Урок по окружающему миру 2 класс "Начальная школа XXIвека"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Южанина Татьяна Викторовна

Урок на тему "Если ты пришёл в лес..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayu._mir.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  "Если ты пришел в лес…"

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, раскрыть значение природы в жизни человека.
  2. Обосновать основные правила на природе и убедить обучающихся в необходимости их выполнения.  

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные и практические умения детей.
  2. Продолжить развитие речи, логического мышления, познавательной активности детей.

Воспитательные:

            5.   Воспитывать бережное и заботливое  отношения к природе.  

   Задачи:

  1. Изучение  и значение леса для человека;

2.   Изучение правил поведения на природе;

3.   Развитие интеллектуальных умений;

4.   Воспитание  интереса к предмету;

5.  Сохранение и бережное отношение детей к природе.

Методы:  рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование:                                                                    

 учебник «Окружающий мир» 2 класс под ред. Н.Ф. Виноградовой;

компьютер, мультимедиа-проектор;                                                                 презентация Microsoft  Power Point (приложение 1);  

презентация Microsoft  Power Point  Игра (приложение2);

рисунок леса, совы;

памятки «Правила поведения в лесу»                              

Раздаточный материал:

карточки разного цвета (у каждого);

 рисунки (солнце, облако, туча, лучи солнца)

шаблоны моделей обложки;

Тип урока: объяснение нового материала

1. Организационный момент

Все ль готово, все ль в порядке?

Проверяйте-ка,  ребятки.

Учебник, ручка и тетрадь,

Карандаш, дневник, линейка.

А настроение, каково?

Отвечают дети: «Во!»

- Отметьте  настроение,  с которым вы пришли на урок. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.

Красные карточки – самые сложные.

 Желтые - средней сложности.

Зеленые – легкие.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок путешествия. А где мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Дом со всех сторон открыт.

 Он резною крышей крыт.

 Заходи

 В зеленый дом -

 Чудеса увидишь в нем!

Дети: Лес. (Слайд 3)

Учитель:  В тексте загадки звучит приглашение.

- Какое приглашение вы услышали?

Дети: Заходите в лес.

Учитель: Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку  по лесу. ( слайд4)

-Добро пожаловать в волшебное Царство Природы! А живёт здесь мудрая Бабушка Сова. Она охраняет зелёное царство.

4. Сообщение темы урока

Учитель: Бабушка Сова просит вас послушать, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

Дети: Нет!

-  Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?

Дети: Правила поведения в природе.

- Как вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети: На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

5. Работа над темой

1.Беседа.

Учитель: Что такое лес?

 Дети: Это место обитания зверей, птиц, насекомых. (слайд 5)

Учитель:  Что получает человек от леса?

Дети: Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе.

Учитель: Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.

2. Правила поведения в природе.

Учитель: давайте прогуляемся с вами  по лесу и послушаем разные звуки.(слайд 6)

Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. ( слайд 7-15)

Учитель:  Зайдем с вами  на поляну, на ней очень много цветов.

- А можно ли рвать цветы?

Дети: Нет.

Учитель: Какой же знак мы можем с вами повесить на поляне, чтобы дети придя в лес обратили внимание   Не рвите цветы! (Слайд 16 ) Прикрепить знак.

Цветы украшают луга и леса…

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них  составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Учитель: Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Много их гибнет от рук человека. Все они занесены в Красную книгу. (Показ книги)

-А почему она красная?

Дети: Красный цвет предупреждает нас – стой. Остановись!

Учитель: Слайд(   )

Есть цветочки редкие,

Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

(Прикрепить знак)

Учитель: Продолжаем наше путешествие по лесу. В лесу очень много птиц.

А чем является лес для птиц?

Дети: Домом.

Учитель: Что вы увидели на деревьях?

Дети: Гнёзда.

Учитель: Для чего они нужны?

Дети: Чтобы выводить птенцов.

Учитель: Какой же знак мы можем повесить на дереве, где есть гнёздо?

