Экскурсия в весенний лес
классный час (окружающий мир, 3 класс) по теме

Каранова Айгуль Зайнулловна

 

  • знание особенностей жизни природы;

  • формирование доброжелательного отношения к миру леса;

  • развитие чувства прекрасного через восприятие живописи и музыки, чувства ответственности и любви к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_vesenniy_les.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в весенний лес

Форма внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Одной из главных ее форм является классный час. Его тему и содержание определяю совместно с учащимися.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию, у учащихся, системы отношений к окружающему миру. Он имеет различные функции.

Так, просветительской функцией данного классного часа является расширение информационного поля учащихся о явлениях, происходящих в природе. Тема обсуждения актуальна для данного возраста.

Направляющая его функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении предлагаемой темы.

Формирующая функция этого классного часа направлена на развитие у учеников самоконтроля и аналитических умений при обсуждении данной темы.

Считаю, что такая “заочная” экскурсия в весенний лес интересна ребятам, учитывает их возможности и мнение.

Цели:

  1. знание особенностей жизни природы;
  2. формирование доброжелательного отношения к миру леса;
  3. развитие чувства прекрасного через восприятие живописи и музыки, чувства ответственности и любви к природе.

Ход урока

На фоне звуков леса 2 ученика читают стихотворения.

Как красива русская природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьев!

Не обижай ни дерево, ни ветку,
Ни муравья, ни бабочку в траве.
Не обижай с цыплятами наседку,
Не оставляй их в страхе и беде.

Учитель. - Мы входим в лес и сразу чувствуем, что деревья, птицы, насекомые, первая трава затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может мы станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока, и не заклеим рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый человек? Может, мы взяли с собой рогатки и будем стрелять птиц? А может быть, первые муравьи станут нашей добычей?

Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья.

Березка.

У красы-березки платье серебриться.
У красы-березки зелены косицы./
Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка - в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.

На доске висит картина, на которой изображен лес. На переднем плане – береза с ободранной корой.

Учитель. - Посмотрите, ребята, кто-то жестоко обошелся с этим деревом раньше, сорвал с него кусок коры. А ведь кора для дерева, все равно, что кожа для человека. Она сохраняет дерево от вредных жуков, закрывает ствол дерева, по которому бегут жизненные соки, а зимой укрывает от холода.

В том месте, где содрана кора, дерево начинает погибать.

Оно долго болеет и умирает. Весной на нем уже не будет листьев, а птицы не совьют гнезд. Людей, которые так поступают с природой, называют не просто не культурными, а варварами, то есть разрушителями.

А сейчас отгадайте загадки о лесе. (Загадывают дети)

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Березы)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

Стоят в лугах сестрички,
Золотые глазки, белые реснички  (Ромашки)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)

Весной зазеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Уч. - Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.

Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к больному месту, и она помогает? (подорожник)

А вот еще одна загадка:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной. (Лес)

Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи?

Давайте еще послушаем песню леса и тихо уйдем с добрым сердцем, как уходят из дома хороших друзей.

(Дети слушают звуки леса и возвращаются )

 

Экологические посиделки

Цель:

  1. прививать бережное отношение к природе
  2. познакомить с народными приметами
  3. развитие творческих способностей учащихся
  4. развитие эмоциональной сферы
  5. развитие навыков работы в группе

Подготовительная работа: 

  1. изготовление поделок из природного материала
  2. знакомство с народными приметами
  3. подбор стихов о природе
  4. подбор музыкального сопровождения
  5. работа со словарем – “экология”

Учитель: А я, несмотря на хорошую погоду, взяла зонт и точно знаю, что он мне пригодится сегодня. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

Учитель: Просто потому, что я знаю народные приметы. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться понимать природу, беречь наш общий дом.

Прочтите эпиграф к нашему классному часу и скажите, о чем же мы будем говорить.

Эпиграф классного часа:

Лес для умного, внимательного человека – это целый мир, для ученого – огромная книга, для поэта – полная переливов радуга

Л.Леонов

Учитель: Сегодня все чаще говорят об экологии. А что означает это слово, какое определение дают нам разные источники информации? Давайте обратимся к ученым.

(Дети в мантиях и шапочках-скверах изображают заседание Ученого Совета)

Ученый 1: Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича, то мы узнаем, что “экология”- это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Ученый 2: А я точно знаю, что слово “экология”, в переводе с греческого, означает “знание о доме”.

Ученый 3: Человек обитает на Земле всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы – стали выращивать растения и приручать животных. В то далекое время реки и озера кишели рыбой. Леса были полны дичью. Земля была урожайной. Но человек хотел большего – он хотел стать повелителем природы. Он научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал технические новшества. Началась научно-техническая революция, и, к моему огромному сожалению, человек разучился жить в ладу с природой.

