урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир"  О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира88.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Кемерово

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

650002, Кемерово,

Ул. Серебряный бор, 11б,

Тел. 66 17 04, факс  66 17 04

tvever@mail.ru,  raduga36@myrambler.ru

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Самый большой орган чувств»

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор:

учитель начальных классов

Улунова Татьяна Евгеньевна,

I квалификационная категория

Кемерово, 2015

Тема урока

Самый большой орган чувств

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Познакомить со строением кожи и ее значением в жизни человека.

Задачи урока

1. Продолжить изучение органов чувств (кожа);

2. Датьпервоначальное представление о взаимосвязи строения кожи с

ее функциями;

3. Продолжить развитие исследовательских умениймладших школьников; умений ставить, формулировать и решать проблемы.

Планируемый результат

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;   работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Дерма, гиподерма, поры, эпидермис, железы

Мыслительные операции на этапе проектирования:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • микроскоп;
  • интерактивный комплекс;
  • слайдовая презентация в программе «PowerPoint»;
  • предметноестекло;
  • лупа;
  • листочки с тестом;
  • цветные карточки;
  • канцелярия

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы:

Словесный, наглядный, деятельностный, исследовательский.

Технологии обучения

Технология деятельностного метода, здоровьесберегающая технология.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

1. Организационно-мотивационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение. Хорошее настроение     начинается с улыбки. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

- Присаживайтесь.

- Начинаем урок окружающий мир.

Личностные

(мотивирование к уроку)

2. Актуализация  и систематизация знаний

-Ребята, как называется глава, над которым мы с вами работаем? («Человеческий организм»)

- Какую тему изучили на прошлом уроке? («Путешествие в мир клеток»)

- Для того, чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, выполним тест. В тесте 4 вопроса выберите и обведите правильный ответ.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Кто выполнил  все правильно? Поднимите руку.

- Вы молодцы! Так держать!

- Были ошибки?

- Не отчаивайтесь. Нужно еще раз повторить эту тему.

3. Открытие новых знаний

- Откройте оглавление учебника и назовите тему, которую на этом уроке предстоит изучить.

(Тема урока «Самый большой орган чувств»)

- Почему именно эта тема? (Так как предыдущая тема была «Путешествие в мир клеток»)

- На какой странице находится тема нашего урока?

(стр. 14)

- Откройте учебник на странице 14, прочитайте тему ещё раз, полистайте, посмотрите.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Об органе осязания (коже))

- Ребята, а что вы уже знаете о коже?(Кожа защищает внутренние органы от ударов и повреждений, от вредных веществ и опасных бактерий. Кожа помогает нам дышать, поддерживать постоянную температуру тела, предохраняет организм от перегрева и переохлаждения)

- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?(Узнать о значении кожи в жизни человека; узнать о строении кожи)

- Какова цель нашего урока. (Познакомиться со строением кожи и ее значением в жизни человека)

- Молодцы, ребята.

- Об органах чувств мы говорили в 1, во 2 и в 3-ем классе. – Давайте вспомним, с помощью, каких органов чувств мы познаём окружающий мир?

глаза – орган зрения

уши – орган слуха

язык – орган вкуса

нос – орган обоняния

кожа – орган осязания

- Ребята, как вы думаете, какой из перечисленных органов чувств  самый большой? (Кожа)  

- Совершенно верно.

- Сегодня мы проведем урок в научно-исследовательском институте, где вы в роли ученых сможете сами исследовать строение и функции кожи.

- Итак, начнем наше исследование с рассматривания кожи своей руки. Посмотрите на кожу руки. Какого она цвета? (Светлая, бледно-розовая, коричневая)

- Попробуйте на ощупь. Потяните. Что можно сказать о коже? (Кожа гладкая, мягкая, упругая, эластичная)

- Обратите внимание  на места сгибов (локти, суставы, пальцев рук), кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки? (Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и др. частей тела. Без складок на коже наши пальцы ног и рук не могли бы легко сгибаться)

- Из чего состоит кожа? (Из клеток)

- Вы уже знаете, что организм человека состоит из огромного количества клеток. Клетки очень малы. Ученым удалось их увидеть после изобретения электронного микроскопа. Микроскоп – это прибор, который увеличивает предметы в тысячи раз. Например, если бы мы поставили на листе бумаги точку остро заточенным карандашом и с помощью острой, тонкой иголки разделили бы эту точку на 200 частей, то каждая такая частичка была примерно такой величины как одна клетка. Вот насколько малы клетки.

