Главные вкладки

    Конспект урока по Окружающему миру "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

    Конспект урока по предмету Окружающий мир 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon est_li_zhizn_podo_ldom.doc112 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Есть ли жизнь в воде подо льдом?

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока: закрепить и расширить знания учащихся о жизни некоторых животных в воде подо льдом.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Закрепить и расширить знания детей о жизни рыб и других обитателях в воде подо льдом.
    2. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

    Развивающие:

     - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитательные задачи урока:

    1. Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
    2. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

    Оборудование: учебник, хрестоматия,  рабочая тетрадь  «Окружающий мир,  1 класс – О.Н. Федотова и др., рисунок-раскраска «Рыбка», стакан с водой, кусочек льда, стикеры.

    Ход урока

    этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Примечание

    Ι. Организация класса на работу.

    М.: Словесный. Слово - учителя.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Ну-ка, проверь, дружок.

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё ль в порядке?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    Много нового узнать.

    1-2 мин.

    Учитель заходит в класс.

    II. Повторение ранее изученной темы.

    VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

    Физкультминутка

     М.: Устная проверка. Актуализация знаний.

    1.Беседа 

    - О каком времени года я говорю?

    – Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности, когда разгуляется непогода.

    В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра.

    - Как вы догадались, что речь идёт о зиме?

    Ребята, посмотрите на слайд, и скажите о каких обитателях нашего  мира мы еще с вами не разговаривали?

    А каких водных обитателей вы знаете, мы сейчас услышим.

    (чтение стихотворений)

    А каких еще водных обитателей вы знаете?

    Ребята, а как вы думаете, где сейчас обитают рыбы?

    А они там значит, живут или нет?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?

    Действительно, тема нашего урока «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

    А какая же тогда будет цель урока?

    – Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера. Рассмотрите центральный рисунок в учебнике на стр. 40-41

    – Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре же «небо» обитателей водоема застывает и твердеет.

    – Как вы думаете, как рождается лед в водоеме – сверху или в глубине?

    – Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно,   ледяных кристаллы срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна. Когда лед затягивает все полыньи, то кислорода для жизни рыб становится недостаточным. Рыбы становятся вялыми и перестают есть, но через некоторое время они привыкают и ведут обычный образ жизни.

    (Опыт со стаканам воды и кусочком льда. Вывод: лед легче воды)

    – Назовите изображенных в учебнике рыб.

    – Налим, окунь, щука, карп, карась.

    По каким признакам их различают?

    ( различаются по форме и размерам)

     П.: Логический.: что объединяет этих рыб?

    – Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей. (найдите  каждой рыбы чешую, жабры голову, хвост и плавники, покажите соседу по парте). Обратите внимание на чешуйчатый покров тела рыб, что вы можете о нем сказать?

    Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

    – Как же живут рыбы в воде подо льдом?

    Учащиеся читают рассказ «Жизнь рыб подо льдом». Стр.39.

    – Что нового узнали из рассказа?

    – Какие рыбы зимуют подо льдом в наших водоемах?

    – Какая беда может произойти в водоеме в зимнее время?

    Как люди могут помочь водным жителям?

    М.: Практический.

    -Ребята, а что за одежда есть у рыб?

    Давайте попробуем сделать наряд нашей рыбке. Перед вами лежит рисунок-раскраска с рыбкой, нарисуйте на ней чешую, но обратите особое внимание на ее расположение.

    М.: Словесный. Беседа.

    П.: Логический. Решение поставленной задачи..

    Рассмотрите на рисунке в учебнике Мишу и Машу. Обратите внимание, как одеты дети, для того чтобы побывать в подводном царстве.

    Откройте хрестоматию на стр.37.

    Статья «Искатели воздуха» (ответы на вопросы)

    Как дети разговаривают под водой?

     Давайте выполним задание в учебнике, придумаем название рассказа и дополним его опираясь на рисунок

    М.: Словесный. Беседа.

    Технический.  Работа в печатной основе.

    Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и е  29).

    – Знаете ли вы этих водных обитателей?

    – Напишите в кружках нужные номера

    О зиме

    О водных обитателях

    Ёрш (Ваня П.)

    Изловить его не просто,
    Ведь плавник у рыбы острый!
    Хищник, лучше не тревожь,
    Защищен надежно ёрш.

    Карась (Наташа Б.)

    К речке наш прикован взгляд:
    Брызги в стороны летят,
    В ясный день в воде резвясь,
    Чешуёй блестит карась!

    Лещ (Костя С.)

    Не желает, ну никак,
    Лещ клевать на червяка!
    Ни за что я не прощу
    Это хитрому лещу!

    Окунь (Саша Г.)

    От рыбалки мало проку,
    Не клюёт, хоть тресни, окунь.
    Он смеется надо мной:
    «Я сегодня выходной!»

    Рак (Сережа Н.)

    Рак клешнями шевелит,
    Он на самом дне сидит,
    Ловко пятится назад,
    Он добыче очень рад!

    чешуя 

    Используя жесты рук и мимику

    ΙV. Закрепление изученного материала.

    V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

    Расскажите об  одном из водных обитателей.

     Вспомните, в каких сказках, рассказах мы могли бы встретить обитателей водного мира?

    Ребята, какая цель у нас была на уроке?

    Как вы считаете, достигли мы ее?

    Все поставленные задачи и цель урока были реализованы.

    Ребята давайте оценим свою работу с помощью «Экрана активности на уроке», у вас на партах лежат стикеры с нарисованными глазами и носиком, дорисуйте на нем улыбку, которая будет соответствовать вашей активности на уроке.

     Работали сегодня на уроке дружно и активно.

    На этом наш урок закончен, спасибо за работу.

                   

                     

    Ёрш (рыба)
    Изловить его не просто,
    Ведь плавник у рыбы острый!
    Хищник, лучше не тревожь,
    Защищен надежно ёрш.

    Карась

    К речке наш прикован взгляд:
    Брызги в стороны летят,
    В ясный день в воде резвясь,
    Чешуёй блестит карась!

    Лещ (рыба)
    Не желает, ну никак,
    Лещ клевать на червяка!
    Ни за что я не прощу
    Это хитрому лещу!

    Окунь (рыба)
    От рыбалки мало проку,
    Не клюёт, хоть тресни, окунь.
    Он смеется надо мной:
    «Я сегодня выходной!»

    Рак
    Рак клешнями шевелит,
    Он на самом дне сидит,
    Ловко пятится назад,
    Он добыче очень рад!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру, 2класс"И про воду"

    Данный урок включает разнообразные формы работы, занимательный материал по теме урока....

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

    Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

    Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

    Конспект урока по окружающему миру «Зимняя жизнь птиц и зверей», 2 класс УМК "Перспектива"

    Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.Планируемые...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

    Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс)

    , В данном материале представлены конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс), УМК "Школа России"...