Дети: нельзя разорять гнёзда птиц.

(Прикрепить знак)

(слайд 18)

Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте  ни птиц, ни гнезда.

Учитель: Ребята, а что это у нас под ногами?

Дети: Муравейник

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какую работу делаю в лесу муравьи?

(слайд 19 )

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны.

Учитель: А что делают ребята с муравейниками?

Дети: Разоряют.

Учитель: Какой повесим знак?

Дети: Нельзя разорять муравейники.

Учитель: Ребята, на лесной полянке можно отдохнуть и нам.

Физминутка

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Учитель: Продолжаем наше путешествие.

Ребята, а кого мы можем встретить еще в лесу.

Дети: Животных.

Учитель: А если животное вам понравилось, возьмете его домой?

Дети: Нет.

Учитель: (слайд 20)

Для ежиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом, и зимой:

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит…

Их в город забирать

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Учитель: Какой повесим знак?

Дети: Не забирай из леса домой животных. (Прикрепить знак)

Учитель: Следующее правило, для тех кто пришёл в лес Не шуми (слайд  21)

У леса музыка своя…

Её послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать. (Прикрепить знак)

Учитель:  А почему нельзя шуметь?

Дети: Можно распугать птиц и животных.

Учитель: Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”

Инсценировка “У леса”

1 ученик:

Эй, ребята

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода, чудный вид!

 Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

2 ученик:

Мы купались, загорали

 Жгли костер, в футбол играли.

3 ученик:

Пили квас, консервы ели,

 Хоровые песни пели…

Все: Отдохнули и ушли!

Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?

Дети: Убрать за собой мусор.

Учитель: (слайд 22 )

Вы в поход пришли ребята

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки,

Оставлять их здесь нельзя

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой.

Учитель: Повесим знак?

Дети: Да.

Учитель: Какое ещё правило не знали отдыхающие?

Дети: Нельзя разжигать костёр в лесу (слайд23 )

Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

 Начнёт полыхать, разбегаться, искриться-

Его потушить невозможно тогда!

Погибнут деревья, и звери, и птицы.

Без взрослых костёр разжигать не годится.

(Вешает знак)

3. Закрепление. Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, рассмотрите рисунки в учебнике. Какие правила не знали ребята.

Ответы детей.        

Гимнастика для глаз.

4. Практическая работа. Моделирование обложки.

Учитель: Если бы вам предложили сделать модель обложки книги, в которую поместили бы все знаки, какой бы вы её сделали. ( !!!!)

Дети: Моделируют обложку.

Я назвала книгу….

6. Работа в парах.

Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди 10 отличий»

Повторим правила поведения при работе в паре.

В первой пере ответст. Селивёрстова Александра.

Во второй паре ответ. Атапин Станислав.

7.  Обобщение и вывод.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.  Какие  правила поведения на природе мы вспомнили во время путешествия?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.

- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)

- Мы с вами тоже приготовили на уроках труда, цветы.

- На память о нашем уроке подарите гостям цветы.

Учитель: А вам на память о путешествии Сова дарит Памятку «Правила поведения в природе».

8. Рефлексия.

Учитель:  На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после этого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывесите желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною правила, вывесите оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)

Стихи!

Человек, ты царь природы

О тебе веду я речь

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь?

Помоги траве родиться

Белкам жить, а рекам течь

Ты на свете самый главный

Значит должен всех беречь!

                                        Всем спасибо!!!



 

Комментарии

Мишарина Ирина Михайловна

Уважаемая Татьяна Викторовна,очень заинтересовал Ваш урок по окружающему миру, Ваша методическая разработка пригодится на уроке по экологии. Спасибо!Хотелось бы обменяться опытом, у меня на сайте есть разработки по уроку окружающий мир, а так же проекты в разделе разное, может они пригодятся в Вашей работе.Просмотрев, оставьте комментарий, очень интересно Ваше мнение. С уважением Ирина Михайловна.