Тема: «Лес -природное сообщество»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ступаченко Марина Владимировна

урок по  окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Ростовская область

                                                                                    г. Донецк                          

        МОУ СОШ №3

        Учитель: Ступаченко М.В.

Окружающий мир. (2 класс)

Тема: «Лес -природное сообщество»

Цели: - дать представление о природе лесной полосы. Углубить знания детей                    

об обитателях леса: растениях и животных, об их взаимосвязи.

- развивать речь детей, умение мыслить, делать простейшие выводы.

- воспитывать любовь к природе, потребность в её охране, соблюдения    

правил поведения в лесу.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, услышав волшебные звуки (Аудиозапись «Голоса птиц»)

- А скажите-ка, дети милые, где так птицы поют – заливаются?  (в лесу)

Правильно. Мы отправляемся в лес. Вы будете туристами, а я вашим экскурсоводом и тема «Лес - природное сообщество».

Прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы можно сопровождать картинками)

- нельзя в лесу шуметь, громко говорить, включать музыку;

- нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников;

- нельзя пугать лесных животных, брать их домой;

- нельзя в лесу разводить огонь, жечь костры.

        3. Знакомство с растительным миром.

Я довольна тем, что вы, ребята, хорошо знаете Правила поведения в лесу. Можно дальше продолжать наш путь. Вот мы и пришли в лес. (Выставляется картинка «Смешанный лес»)  Оглянитесь внимательно вокруг.

- Как вы думаете, в какой лес мы попали? (смешанный)

- Почему он так называется? (наряду с хвойными растениями в нём растут и лиственные)

- А чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (у хвойных растениях только иголки, зимой и летом одним зелёным цветом, а у лиственных деревьях листочки и осенью они опадают )

- Назовите хвойные деревья (ель, сосна, туя, пихта) и лиственные (клён, берёза, тополь, ива,….)

- А какие ещё леса, кроме смешанных, вы знаете? (хвойные, где растут только хвойные деревья и лиственные, где растут только лиственные растения)

- Так что такое ЛЕС? В научной литературе звучит такое определение: ЛЕС- ЭТО СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ ИЗ ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ, ТРАВ, МХОВ, ЛИШАЙНИКОВ, ГРИБОВ.

- Дети, как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО? (живут растения между собой дружно, близко)

4. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

а) Работа с картой.

- Любой турист, отправляясь в путешествие берёт с собой карту или компас. Компас я забыла, а вот карту прихватила с собой. Мы должны на карте найти лесную зону.

А каким же цветом указана

Та сторонушка, зона дивная?

Кто на карте её отыщет

Да покажет всю без остаточка?

(Лесная зона находится южнее тундры, но севернее зоны степей. )

- А теперь надеваем рюкзаки и отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с жизнью леса.

(Звучит музыка, учитель читает отрывок из стихотворения С. Смирнова «Лес»)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовой?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

    В лесу растёт множество разнообразных растений. Но все они взаимосвязаны между собой и каждое из них занимает свою нишу или место. В лесу царит строгий порядок. Растения располагаются на лесных этажах. Учёные называют их ярусами. На верхнем ярусе живут деревья, они самые высокие. Еще ниже – кустарники, потом – травы. Самый нижний ярус образуют мхи и лишайники. Попробуем нарисовать в тетрадях лесные этажи – ярусы.

                           РАСТЕНИЯ    ЛЕСА

                   Деревья

        Кустарники

        

                                        Травы

                       

                              Мхи и лишайники

    - Я убедилась, что вы знаете, как располагаются растения в лесу. Деревья  получают много света. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени. Давайте внимательно посмотрим  под ноги. Что ещё мы можем увидеть в лесу. (Грибы)

Да.  Грибы – это особая группа живых существ. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Как вы думаете, из каких частей состоят грибы.  (Смотрят на картинку). (Грибы, которые мы видим, состоят из шляпки и ножки)

- А знаете, как называются по-другому белые тонкие нити, которые тянутся в разные стороны (Грибницы)

    - Грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы полезные вещества. Поэтому лесу очень нужны грибы. Хотите, наберём лукошко грибов. Но сначала вспомним правила их сбора.

- Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.

-Чтобы не повредить грибницу, грибы срезать ножом.

- Нельзя  сбивать ногами несъедобные грибы. Мы, помним, что они нужны лесу.

    - Молодцы.  Вы хорошо знаете правила сбора грибов. Теперь давайте наберём лукошко. Помните, что нам нужны только съедобные грибы. А все ли грибы можно собирать я сейчас узнаю.

