема работы. Сделать выводы, зарисовать. Ответить на вопросы.

Почему только измельченный порошок серы не тонет в воде?

Какие свойства серы и железа наблюдали?

Сохраняются свойства каждого вещества в смеси?

Какие свойства использовали в этом опыте?

Опыт 2 Разделение отстаиванием .

Цель: Изучение силы тяжести

Оборудование и материалы. Штатив, стаканы. Цилиндры, делительные воронки, мутная (глина и песок) вода, смесь растительного масла с водой.

Проведение

Взболтайте мутную воду в стакане и вылейте в цилиндр. Перемешайте смесь масла с водой и перелейте в делительную воронку, закрепленную в штативе. Наблюдайте 1,2,3,4,5 мин. Слейте жидкость в чистый стакан. Рассмотрите остаток в цилиндре и воду в стакане. В делительной воронке слейте слой жидкости.

Какие свойства позволили разделить данные смеси?

Можно их считать чистыми?

Где на практике это применяют?

Опыт 3 Разделение смеси фильтрованием.

Цель: Очистка веществ

Оборудование и материалы. Штатив с кольцом, воронка для фильтрования, стаканы, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, стаканы. Вата, марля. Мутная вода. Грязная поваренная соль.

Проведение

Отфильтровать мутную воду через слой марли, ваты и используя фильтр. Аналогичный опыт повторить с поваренной солью, предварительно  растворив ее в воде. Проверите чистоту фильтрата, используя марлю, вату, фильтр из бумаги. Как вы считаете все ли смеси можно разделить фильтрованием?

Опыт 4. Некоторые смеси можно разделить с помощью магнита

Оборудование и материалы. Магнит, листы бумаги, смесь порошка железа с песком, монеты различного достоинства.

Цель: Магнитные свойства железа

Проведение

Смесь помещают на лист бумаги, накрывают другим, подносят магнит и не убирая его переворачивают чистый листок с веществом, притягивающем к магниту.

Какие вещества притягиваются к магниту? Какие вещества выделились из смеси с помощью магнита? На чем основан этот метод? Применяли вы где то на практике или слышали о нем?

Опыт 5. Выпаривание соли и сахара из растворов.

Цель: Изучение некоторых явлений не связанных с превращением одних веществ в другие (физические явления).

Оборудование и материалы. Штатив с кольцом, сетка, фарфоровые чашки для выпаривания, спиртовка, раствор соли и сахара.

Проведение

Налейте 3–4 мл раствора поваренной соли в чашку и проведите выпаривание жидкости почти досуха. Тигельными щипцами снимите чашку с огня и убедитесь, что вода полностью выпарилась. В противном случае осторожно доведите опыт до конца, не допуская излишнего перегрева соли. (О с т о р о ж н о!) Возможно разбрызгивание горячего концентрированного раствора.) После того как чашка с солью остынет, соберите сухой остаток на чистый лист бумаги. Аналогично (о с т о р о ж н о!) проведите выпаривание 3–4 мл раствора сахара. Попытайтесь и в этом случае собрать сухой остаток. Что изменилось? Похожи эти остатки на исходные?

Вопросы и задания для систематизации

 и обобщения понятий темы

Составьте план разделения следующих смесей и ответьте на вопросы:

  1. песок, соль;
  2. песок, глина, древесные опилки;
  3. мелкие железные гвозди, бытовой мусор;
  4. железные опилки, поваренная соль, сера.

  1. Если повар пересолил суп, то рекомендуется опустить в кастрюлю небольшой полотняный мешочек с рисом (20–30 г) на 10–15 мин. На чем основано действие этого «бабушкиного секрета»? Можете ли вы предложить другой способ, как исправить дело?

  1. Муку перед приготовлением теста просеивают через сито. Можно ли просеивание отнести к одному из методов очистки веществ? Если да, то на чем основан этот метод?

  1. В известных сказках мачеха или другие злыдни заставляли героиню разделять некоторые смеси на отдельные компоненты. Вспомните, какие это были смеси и на основе какого метода они были разделены?

III.Удивительное рядом

Опыт 6 .Красивые кристаллы можно вырастить дома.

Цель: Изучение природной кристаллизации.

Оборудование и материалы. Стаканы, спиртовка, капроновая нить, стеклянная палочка, медный купорос, поваренная соль, вода.

Проведение

 Для этого нужно растворить медный купорос в горячей воде, охладить раствор, опустить в него нитку с затравкой (или просто нитку) и подождать несколько часов. На нитке вырастут кристаллы медного купороса размером до сантиметра, которые будут образовывать большие сростки, словно мидии.

