Учебно-методический комплект по окружающему миру "Самый большой орган чувств. Кожа.", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Самый большой орган чувств».

Цели урока: узнать о функции кожи, о её строении и работе.

Планируемые результаты

  • предметные: знать термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈10

- Ребята, посмотрите на своих одноклассников. Из каких частей состоит тело человека? (голова, туловище, руки, ноги)

- А теперь потрогайте части своего тела: голову, грудь, ноги и колени, руки и локти.

- Что вы прощупываете? Во всех ли частях тела есть кости?

- А теперь встаньте, согните и разогните руки, ноги, наклонитесь вперёд, назад, вправо, влево.

- Что можно сказать о подвижности тела и его костей?

- Какой вывод можно сделать? (отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями

тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать)

- Хорошо, мы знаем, что все части тела у нас подвижны, а что же связывает части тела в одно целое? (кости и кожа)

- А какое значение кожи? (кожа равномерно покрывает всё тело и защищает…)

- Но кожа, это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями.

- И кто же догадался какую тему мы сегодня будем рассматривать? (самый большой орган чувств – кожа).

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Определим цель (узнать о значении кожи).

Выполнять физические движения, отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: практические задания, ответы на вопросы.

Практич.: слово учителя.

Практич.: практич.задания.

≈20

- Ребята, начнём мы узнавать о значении кожи с практического задания.

- Ваша задача закрыть глаза, а я буду подходить вам и давать в руки предмет, ваша задача будет молча определить, что это за предмет.

(после задания) – Ребята, что вы только что трогали?

- С помощью какого органа чувств вы узнавали предмет? (кожа)

- Хорошо, а теперь рассмотрите внимательно вашу кожу, пальцы рук, потяните и потрогайте.

- Что вы можете сказать о коже? (эластичная, прочная)

- А теперь обратите внимание на сгибы рук, ног, пальцев. – Для чего нужны эти складки?

-А сейчас мы познакомимся со строением кожи.

- Кожа состоит из 3 слоёв.

- 1-й слой – эпидермис - это поверхностный слой кожи. Это именно та часть кожи, которую мы можем видеть.

- Посмотрите на свои ладони. Вы ничего не чувствуете? Нет?

- Однако в этот момент, в нижнем слое эпидермиса идёт активная работа - формируются новые клетки. Созревая, они двигаются к наружному слою эпидермиса.

- Одновременно с их движением старые клетки поднимаются на поверхность кожи и погибают.

- А та кожа, которую мы видим - это состарившиеся клетки эпидермиса. Эпидермис постоянно создаёт новые клетки. В этом процессе 100 клеток участвуют каждые 95.

- А как вы думаете, что же делают остальные клетки?

- Сравните цвет кожи своей руки с цветом кожи своего соседа. Одинаковы ли они?

- Ребята, остальные клетки вырабатывают вещество, носящее название - меланин. Меланин придаёт коже цвет. Чем больше меланина, тем темнее кожа.

- 2-й слой-дерма.

- Когда вы, например, прикасаетесь к зеркалу или стеклу пальцами, что остаётся? (пятно)

- Это пятно жира, который выделяет кожа. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Жир вырабатывают жировые железы, а потовые железы выделяют пот.

- А ещё на коже есть поры.

- Как вы думаете, зачем коже нужны поры? (пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя защитную плёнку. Это делает кожу человека водонепроницаемой)

- Дерма содержит нервные окончания, сальные и потовые железы. нервные окончания сообщают информацию о предмете, с которым соприкасается его кожа. Кровеносные сосуды приносят кислород и питательные вещества к клеткам кожи и уносят углекислый газ и ненужные остатки питательных веществ.

- А   теперь посмотрите на свою кожу ещё раз, вы видите на коже волоски, которые покрывают всю нашу кожу.

- Зачем они человеку?

- Дело в том, что человек когда-то вышел из дикой природы и его далёкие предки были. Как и многие животные, покрыты шерстью.

-Волоски на коже защищают кожу от одежды, если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей и кожа бы пересыхала.

- Мы с вами узнали 2 слоя кожа, но есть и 3-й слой, он самый глубокий – подкожный слой. Он в основном состоит из жира и помогает телу человека сохранять тепло, смягчать удары, например, при падении.

Выполнять практические задания, отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Слушать учителя, выполнять практические задания, отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое кожа? (наружный покров тела человека).

- Какие функции выполняет кожа? (защищает от ран, грязи и т.д., соединяет части тела, выделяет пот, дышит, согревает организм, защищает от ожогов.)

- Из каких слоёв состоит кожа? (эпидермис, дерма, подкожный жир)

Что такое поры? (через поры организм смазывает кожу жиром, выделяет пот, охлаждает организм).

- Молодцы, спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Самый большой орган чувств – кожа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"

Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир"  О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс...

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок построен на основе деятельностной технологии,  с использованием  частично-поиского метода,  в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...

Урок окружающего мира "5 органов чувств"

Урок окружающего мира "Арт-технология"...