- А сейчас давайте ответим на вопрос учебника стр. 14: что можно ощутить с помощью кожи?(С помощью органа осязания (кожи) можно определить холодный предмет или теплый, то есть примерную температуру предмета, мягкий он или твердый, шершавый или гладкий, его примерные размеры, боль)

Работа с текстом (стр.14)

- Ребята, давайте  прочитаем по цепочке 1 абзац в учебнике на стр. 14.

-Какое значение в жизни человека имеет кожа? (Кожа – покрывает и защищает тело от вредных веществ и опасных бактерий. Кожа помогает дышать, поддерживать постоянную температуру тела и представляет собой орган осязания)

Работа со схематичным  рисунком «Строение кожи»

- Обратите внимание на схематичный рисунок, иллюстрирующий строение кожи.

- Из скольких слоев состоит наша кожа? (Из трех слоев).

- Назовите их. (Эпидермис, дерма и подкожный слой или гиподерма)

- Итак, поверхностный слой кожи  называется ЭПИДЕРМИСОМ. Это та часть кожи, которую мы с вами видим.

Работа с текстом учебника (стр. 15)

- Посмотрите внимательно на свои ладони. Вы ничего особенного не чувствуете? (Нет)

- Давайте прочитаем дальше и узнаем, что происходит в этот момент на нашей ладони.

Работа в парах

- Сравните цвет кожи своей руки с цветом кожи своего соседа. Одинаковы ли они? (Нет)

- В какой коже больше меланина? (В коже смуглого человека)

- Подумайте, кто лучше защищен от воздействия солнечных лучей: люди со светлой кожей или со смуглой? (Люди с более темной кожей)

ФИЗМИНУТКА

- Теперь немного отдохнем. Кто желает провести физминутку?

- Пожалуйста, Леша, выходи.

Потрудились - отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте – левой, правой.

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два.

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз и два.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Молодцы, присаживайтесь!

- Как вы думаете, какое свойство кожи нам помогло выполнить физминутку?

(Эластичность,  способность растягиваться)

Работа с текстом учебника (стр. 15)

- Следующий слой кожи - ДЕРМА.

- Из чего состоит дерма? (Из нервных окончаний, кровеносных сосудов, сальных и потовых желез)

- Какую функцию выполняют нервные окончания? (Сообщают информацию о предмете, с которым кожа соприкасается)

- Так на участке кожи размером с небольшую монетку расположено около 35 нервных окончаний различающих холод или тепло, прикосновение или давление, боль. А еще на этом участке кожи расположено около 1 метра крошечных кровеносных сосудов и множество потовых и сальных желез.

Работа с текстом учебника (стр. 16)

- Читаем дальше стр. 16.

- Какую функцию выполняют кровеносные сосуды? (Крошечные кровеносные сосуды поддерживают здоровье клеток кожи, принося им кислород и питательные вещества и забирают углекислый газ)

- Что означает термин «поры»?

- Куда мы можем обратиться, чтобы дать более точное определение? (К словарю).

- Где у нас находится словарь? (В конце учебника)

- На какой странице? (стр.158)

- … прочитай определение. (Поры – протоки потовых и сальных желез, выходящие на поверхность кожи. Крохотные дырочки в эпидермисе кожи можно увидеть на лице человека невооруженным глазом).

- Какую функцию выполняют сальные и потовые железы? (Сальные железы вырабатывают кожное сало. Потовые железы выделяют пот. Пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя немного липкую защитную пленку. Это делает кожу водонепроницаемой)

Исследование кожи с помощью лупы.

- Давайте рассмотрим с помощью лупы тыльную поверхность кисти.

- Что вы видите?

- Под лупой хорошо виден рельеф кожи. Кожа как бы разделена бороздками на ромбовидные и треугольные дольки в их углах заметны небольшие отверстия – поры, из которых выходят волоски. Продукты сальных желез выделяются через эти отверстия по стержню волоса. Под лупой заметно, что кожа блестит.

- Что ещё мы видим на ладошке, на кончиках пальцев? (Очень тонкие линии, образующие узор, рисунок)

Работа в парах

- Рассмотрите кончик пальца у своего соседа по парте.

- Сравните их. Что вы можете сказать о рисунке на кончиках пальцев? (У каждого человека рисунок, образованный линиями индивидуален и никогда не повторяется)

- Совершенно верно. Рисунок на кончике пальцев, ребята,  даже является своеобразным «паспортом» человека. Поэтому в КРИМИНАЛИСТИКЕ давно используются отпечатки пальцев для поиска нарушителей.