Насыпьте пищевую соль в стакан и оставьте минут на 5, предварительно помешав. Стакан с водой нагреется, а соль растворится. Затем добавьте ещё соль и снова перемешайте. Повторяйте этот этап до тех пор, пока соль уже не будет растворяться, и будет оседать на дно стакана. Перелейте его в чистую ёмкость такого же объёма, избавившись при этом от излишек соли на дне. Выберите любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли и положите его на дно стакана с насыщенным раствором. Можно кристаллик привязать за нитку и подвесить, чтобы он не касался стенок стакана. Теперь нужно подождать. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться

Опыт 7.Черный уголь обесцвечивает чернила

Цель: Изучение явления адсорбции

Оборудование и материалы. Коническая колба, все для фильтрования, вода, чернила, таблетки активированного угля.

Проведение.

Приготовьте бледный раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активного угля, лучше растолченного, закройте пальцем и встряхните, как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на  другой, но тоже окрашенный - пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.

Опыт 8. Разноцветные узоры( состав фломастеров)

Цель: Изучение состава цвета.

Оборудование и материалы. Фильтровальная бумага, пипетки, вода, фломастеры различных цветов.

Проведение

Несколькими прикосновениями цветного фломастера в одну и ту же точку получите на фильтровальной бумаге небольшое, но интенсивно окрашенное пятно. Капните каплю спирта или воды в центр пятна и по мере его расплывания добавляйте следующие капли растворителя. Если краситель однороден, то и цветное кольцо получится однородным. Если же краситель фломастера состоит из смеси нескольких красок, то вы получите рисунок из нескольких цветов, соответствующих составу красителя. Окрашенное пятно можно получить на бумаге также с помощью двух или более фломастеров и повторить опыт

Опыт 9. «Колдовское зелье»

Цель: Признаки химического явления.

Оборудование и материалы. Стаканы или банки, неразбавленный уксус, пищевой краситель, блестки, жидкость для мытья посуды. Сода.

Проведение

Налей полбанки чистого уксуса. Добавь несколько капель красителя и немного блесток. Налей в смесь немного жидкости для мытья посуды. Все перемешай. Поставь банку на середину подноса или раковины. Добавь чайную ложку соды и посмотри, что произойдет. Это колдовское зелье. Не пей его.

Опыт 10. Отпечатки пальцев. Детектив идет по следу .

Цель: Изучение неповторимости узоров на кончиках пальцев человека.

Оборудование и материалы. Кухонная губка, толстая кисточка, бумага,

Проведение

Положи губку на старую газету. Кисточкой размажь немного краски по губке. Прижми палец к губке. Он должен хорошо окрасится, чтобы получился четкий отпечаток. Сделай отпечаток пальца на чистом листе бумаги.

.

Опыт 11. Газировка с изюмом.

Цель Изучение пузырьков газа, которые легче жидкости, в которой они находятся. Они поднимаются и тянут за собой изюминку.

Оборудование и материалы. Закрытая бутылка лимонада, стакан, изюм (кишмиш) или смородина

Проведение

Осторожно открой бутылку лимонада и наполни стакан на ¾. Брось несколько изюминок в лимонад. Они опустятся на дно. Понаблюдай, что будет дальше. Подожди несколько минут. Через некоторое время изюминки всплывут на поверхность, а потом опять опустятся на дно. Можно подкрасить лимонад в другой цвет, добавив каплю пищевого красителя.

Опыт 12. Обыкновенное чудо.

Цель. Изучение не смешивающих жидкостей, что легче -  плавает, тяжелее -  опускается на дно.

Оборудование и материалы. Холодная вода, акварель или гуашь, растительное масло, стеклянная банка, густой сахарный сироп

Проведение

Налей полстакана воды, добавь немного акварели или гуаши и перемешай ложкой. Налей 4 ст. л. растительного масла в банку и медленно добавь 4 ст. л. окрашенной воды из банки. Медленно добавь 4 ст. л. Сахарного сиропа. Затем смотри, что будет происходить. А что произойдет, если добавить жидкости в другом порядке? Сколько слоев жидкости получилось? Какой слой жидкости тяжелее (легче)?

Опыт 13. Мешочки с бобами 

Цель. Изучение условий для выращивания взрослого растения. 

Оборудование и материалы. Бобы, небольшой плотный полиэтиленовый пакет, губка для мытья посуды.

Проведение

Наполни стакан холодной водой. Положи туда три или четыре боба и оставь их на сутки. Положи в пластиковый мешочек Вафельную салфетку. Аккуратно расправь её, отрежь лишнее. Степлером по середине скрепи пакет, должна получиться пунктирная линия из скобок по ширине мешочка. Налей в мешочек 4 ст. л.воды. Положи бобы так, чтобы они оказались между скобками. Запечатай пакет ( внутри должно оставаться немного воздуха). Повесь бобы на веревочку в теплое место рядом с батареей и окном. Наблюдай. Все ли бобы растут с одинаковой скоростью? Поэкспериментируй с разными сортами. Когда бобы можно сажать? Что нужно для роста взрослого растения?

