Главные вкладки

    урок окружающего мира 1 класс
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Заступова Наталья Владимировна

    урок окружающего мира 1 класс "Твёрдые тела, жидкости, газы" УМК "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx42.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Пугачева  Саратовской области»

    План-конспект урока 

    «Окружающий мир» 1 класс

    "Твердые тела, жидкости, газы"

            Учитель начальных классов:

    Заступова Наталья Владимировна

    2011г.

    Урок окружающего мира в 1-м классе

    Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
    2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
    3. Развивать творческие способности.
    4. Развивать мышление, память, речь.
    5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
    6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.

    Используемое оборудование:  

    Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи

    Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары

    Используемые ЦОР:  Конспект урока, презентация к уроку

    Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем

    Ход урока.

    I. Организационный момент. Психологический настрой. «Подари улыбку»

    - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг- другу.

    - Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать,

    Научитесь наблюдать,

    Будем вместе развивать

    У себя внимательность

    А поможет всё узнать

    Наша любознательность. (Слайд 2)


    - И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.

    II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Деятельность учителя

    слайда

    Предполагаемая деятельность учеников

    Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.

    - Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)

    - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

    1)     1.  Внимательно слушать старшего лаборанта;

    2)     2.  Не шуметь, не мешать друг другу;

    3)     3.  Выполнять все задания.

    Слайд 3

    Слайд 4

     

    Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории.

    Проговаривают  правила

    -У вас на столах 3 стакана.

    - Что в первом стакане?

    - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?

    - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела 

    -Деревянный брусок

    - Твердый

    - Что находится во втором стакане?

    - Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости .

    - вода

    - жидкая

    - А вот в третьем стакане спрятался невидимка..

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и всё же

    Без него мы жить не можем..

    Дыхательная гимнастика.

    -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?

    - Можно ли воздух назвать твёрдым телом?      

    - Можно ли воздух назвать жидкостью?    

    - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ) (на доске появляется запись газы  )    

    - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока…

    Слайд 5

    -воздух

    Ветер                                                             нет                                                                нет

    - Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»

    III. Постановка проблемной ситуации.

    - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

    - Наши мнения разошлись. Кто же прав?

    – Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.

    Предположения детей.

    IV. Совместное открытие нового материала

    1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.

    а) Твердые тела.

    -Попробуйте изменить форму бруска.

    -Получилось?      

    Твердые тела

               

    не изменяют

       форму                                                                                                                                                     

     

    Дети выполняют задание учителя.

    - нет

    б) Жидкость
     Можно ли изменить форму жидкости?
    – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в бутылочку. Что заметили?

      Жидкость

                ↓

    не изменяют

       форму

    Дети высказывают свои предположения.
    – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.

    в) Газ
     Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?

    -Какую форму приобрёл воздух?

    - А какую форму имеет шарик в стакане?

    – Имеет ли газ постоянную форму?

             газ

               

    не изменяют

       форму

    – Весь шарик.

    - Форму шарика.
    -Форму стакана.


    – Газ не имеет постоянной формы.

    – Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника)

    Слайд 4

     Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

    2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ?

    Высказывания детей

    а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему?

    – Нет, значит твёрдые тела не сжимаются.

    б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.
    – Удалось ли сжать воду?

    – Нет, значит жидкость не сжимается.

    б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
    – Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.
    – Почему?

    – Возвращается в исходное положение.

    – Сжатый воздух выталкивает его.

    – Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника)

    Слайд 7

    – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.

    -Газы обладают ещё одним важным свойством

    - Закройте глаза (разбрызгиваю духи)

    - Что вы почувствовали?

    - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?

    Вывод: (стр. 36 учебника)

    Предположения детей.

    У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату.

    V. Физкультминутка

     «Насос»

     А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

    Влево — раз, вправо — два.

    Потекла ручьем вода.

    Раз, два, три, четыре будет полита земля.

    VI. Первичное закрепление.

    1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.

    - Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини.

    - Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?

    Слайд 9

    Самопроверка по образцу учителя

    VII. Постановка проблемы.

    - Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие.

    - А в жизни могут происходить подобные превращения?

     

    Предположения детей.

    - Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования.

    IX. Открытие новых знаний.

    1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед.  

    - Какой вывод модно сделать из этого опыта?

    Слайд 10-14

    Превращение воды в лёд (твердое тело)

    Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.

    2 ребёнок рассказывает  о превращении  воды в пар.

    - Какой вывод модно сделать из этого опыта?

    Слайд 15-19

    Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.

    X. Первичное закрепление знаний.

    -Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте:

    Однажды в тёплый день  в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие.

    Слайд 20

    XI. Итог урока. Рефлексия.

     Что нового для себя узнали на этом уроке?

    – Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить? (по таблице)

    - А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки

    - Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку

    - Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку

    - Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)

    XII. Домашнее задание (творческое)

    - Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?

    Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.

    Используемая литература:

    1. « Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
    2. Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
    3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс  А.А.Вахрушев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

    Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

    урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

    Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

    Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

    Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

    Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

    урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом

    Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.Задачи урока:·         Образовательные: н...