Открытый урок, тема "Рыбы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryby.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Животный мир. Рыбы.

Проблема исследования: Морской конек – рыба ли это?

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков (урок – исследование)

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о речных и морских рыбах, создание условий для осознания и осмысления блока учебной информации.

Задачи урока:

- повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения.

-  познакомить с некоторыми морскими рыбами.

-  с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно – познавательной деятельности.

- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.

- развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

- развивать мелкую моторику кистей рук.

-  воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Формы организации познавательной деятельности: групповые и индивидуальные.

Методы обучения:  проблемно – поисковый, исследовательский.

Стиль взаимодействия - диалог.

Средства обучения: рисунок – плакат морского дна, батискафа, таблицы картинного плана,  таблички парной и групповой работы, пазлы рыб, раздаточный материал: для парной работы (рыбки и чешуйки) и групповой работы (тексты с дифференцированными заданиями). Для ученика: клеенка, карандаш, ластик, ручка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

     2.Проверка выполнения домашнего задания.

- Что есть у рыбки? (голова, глаза, плавники, хвост)

- Как называются плавники? (спинной, брюшные, боковые, хвостовые)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отгадайте загадки:

1.В воде жива, на суше мертва. ( Рыба)                  3. Большой, с усами под мостом перед грозою                                     2.У маленькой скотинки                                               бьет хвостом. (Сом)

Сто серебристых монеток на спинке.                     4. В реках и озерах, много зарослей в которых,

                                                                                       Рыбка эта обитает и прудов не избегает.

                                                                                       С промерзающей водой…

                                                                                       И серебряной бывает,

                                                                                       И бывает золотой. ( Карась)

Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озерах и прудах, в реках, в морях и океанах и даже в аквариумах. Сегодня отправимся в подводную экспедицию с определенным заданием. Во время экспедиции мы вспомним отличительные признаки строения раб, понаблюдаем и ответим на « хитрый» вопрос.

 4. Актуализация знаний.

На какие группы можно разделить рыб?

5. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Подведение к проблеме. ( От известного к  неизвестному).

-Ребята, посмотрите, как здесь красиво... Как много рыб! Каких рыб вы узнали?

Разделите на 2 группы серию картин. Учащиеся делят их.

-Чем отличаются эти группы?

В ходе беседы появляется схема:

     В водоеме

    В аквариуме

         Рыбы

    В домашних   условиях

   В природе

Добывают самостоятельно

Кормит человек

    Растят сами

  Растят сами

5. Первичная проверка понимания.

- К какой группе можно отнести карася? Кто хочет попробовать свои силы и проверить, как он понял новый материал. Рассуждайте по следующему плану:

Название рыбы.

К какой группе относится?

Чем питается?

Где обитает?

Значение в природе.

Согласны? Кто хочет предложить свой план размышления?

-К какой группе можно отнести Гуппи? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.

-Какой вывод сделали почему?

6. Организация способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образцу (первичное закрепление.) Постановка проблемного вопроса.

Ой, а это кто, ребята?  Вам знаком этот морской житель? Морской конек. Рыба ли это?

- Вспоминаем строение и отличительные признаки рыб.

-Собираем  пазлы.  (Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений).

- Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? ( Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь).

Работа в парах (интегрированное задание). Закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек.

7. Физминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой  тепленькой воде.

То сожмутся,  разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.

- Обращение к картинному плану. На какой вопрос мы с вами должны ответить?  ( Морской конек – это рыба?)

-поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: « Морской конек», пытаясь, как ученые найти решение проблемы.

Составление плана исследования.

-Давайте вспомним, как проходит работа ученого – исследователя.

*Определение темы, проблемы исследования.

*Выдвижение гипотезы.

*Выбор методов исследования.

*Составление плана

*Сбор, обработка информации.

*Анализ и обобщение полученных материалов.

*Подготовка отчета исследования.

*Защита сообщений.

*Итог завершенной работы.

Тема исследования: Морской конек.

Гипотеза: Морской конек – это рыба?

Методы исследования:

-Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы.

-На этот вопрос вы  попытаетесь ответить в группах. Детям раздаются тексты с дифференцированными  заданиями.  (3 группы)

План исследования

-Идет активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.

Проведение исследования. Обработка информации.

-Учащиеся  каждой группы пытаются доказать свою гипотезу. В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (морской конек живет в воде, разные по размеру, смотрели отрывок  из сказки  «Садко», читали в энциклопедии).

Анализ и получение материалов.

-Выберите только нужное. Определите главное для сообщения.

Подготовка отчета.

-Сообщение должно быть кратким и запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей, высказываний.

Подвидение итогов исследования.

*Защита сообщений.

- Вы все хорошо поработали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах.

 Морской конек – это рыба. Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба? Верно, и это своеобразие этой рыбы.

*Обсуждение итогов.  Поощрение  выступающих.

8. Рефлексия. ( Подведение итогов занятия).

- Какова тема урока? Что мы сегодня повторили на уроке? На какой вопрос ответили? К какому выводу пришли? С какими рыбами познакомились? Почему Морской конек вызвал у вас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?

-Работа с иллюстративным материалом.   ( Хорошо усвоили отличия рыб от других животных).

9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Интересна ли была работа? Что вам понравилось на уроке? Попробуйте определить значение  рыб в жизни человека.

Открытый урок

          По теме: Животный мир. Рыбы.

Проведено учителем начальных классов МОУ НОШ № 29         г. Энгельса Колесниковой  Г.В.