Опыт 14.Шоколадные конфеты

Цель. Изучение состояния шоколада и поведения молекул ( из которого он состоит) при повышении температуры.

Оборудование и материалы. 12 г. молочного шоколада, 50 белого шоколада, бумага для выпечки, спиртовка или нагревательный прибор.

Проведение ( можно рекомендовать провести опыт в домашних условиях)

Поставь  противень на бумагу для выпечки и обведи его. Вырежи и положи лист на противень. Помести молочный шоколад в одну миску, а белый шоколад – в другую. Возьми большую кастрюлю и заполни её на четверть водой. Доведи воду до кипения. Сними кастрюлю с огня. Поставь на неё миску с молочным шоколадом. Помешивай его, пока он не растает. Используя прихватки, достань миску из кастрюли. Вновь доведи воду до кипения и сними кастрюлю с огня. Поставь миску сбелым шоколадом на кастрюлю. Помешивая, жди, пока он растает. Сними миску с кастрюли. Ложкой выложи молочный шоколад на противень. Другой чайной ложкой капни на каждую конфету белый шоколад и нарисуй зубочисткой закорючки. Выложи на пергамент белый шоколад и таким же образом укрась его завитушками из черного шоколада. Поставь конфеты в холодильник на 45 минут, а потом сними их с противня и выложи в герметичную посуду. Из каких частиц состоит шоколад? Какая связь между молекулами при комнатной температуре? Почему шоколад при повышении температуры становится жидким?

Опыт 15 Осенние листья. 

Цель. Изучение питания растений

Оборудование и материалы. Опавшие листья и густые краски, кисточка, вода, газета.

Проведение

Собери опавшие листья. Ты можешь хранить их в герметичном пластиковом пакете, в прохладном месте. Выдави из тюбика на тарелку густую краску. Добавь воды и помешай. Положи листок на газету намажь его краской. Положи лист окрашенной стороной на газету и слегка надави, что бы убрать излишки краски. Возьми белый лист бумаги. Положи намазанной стороной на лист бумаги листья. Сделай несколько четких отпечатков. Используй разные листья. Как питаются растения? Что делают корни? Какие вещества они поглощают? В чем  вещества растворяются? Роль стеблей и прожилок листа, которые ты видишь на отпечатке.

Опыт16.Натуральные красители. Крокодил.

Цель. Изучения свойств вещества(танина), содержащегося в чае, кофе. Лимонный сок  - отбеливатель.

Оборудование и материалы. 8 пакетиков чая, 2 ч. л. молотого кофе, вода, лимон, белая краска, кисточка.

Проведение

Положи пакетики чая в одну кружку, а молотый кофе в другую. Вскипяти воду в чайнике. Залей чай и кофе водой. Кружку с кофе наполни только на одну треть. Пусть напитки остынут. Разрежь лимон пополам, выжми сок из одной половинки и вылей его в стакан. Вытащи пакетик чая из кружки, окуни в жидкость кисть и нарисуй на бумаге туловище и голову крокодила. Дорисуй длинный хвост и шипы. Добавь пару ног с когтями. Пусть чай высохнет. Нарисуй чаем узор на коже крокодила. Пусть рисунок высохнет. Лимонным соком сделай светлые пятна. Нарисуй зубы и когти, используя кофе, а белой краской – глаза. Обведи крокодила фломастером. Какое вещество, содержащиеся  в чае, придает ему коричневый цвет? Как ты думаешь такое же вещество в кофе? Почему на бумаге кофе оставляет более темные пятна? Что делает лимонный сок?

Опыт 17.Глазастики.

Цель. Изучения свойства центра тяжести.

Оборудование и материалы. Яйца, клей, пластилин, оберточная бумага и мраморный шарик.

Проведение.

Разбей яйца (тебе нужна только скорлупа, а из яиц приготовь что нибудь) и вылей содержимое в кружку. Старайся не поломать половинки скорлупы. Вымой скорлупки. Пусть они высохнут. Положи шарик на дно одной из половинок. Скатай шарик из пластилина и прикрепи его на дно другой половинки. Нарежь из тонкой бумаги несколько коротких полосок и намажь их клеем. Чтобы вновь соединить скорлупки, наклей бумажные полоски вдоль трещины. Нарви тонкую бумагу на мелкие кусочки. Намажь половинку яйца клеем, а сверху наложи кусочки бумаги. Наклей на второе яйцо бумагу другого цвета. Таким же образом оклей бумагой оба яйца. Пусть клей высохнет. Нарисуй на яйцах забавные рожицы. Поставь их на стол вертикально вверх и слегка толкни. Что произойдёт?

