Урок - конгресс по окружающему миру "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок проводится в форме конгресса. Может быть использован по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_kongress._zip_-_winrar.zip1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 605

с углублённым изучением немецкого языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

Урок – конгресс по окружающему миру

в 4 классе

УМК  «Начальная школа XXI века»

«Органы чувств»

подготовила

учитель начальных классов

Бушуева Виолетта Юрьевна

Санкт – Петербург 2010

урок проводится в форме конгресса

(весь класс делится на 6 групп)

ТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЦЕЛИ:

     Обучающие:

 1. Знакомство с системой органов чувств, строением органов зрения, слуха и вкуса.

   2. Познакомить со значением  органов чувств в жизни человека.

3. Обосновать основные правила охраны органов  чувств и убедить учащихся в   необходимости их выполнения.

4.Совершенствовать навыки самонаблюдения, умения анализировать и делать соответствующие выводы.

      Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности.
  2.  Развитие эмоционального восприятия.
  3. Развивать и активизировать навыки гигиены.

Воспитательные:

  1. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
  2. Воспитание интереса к своему здоровью и организму.
  3. Воспитывать взаимоуважение и чуткое отношение к окружающим.
  4. Учить детей работать в группе и применять на себя разные роли.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Таблица «Строение глаза».

   2. Таблица «Строение уха».

   3. Таблица «Язык».
   4. Муляж уха.

    5. Эмблема конгресса.

    6. Записи «Шум моря», с уроками «Радионяни»: «Орган слуха», «Орган зрения».

    7. Емкости с белыми веществами.

    8. Карточки со словами:    органы чувств

                                                    зрачок

                                                    радужная оболочка

                                                    брови

                                                    ресницы

                                                    веки

                                                    барабанная перепонка

     9. Звукозапись "Спортивного марша" Дунаевского (1 куплет)

     10. Мультимедиапроектор.

     11. Схема  мозга с цветными зонами, отвечающими за определенные органы чувств.

  1. «Правила гигиены органов слуха» в картинках (каждому).
  2. «Гимнастика для глаз» в картинках (каждому).
  3. «Скелет» схема (на группу).
  4. «Кожа» схема (на группу).
  5. Кроссворд «Скелет» (на группу).
  6. Кроссворд «С» (на группу).
  7. Конверты с надписью «Индивидуальная работа».

           В конверте полоски для ответов (каждому).

ход урока

I. Организационный момент.

   Учитель включает звукозапись «Спортивного марша» Дунаевского. Звучит один куплет.

    Над доской -  эмблема конгресса.

     учитель: - Уважаемые коллеги!

                     Очередное заседание конгресса «Познай себя» считаю открытым.

II. Объявление темы, целей и плана работы.
   
Учитель: - Сегодня на заседании работает Независимая комиссия в составе: перечисляется состав учеников одной  из групп (состав Независимой комиссии меняется на каждом заседании).

      Проблема заседания «Как человек общается с внешним миром» раскрывается темой, название которой вы  сейчас расшифруете, для этого юноши выписывают из шифра только буквы слов, обозначающих части тела, а девушки – буквы  внутренних органов.

                                      Открывается запись (Слайд 2)

                    Нижние конечности                        о

                    Мозг                                                  ч

                    Голова                                               р

                    Желудок                                            у

                    Верхние конечности                        г

                    Лёгкие                                               в

                    Тонкий кишечник                            с

                    Туловище                                          а

                    Пищевод                                            т

                    Шея                                                    н

                    Толстый кишечник                           в

       У юношей получается слово - ОРГАН
У девушек – ЧУВСТВ

Учитель: - Сформулируйте тему урока.

                                 (Органы чувств)           Слайд 1

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ:

  - Итак, тема «Органы чувств». План заседания (зачитывает):

1. Определение уровня остаточных знаний (по группам),

2. Подробнее остановимся на строении и функциях органов чувств.

3. Индивидуальная проверка.

III.  Работа по плану,

1. Определение уровня остаточных знаний (по группам).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ:

- После   предыдущего   заседания   мы   получили   вопросы от наших корреспондентов:

  1. Что является главным командным пунктом организма? (Мозг)
  2. Как он защищен? (Черепной коробкой)
  3. Поступила телеграмма (текст  прилагается отдельно – приложение 1):

 «Внимание тчк Чувствую резкую боль тчк Что делать впр Ответ присылай двигательному нерву тчк Жду тчк»

- Как вы думаете,   какой   ответ   дал   мозг?   (Отдернуть   ногу, отойти в сторону)

- Остальные вопросы раздали проблемным группам.

Члены Независимой комиссии раздают по группам задания:

I   группа – «Скелет» (схема прилагается отдельно – приложение 2).

Задание: соотнести номера и названия костей. Каждый член группы работает индивидуально. Командир группы выбирает один правильный ответ (по его мнению) и отдает Независимой комиссии для оценки, остальные работы оценивает самостоятельно.

II группа  - «Кожа» (схема прилагается отдельно – приложение 3).

             Задание: выбрать  и вставить в прорези соответствующие предложения   (проверка через мультимедиапроектор).

  III группа  -  Кроссворд «Скелет» (прилагается отдельно – приложение 4).

             Задание: записать ответы на вопросы,   в обведенном столбике получается слово «Скелет» (проверка через мультимедиапроектор).

 IV группа – «Мозг» (схема прилагается отдельно – приложение 5).