(Дети называют грибы и говорят можно ли их употреблять)

В тёмной шапке набекрень

Ножка толстая, как пень,

И красив он, и велик –

А зовётся …. (боровик)  - Можно

Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В берёзовой роще.  (подберёзовик) – Можно

Они похожи, как сестрички,

Съедобны рыжие …..(лисички) – Можно

Растёт на белой ножке

На шляпке есть горошки

А люди говорят,

Что в нём опасный яд.  (мухомор)  - Нельзя

Притаилась на полянке

Злая, белая……(поганка)  - Нельзя

   -Посмотрите, лукошко наше полное съедобными грибами. С вами, дети, можно идти в лес по грибы. Продолжаем путешествие по лесу.

5. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ ЛЕСА.

Кто ещё может нам встретиться в лесу? (животные)  В лесу обитает множество разнообразных животных:  это птицы, звери, насекомые. Давайте вспомним их.

ЖИВОТНЫЕ

        птицы        насекомые

        звери

        сова, дятел….

        муравьи……

        растительноядные        хищники        всеядные

        лось  …                            волк….        медведь…

 Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищники или всеядные- более приспособлены к жизни в природе? Почему?(Конечно, всеядные. Им легче найти подходящую пищу) Животные в лесу живут ни где попало, а  в определённых местах, даже на разной высоте. В норах, в чаще, в кустах, в дуплах ит.д.

6.  ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ  Красной Книги.

- Кто может угрожать животным леса? Несмотря на широкий выбор пищи и мест  обитания, в связи с вырубкой лесов и загрязнением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани гибели. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена.

   

        Блестящим предсказывателем  погоды зарекомендовал себя  БУРУНДУК.   Он водится в таёжных лесах Дальнего Востока и Сибири.

           Шёрстка у зверька желтоватая, брюшко белое, на спине чередуются чёрные и жёлтые полосы.

            Охотники-сибиряки почему-то зовут бурундука кузьмой. О нём  часто рассказывается в сибирских сказках как о запасливом хозяине. Он заготавливает с осени до 8 килограммов кедровых орехов и другую лесную продукцию – жёлуди, плоды, семена хвойных и лиственных деревьев.  

              Зимой же спит беспробудно в своей норе под корнями деревьев. А когда первые весенние лучи пригреют его жилище. Зверёк пробуждается, но не бродит в поисках пищи по лесу, как медведь, а вскрывает свою кладовую и питается заготовленными лесными продуктами.

            Охотники заметили, что этот  подвижный и игривый маленький зверёк удивительно чутко реагирует на изменения погоды. В ясный, солнечный день он вдруг начинает волноваться и резко посвистывать, а то сядет на камень или пенек, и жалобно закрывает, поглядывает на дерево и жалобно кричит: «Трум!» Это значит, скоро небо затянется тучами и пойдёт дождь. Если кузьма начинает посвистывать утром, то погода изменится к вечеру. И это точно – бурундучьи прогнозы безошибочны.                 

 (Учитель показывает другие картинки животных, занесённых в Красную книгу)

В Красную книгу занесены: зубр, олень, бобёр, соболь, глухарь ……..

ИГРА «РАРЕШАЕТСЯ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

- Любоваться красотой   (разрешается)

- Птичьи гнёзда разорять  (запрещается)

- Жизнь животных наблюдать (разрешается)

- А охотиться на них (запрещается)

- В лесу деревья вырубать (запрещается)

- А природу охранять (запрещается)

7. ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

     Теперь настала пора нам возвращаться из леса. Но вот беда. Мы так углубились в лес для того, чтобы понаблюдать за растениями и животными, что теперь затрудняемся найти дорогу назад. Ведь компас мы с собой не взяли. Как найти дорогу по природным признакам? (Ветви деревьев гуще с южной стороны, реже с северной. Мох на стволах деревьев расположен на северной стороне. Южная сторона муравейника более пологая) Я вами очень довольна, вы меня порадовали, что зная стороны горизонта мы можем возвратиться домой.

 (Играет музыка)

       Вот мы оказались в школе, в родном классе. А ведь в нашем родном крае есть леса. Сейчас мы поиграем в игру – тест. Я буду называть различных животных  и растения. Если они живут в лесах, хлопните.

Животные:  Лось, верблюд, медведь, слон, соболь, енот, белка, зубр, зебра, лиса, заяц, куница.

Растения: ель, сосна, берёза, кактус, клён, осина, ковыль, дуб, верблюжья колючка.

 Я очень рада вашим ответам. Самым эрудированным и активным туристам поставлю положительные отметки.

Список используемой литературы:

И. В. Цветкова «Экология для начальной школы»

Ярославль «Академия Развития» 1997 г.

И.Н. Верзилин «Лесные встречи»

«Начальная школа» №3  1981г.

А. А. Плешаков «Экология для младших школьников»

Москва «Просвещение» 1995 г.