Как ты думаешь, почему одно яйцо просто катается по столу. А другое вновь принимает вертикальное положение? Это происходит из-за того, что у них разные центры тяжести. Шарик перекатывается внутри яйца, но всегда остается внизу. Яйцо крутится вместе с шариком пока тот, не остановится. Кусочек пластилина не может двигаться. При толчке яйцо падает и возвращается в исходное положение.

Опыт 18. Волшебные цветы 

Цель. Изучение строения живых растений.

Оборудование и материалы. Белые гвоздики, прозрачная ваза или стакан, пищевой краситель.

Проведение.

Оборви листья с гвоздики. Оставь только цветы. Пусть гвоздика около часу полежит без воды. Затем налей в вазу воду. Цветок должен стоять в вазе вертикально. Смешай чайную ложку красителя с водой. Обрежь кончик стебля и поставь его в воду на пару часов. Как вода поднимается к цветку? Почему лепестки меняют свою окраску?

Опыт19. Поющие бутылочки.

Цель.  Изучение колебания воздуха от звука

Оборудование и материалы. Несколько пустых стеклянных бутылочек (3 должны быть одинаковые) холодная вода.

Проведение.

Заполни до половины три бутылки одного размера, а затем перелей половину воды из одной в другую. Поднеси бутылку к губам, подуй поверх горлышка и услышишь поющий звук. Подуй над другими бутылками. Какой звук они издают? Расставь их в порядке высоты издаваемого звука. Налей разное количество воды в бутылки разной формы. Каждая из них будет издавать свой звук. Что происходит с воздухом в бутылке, когда ты дуешь? От чего зависит высота звука?

Опыт 20. Марсианин. 

Цель.  Изучение повышения давления, когда дуешь сквозь трубочку

Оборудование и материалы. Краски, вода, плотная бумага и трубочка для напитков.

Проведение.

В стаканчиках разведи краски водой. Вылей немного краски одного цвета на лист бумаги, а рядом добавь краску другого цвета и подуй на них. А теперь сильно подуй на краску через трубочку. Продолжай дуть, пока не получится фигура инопланетянина. Используя трубочку, растяни линии для глаз, ног и рук. Когда картинка высохнет, нарисуй глаза и рот. Нарисуй монстрам забавные рожицы. Почему без трубочки воздух сложно направить в одну точку? Что происходит, когда выдыхаемый воздух проходит через трубочку?

Опыт 21. Различные изменения  цвета растворов.

Цель. Изучение кислотности среды.

Оборудование и материалы. Три стакана, вода, сок свеклы или черники, сода, лимонный сок.

Проведение.

В три стаканчика налей сок черники или свеклы. Добавь в первый стакан с соком  немного соды, растворенной в воде. Во второй стакан добавь лимонный сок. А в третий не добавляй ничего. Сравни окраску трех растворов в стаканах. Почему это произошло?

(многие цветки, плоды, ягоды, листья и корни содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие, попадая в кислую (или, напротив, в щелочную) среду, они наглядным образом сигнализируют нам об этом).

Вопросы для любознательных учеников:

  1. Можно ли жить без энергии?
  2. Откуда мы её берем?
  3. Почему мы ходим по земле и легко сохраняем равновесие?
  4. Как удержать на обледенелой дороге?
  5. Почему некоторые предметы не движутся?
  6. Как образуется тень?
  7. Почему велосипедная камера лопается, если велосипед оставить на солнце?

Результат курса

Учащимся необходимо оформлять записи в рабочих тетрадях. Рабочие тетради составляет учитель. Можно в виде маршрутного листа на каждое занятие. Задача ученика каждый раз его заполнять и все листы сдаются в конце курса. Каждый урок заполняется лист самооценки и прикладывается к маршрутному листу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению классного часа."Освоение космоса".

История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочи...

Проектная работа для проведения клубных часов в ГПД по дорожному движению (презентация)

Целью данной разработки является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Презентация не преследует цель изучения правил дорожного движения, а на основе личного опыта учащихся систем...

методические рекомендации по проведению классных часов

рекомендации по проведению классных часов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских...

Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа «В единстве наша сила!»

Важнейшим направлением работы всех общеобразовательных учреждений остаётся целенаправленный процесс формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей малой роди...

Методические рекомендации по проведению классных часов по теме «Мы – будущее России»

Методические рекомендации по проведению классных часов по теме «Мы – будущее России»...

Формы проведения клубного часа в группе продленного дня

Формы проведения клубного часав группе продленного дня...