Ученый 2: Но беда не в научно-техническом прогрессе. Можно изобретать, исследовать, но нужно дружить с природой, учиться у нее и помогать ей.

Ученый 1: Многие люди считают себя хозяевами природы, а они лишь ее часть. Человек должен поладить с природой, научиться понимать ее язык.

Ученый 2 и 3: Абсолютно согласны с вашим мнением. Абсолютно согласны.

Учитель: Ну, давайте оставим наших ученых, а сами будем учиться тому, к чему они призывали нас – жить в ладу с матушкой природой.

1. Конкурс “Живые барометры

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенчески лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду

(А.С. Пушкин)

Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями.

Вопросы команде №1:

1. Утром роса на траве. (Дождя не будет)
2. Дым столбом. (К морозу)
3. Длинные сосульки. (К затяжной весне)
4. Багряные зори (К ветру)

Вопросы команде №2:

1.Бледный цвет луны (К плохой погоде)
2. Вечером с реки поднимается пар (К дождю)
3. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне (Лето будет холодным)
4.Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи (Днем быть грозе)

Вопросы команде №3:

1. Грачи рано прилетели весной (Весна будет теплой)
2.Рыба выскакивает из воды (К дождю)
3. Вечером сильно стрекочут кузнечики (Ясно, тепло)
4. Иней на деревьях (Мороз)

Вопросы команде №4:

1. Сильно пахнут цветы акации, смородины (К дождю)
2. Зимой туман (К оттепели)
3. Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет (Дождливое)
4.Высокое звездное небо (День будет жаркий)

2. Лучшая поделка

Дети защищают свои поделки. Они могут рассказать, из какого материала они изготовили свою поделку, дать ей название, придумать историю “жизни” и т.д. Важно чтобы они сами придумали план, содержание и форму защиты

3. Викторина “Эрудит”

Кто быстрее отвечает получает балл.

  1. Какое растение лучший медонос? (липа, гречиха, медуница)
  2. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотел)
  3. Какая птица самая маленькая? (колибри)
  4. Самое быстрое животное суши? (гепард)
  5. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем)
  6. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  7. Косой ли заяц? (нет)
  8. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
  9. Самая высокая трава? (бамбук)
  10. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
  11. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (тигр)
  12. Какие животные лезут из кожи вон? (змеи)
  13. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)
  14. Растет ли дерево зимой? (нет)
  15. Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (грязный)
  16. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
  17. Что ест зимой еж? (ничего, он спит)
  18. Цветок, сок которого вызывает сон? (мак)
  19. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)

4. Туристическая тропа

1. Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, больше удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх. Самое главное в такой ситуации не волноваться, ведь есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой местности. Как вы умеете ориентироваться? Каждая команда получает свою ситуацию.

  1. Вы заблудились в лесу, перед вами муравейник. Поможет ли он вам определить где север, а где юг? (башня муравейника всегда направлена к югу от дерева (пня))
  2. Перед вами только сосна или ель. Как ориентироваться? (смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
  3. Вам стал попадаться подорожник (где-то рядом дорога)
  4. Подскажет ли вам ягода, где север, а где юг? (самая спелая ягода расположена на южной стороне)

2. Защита памятки туриста, которую группы готовили дома заранее.

5. Поэтическая страница

Дети читают стихи о природе, которые они приготовили.

6. Подведение итогов. Рефлексия

1.Сегодня, даже если какая-то команда и проиграла в конкурсе, она все равно выиграла. Как вы думаете, почему?

2. Возвращаемся к эпиграфу. Почему эпиграф нашего занятия был именно такой?

7. Заключение.

Наше занятие мне хотелось бы закончить таким стихотворением- призывом

Учитель на фоне музыки

Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Пробуждение природы .Весенняя экскурсия"программа "Школа 2100"

В этом уроке представлено полное описание урока-экскурсии, расписаны задания , которые будут выполнять дети ....

Экскурсия 2 -х классов "Весенние явления в жизни природы"

Данная работа выполнена учащимися 2-х классов (выступала Шевченко  Анастасия) для школьной научно-практической конференции "Экотуризм"  Наш проект называется "весенние явления в жизни п...

"Весенняя экскурсия в природу"

I. Организация учащихся в начале урока.Перемена пролетела,Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в классИ урок начнем сейчас.II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)- Ребята, сегодня мы идем н...

Учитель здоровья. Урок " Весенняя экскурсия"

Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир в 2 классена тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы».Организационная информацияПредметОкружающий мирКласс2Тема«Весенняя экскурсия. Лекар...

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...

Экскурсия в весенний лес

Тема нравственно-экологического воспитания мне представляется очень важной и актуальной. Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит школе. Целью ...

Весенняя экскурсия в природу. 1 класс.

Экскурсия в окрестности школы, с целью познавания  изменений в живой и неживой природе....