Подземные богатства
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа России" автор Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podzemnye_bogatstva.docx21.33 КБ
Файл prilozhenie_1.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.

Задачи урока:

  1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
  2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.
  3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
  4. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
  5. Применение здоровьесберегающей технологии и технологии развития критического мышления.
  6. Наглядность: физическая карта России,  таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.

Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урока

Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство нас зовет.

II. Проверка домашнего задания

Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств  просит ответить на вопросы теста по теме: “Водоемы нашего края”.

:

III. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”

О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

- Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них?

 - Какие материалы люди используют для строительства домов? 

    (цемент, кирпич, бетон, лес, песок)

 - А для строительства дорог?

        (щебень, асфальт, бетон)

 - Для строительства мостов?

        (бетон, металл)

 - Чем люди отапливают дома?

        (дрова, уголь, газ)

 - Где люди берут эти материалы?

        (природа, земля)

 - Уголь, газ, песок,  что это такое? (полезные ископаемые).

_ Сформулируйте тему нашего урока. (полезные ископаемые). Что вы знаете о полезных ископаемых? Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых?

Какие цели нашего урока?

  1. Названия полезных ископаемых.
  2. Их условные  обозначения.
  3. Какими свойствами обладают.
  4. Где и как добывают.
  5. Применение полезных ископаемых.

1) Работа учащихся в группах.

   Сегодня вы работаете в группах, познакомитесь с отдельными полезными ископаемыми и поделитесь своими знаниями с другими ребятами. при помощи карточки – “Помощник”, учебника,  вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:

1 группа – знакомится с известняком (стр 160),

2 группа – гранитом (стр 160-161),

3 группа песком и глиной (с. 162)..

4 группа – изучает свойства и применение торфа, угля( стр 162-164),

5 группа  нефти и природного газа (с.165-167 учебника,).

6  группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164 учебника ).

Карточка “Помощник”.

Название.

Условное обозначение.

Свойства.

Применение.

Где и как добывают.

 

Группы работают самостоятельно.

2) Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых и заполнение таблиц ( приложение 1).

1-ая группа:  известняк, гранит,

2-ая группа: песок, глина

3-ая группа:  торф, уголь,

4 –ая группа: нефть, газ

5-я группа: железная руда

3) Физкультминутка.

По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли. (повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

4) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

     Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

– Сейчас мы будем читать статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).  

Приём ТРКМ «Инсерт»

Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.

(Коллективная работа с текстом учебника)

    IV. Релаксация

1) -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ). 

1) Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала.

 - Сейчас мы заполним таблицу-схему. 

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

2) Решение кроссворда.

-Молодцы! Хозяйка подземных богатств  просит вас разгадать кроссворд   и прочесть ключевые слова.

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил.
(Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет.
(Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе
Сам он удобрение.
(Известняк)

Получилось ключевое слово (полезные ископаемые)

V. Выставление оценок. Вывод с. 169.

 VI. Домашнее задание.

С.160-170, вопросы  тетрадь стр 52 №1, 2.

 - Молодцы, ребята! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Полезные ископаемые

Название

Условный знак

Свойства

Применение

Где и как добывают

1._______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

4.______________________________________

1. ______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

4._______________________________________

1._______________________________________

2._______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

1.______________________________________

2. ______________________________________

3._______________________________________

4.______________________________________

1.______________________________________

2._______________________________________

3.______________________________________

4._______________________________________

1._______________________________________

2._______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________