Схема мозга с цветными зонами, отвечающими за определенные органы чувств,

Задание: соотнести зоны с органами чувств.

Проверка: один ученик у доски.

 V группа - кроссворд «С» (прилагается отдельно – приложение 6).

             Задание: записать ответы на вопросы (проверка через мультимедиапроектор)

 2. Строение и функции органов чувств.

1) Учитель  включает запись с шумом моря.

учитель:

- Представьте, что вы стоите на берегу моря, теплый ветер бросает вам в лицо соленые брызги. Перед вашим взором бескрайняя синева и золотое солнце. Вы слышите ласковый шум волн, вдыхаете неповторимый запах моря. Весь этот прекрасный мир, полный красок, звуков ощущений и запахов дарят нам наши органы чувств.

- Как вы думаете, сколько у нас органов чувств? (5)

- Можете вы их назвать?

Учитель открывает таблицу с названиями органов чувств (Слайд 3).

2) учитель:

-  С некоторыми из них мы сегодня подробно и познакомимся. Чтобы узнать название первого органа для нашего знакомства, вам нужно решить природоведческую задачу: буквенные обозначения сторон горизонта замените стрелками (1 ученик у доски), перевернув стрелки, вы прочтете слово.

                    На доске:                СЗ                          ЮВ                           В                               ЮЗ

                    На карточках:          Г                              Л                             А                                 З

     (Дети читают слово «глаз» и выходят докладчики)

3) Доклады по теме "Глаз":

  • Строение и функции глаза
  • Дефекты зрения
  • Природная защита глаз

учитель:

- Что   надо   предпринимать,   чтобы   сохранить   хорошее   зрение?

(ответы детей)

- Дома составьте и нарисуйте памятки "Как беречь глаза?"

 

член независимой комиссии делает ВЫВОД:

Глаз - это очень сложный и важный орган, ведь 80% информации человек получает от органов зрения. Представьте себе, как плохо слепому человеку.

  • Гимнастика  для глаз (приложение 7)

 (4 докладчик обучает членов заседания конгресса).

Повтор упражнений под аудиозапись с уроком «Радионяни» - «Орган зрения»

4) учитель:

-  С помощью какого органа чувств вы воспринимали песню? (слуха)

Выходит вторая группа докладчиков по теме «Ухо»:

  • Строение и функции уха
  • Гигиена органов слуха

(Под аудиозапись урока «Радионяни» - « Ушной вальс» докладчик раздает каждому правила гигиены органов слуха в картинках и домашнее задание:  найти и раскрасить верный ответ на вопрос «Как чистить ухо?» - приложения 8 и 9)

член независимой комиссии:

ВЫВОД: Без органа слуха мы не могли бы разговаривать друг с другом, выражать свои эмоции, сохранять равновесие.

5) учитель:

- Для дальнейшей работы нужно провести практическое задание.

 У вас стоят емкости с белыми веществами, попробуйте определить какое вещество под № 1, № 2, № 3,

          № 1        - лимонная кислота

          № 2        - соль

          № 3        - сахар

- Какой орган чувств помог в определении? (язык)

 Выходит  докладчик по теме «Язык»:

  • Строение и функции языка  

член независимой комиссии:

ВЫВОД: Язык тоже один из наших сторожей, помогает определить, что вредно организму.

6) председатель независимой комиссии:

ОБЩИЙ ВЫВОД: Все органы чувств нам необходимы.

 3. Индивидуальная работа.

В группах на столах лежат конверты «Индивидуальная работа» с полосками для ответов.

учитель:

- Если вы на мой вопрос даете отрицательный ответ, то на листочке ставите прочерк, если вы со мной согласны, то- дуга.

Вопросы:

  • А верно ли:
  • что зрение ухудшается от езды на велосипеде?
  • а улучшается от чтения лежа?
  • чтобы сохранить хорошее зрение, надо заниматься при хорошем освещении?
  • что близорукость и дальнозоркость исправляются очками?
  • чтобы сохранить  хороший слух, нужно почаще слушать громкую музыку?
  • что нельзя ковырять в ушах острыми предметами?
  • что у человека 6органов чувств?

 - что руководит работой всех органов чувств 1 мозг?

 -  что роговица - это роговая оправа для очков?

  • что всю внутреннюю полость глазного яблока заполняет «стекловидное» тело?
  • что в нашем организме есть частица, похожая на крохотную лупу?

-  что   ушной молоточек бьёт по головному мозгу, чтобы он лучше соображал?

Листки с   ответами   вкладывают в конверт и отдают в Независимую комиссию для последующей оценки.

Члены Независимой комиссии зачитывают оценки за урок.

УЧИТЕЛЬ:

 - Очередное заседание конгресса считаю закрытым.

 - Что сегодня на уроке было для вас особенно интересно?

 - О чём захотелось узнать поподробнее?

 - С каким настроением заканчиваете урок?

Список использованной литературы

  1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра – СПб,  «Акцидент», 1995.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым - СПб,  «Акцидент», 1996.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Дунаевский И., Лебедев-Кумач В., Кибкало Е. «Спортивный марш»
  2. «Релаксация. Шум моря», CD, 2006 г.
  3. Звукозапись радиопередачи Радионяня «Орган зрения»
  4. Звукозапись радиопередачи Радионяня «Ушной вальс»
  5. http://muzofon.ru
  6. http://staroeradio.ru
  7. http://imaqes.yandex.ru