- А кто-нибудь знает, как называется наука, изучающая линии, рисунок пальцев? (ДАКТИЛОСКОПИЯ)

-  Третий, самый глубокий слой кожи–ПОДКОЖНЫЙ СЛОЙ ИЛИ ГИПОДЕРМА.

Работа с текстом учебника (стр. 16 последний абзац)

- Прочитайте последний абзац на с.16

- Какое значение для организма имеет подкожный слой?

(Жир помогает сохранить тепло, смягчить удары и помогает поддерживать постоянную температуру тела)

Опыт с предметным стеклом.

- Проведем опыт.

- Возьмите  двумя пальчиками предметное стекло, положите его на парту.Потрите указательным пальцем по коже лба. Приложите плотно палец к стеклу и посмотрите на свет. Что остаётся? (Жирный след)

- А еще защитная пленка закрывает отверстия пор и предохраняет вас от попадания в организм вредных микробов, а их на грязной коже очень много, так на 1 кв.см грязной кожи их насчитывается 40 тыс.

Опыт с иголкой.

- Доказать наличие защитной пленки на коже поможет опыт с иголкой.

- Мне потребуются 2 помощника. … идет сейчас и тщательно вымоет руки с мылом и насухо вытрет полотенцем. … , а ты возьми 2 пальцами иголку лежащую на столе.

- Получилось, молодец!

- …попробуй теперь и ты поднять иголку. Это  оказывается не так - то легко, потому что ты смыл липкую пленку. Но не волнуйся – через некоторое время защитная пленка образуется снова.

- Спасибо, за помощь!

Познавательные (исследование, предположение, работа с материалами учебника, представление информации)

Регулятивные (определяют проблему, выдвигают версии, работают по плану, оценивают результат)

Коммуникативные

(высказывают своё мнение, ведут диалог, работают в парах)

Подведение итогов

(рефлексия)

  -А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. Проведем тест. Нужно выбрать только один ответ, записав на листочек букву правильного варианта.

      1)Из скольких слоев состоит кожа?

а) 5  о)3  г)2

2) Кожа-это…

ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обертка человека

3) можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет     д) да   г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам   т) порам      м) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно   и) просто так     л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости  р) 1 раз – вечером   е) можно и не мыть

7)Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно    ы) нет        ю) может быть

-Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (МОЛОДЦЫ)

-У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда, значит, необходимо ещё раз повторить внимательно данную тему дома.

-Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

- Какая цель была поставлена  в начале урока? (Познакомиться со строением и функциями кожи)

- Достигли мы цели?

- Ребята, что нового мы сегодня узнали, какое-то открытие для себя сделали?

- Что помогло нам сделать такое открытие и достичь поставленной цели? (Дружная работа в парах, наблюдательность, умение договариваться, слушать товарища, приходить к единому мнению))

- Сегодня вы побывали в роли ученых, оцените вашу работу в парах и свой вклад в достижении поставленной цели.

- Если вам понравилось, и вы открыли для себя что – то новое и интересное, поднимите зеленую карточку, а если нет – красную.

-Оценки за урок получили…

Регулятивные

(проводить анализ работы, выполненной на уроке, поводить итоги, давать оценку работе группы и своего вклада в достижение общей цели)

Домашнее задание

- На следующем уроке мы продолжим изучение раздела «Человеческий организм». Углубить и расширить знания о коже человека поможет чтение текста «Чем удивительна кожа человека?» стр. 122-123.

Познавательные (формирование умения  работать с учебным текстом, ориентироваться в других книгах комплекта, в корпусе учебных словарей. Находить нужную информацию и использовать её в учебных целях)

Список использованных источников:

  1. Презентация Улуновой Т.Е. «Самый большой орган чувств».
  2. Федотова О. Н. Окружающий мир. 4кл.: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.  
  3. Федотова О. Н. Окружающий мир. 4кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.  
  4. Федотова О. Н. Окружающий мир: Методическое пособие, 4кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Урок для 2 класса "Школа 2100" .Есть презентация к уроку....

Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...

Урок математики в 1 классе "На сколько больше или меньше".

Технологическая карта урока математики в 1  классе на тему "На сколько больше или меньше"....

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Какая площадь больше?»

Технологическая карта урока«Какая площадь больше?»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Какая площадь больше?»Цели урока: выяснить, что такое площадь и как определить какая площадь бол...

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок построен на основе деятельностной технологии,  с использованием  частично-поиского метода,  в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...