МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
материал (1 класс) на тему

Полякова Елена Викторовна

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских.


Скачать:


Предварительный просмотр:

24 мая – День славянской письменности и культуры.

«Азбука вчера и сегодня»

Цель:

Познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, познакомить учащихся с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями, прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран для проектора

(1слайд) «24 мая-День славянской письменности и культуры»

Ведущий:

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

1-й ученик

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий(2)

За труды свои прославляются.

2-й ученик

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

3-й ученик

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ученик

         (3)Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне! 

2-й ученик

(4)Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне! 

3-й ученик

        (5) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне! 

Ведущий :

Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

(6,7) Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. (8,9)И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием. И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Рассказ о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ученик

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ученик

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ». Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

Ведущий

(10) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

И сейчас, в нашем современном мире, мы никак не можем обойтись без букв. Знать буквы - это конечно не просто, но гораздо сложнее научиться читать. Благодаря нашей Азбуке вы выучили алфавит, научились читать, а вот петь и танцевать вы сами научились. Вот сейчас мы и покажем, как мы умеем это делать, порадуем нашу азбуку.

Дети поют песню «Чему учат в школе».

(12) В давние времена буква А называлась “аз”, Б – “буки”. Из названий этих букв и образовано слово азбука.

К нам в гости пришли буквы нашей Азбуки. Встречайте:

А – начало алфавита

Тем она и знаменита.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

Вот буква В

Видна вдали – красивая, витая.

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Е – на грядке пригодилась

Вместо грабель потрудилась.


Е и Ё – родные сестры,

Различить сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки

Словно в лесенке гвоздочки.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

«Ж-ж-ж-ж-ж».

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек словно сбил.

Сколько здесь дощечек?

- «Три»!

А какая буква?

- «И».

Букву  Й зовут «И кратким».

Й, как И, в твоей тетрадке.

Чтобы И не спутать с Й,

Сверху галочку пиши.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

1-й ученик

(14)Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

2-й ученик

(15)Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

3-й ученик

(16)Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Ведущий:

А какими школьными принадлежностями пользуетесь вы сейчас?

Отгадайте загадки.

(17)1.Тоненькие, толстые,

В клеточку, в линейку,

Сдаём мы обязательно,

Учителю их на проверку! (тетради)

(18)2.Если забыл её дома - беда!

Чем же писать будешь тогда?

Учитель научит её правильно держать,

Буквы и цифры ею писать! (ручка)

(19)3.Красный, жёлтый, синий,

Чёрный, даже белый иногда,

Всё раскрасит, нарисует,

Вам поможет без труда. (Карандаш)

(20)4.Все следы карандаша,

Удалит она всегда,

Всё оставит белым - белым,

Словно выкрашено мелом. (Резинка)

(21)5.Радугу нарисовать помогут,

Яркие, цветные, просто расписные,

Детям радость доставляют,

Их рисунки улучшают! (краски)

(22)6.Место, где лежит всегда,

Ручка, карандаш, резинка.

Вам поможет без труда,

Всё достать среди урока. (Пенал)

(23)7.Куда все вещи положить,

И до школы дотащить?

Школьникам всем нужен поверь,

Вместительный, удобный, школьный ...(портфель)

Ведущий

(25, 26)Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.

Ученик

(27)Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк  с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

1-й ученик

(28)В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

2-й ученик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько букв нашей азбуки.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

«Дрожу от страха до сих пор!» -

Воскликнуло полено.

Р - похожа  на топор,

Расколет непременно.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву Ф.

Х – забавная игрушка,

Деревянная игрушка.

Деревянная игрушка,

Ветра вольного подружка.

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша.

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик – Ъ,

Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть, наверняка,

Только нету языка.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось –

Получилась буква Ю.

Я сказала про себя:

- «Хоккеист известный я».

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

Дети поют песню «Азбука».

Ведущий

    Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

                   Так восславим буквы эти!

                   Пусть они приходят к детям.

                   И пусть будет знаменит

        Все вместе: Наш славянский алфавит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

Сценарий праздника "Прощай, Азбука", посвящённый Дню славянской письменности и культуры

Цель праздника·         развивать личность, способную к  самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся....

Фестиваль - праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры 1-4 классы

План -конспект школьного мероприятия Фестиваль - праздник, посвященный Дню  славянской  письменности и культуры 1-4 классы....

сценарии праздника (классного часа), посвященного дню независимости России

Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Россию можно только верить....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель данного мероприятия: познакомить с Кириллом и Мефодием – составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, о культурном наследии русского народа, способствовать развити...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель данного мероприятия: познакомить с историей создания русской письменности; воспитание уважения к культуре русского народа....

Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»

Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность...