Проект "Курение - враг здоровья"
презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме

Шкапо Надежда Валерьевна

Активизировать  познавательную  деятельность  учеников  при  изучении  темы  «Человек»,  обратить  внимание  на сбережение  своего  здоровья, на вредные привычки, которые ведут к ухудшению здоровья; развитие коммуникативной и ИКТ компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучение отдельных предметов г. Пушкино»

«Курение – враг здоровья!»

Исследовательский проект

Исполнители:   учащиеся   4-Д    класса

                         Николаева Мария

                          Грибанова Полина

                              Моисеева Анастасия

                   Лескова Дарья

Г.Пушкино

Московской области

2011 г.

«БЕРЕГИ  ЗДОРОВЬЕ   СМОЛОДУ»

ТЕМА ПРОЕКТА

«КУРЕНИЕ –  ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»

   1.Выбор темы исследования.

     «Курение – плохая привычка!», «Курение – медленное самоубийство!» Вот такие фразы нам не раз приходилось слышать от взрослых и по телевизору. В газетах мы видели рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения. «Неужели действительно так серьёзно?» - подумали мы. Возникают вопросы: что будет с людьми, которые курят? Как курение влияет на здоровье человека?

   2.Цель исследования.

    Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение  вредит здоровью.

   3.Задачи исследования.

- проанализировать информацию по теме;

- описать, как табак влияет на организм окружающих;

- определить, к каким последствиям ведёт курение;

- установить, что курение вредит здоровью;

- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

   4.Объект исследования, предмет исследования и база исследования.

   Объект исследования:  человек.

   Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения.

   База исследований: учащиеся, их родители, независимые участники.

   5.Гипотеза исследования.

Можем  предположить, что курение вредит здоровью.

   6.Методы исследования.

- анализ имеющейся информации по теме;

- наблюдение;

- анкетирование;

-интервью;

- эксперимент ( классный час, разработанный учениками);

- сравнение полученных результатов.

   7.Результаты исследования.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Что такое табак и откуда он взялся?

    Табак родом из Америки. Завёз его в 15 веке в европейские страны адмирал Христофор Колумб. Растение получило название от имени провинции Табаго острова Гаити.

     В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 год через Архангельск. Табак курили, применяли в качестве лекарств, что часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

    В России в царствование царя Михаила Фёдоровича уличных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого, по мнению некоторых историков, оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

    Разрешены в России в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

КУРЕНИЕ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ – ВЫБИРАЙТЕ САМИ!

    По данным Всемирной организации здравоохранения, в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мы ежедневно теряем 500 000 людей! Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!» По данным  врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курящему 5-10 минут жизни. Двадцать выкуренных ежедневно сигарет сокращают жизнь на 6-7 лет. Пустяк, если ты ещё молод!  Сигареты содержат много ядовитых веществ: никотин, смолы, содержащие концерогенные вещества, окись углерода  и т.д. Никотин – это чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также на пищеварение, подавляющая масса вредных частиц дыма поступает в лёгкие.  Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼  капли никотина, собака – от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Постоянное поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.

 В дыме ещё присутствуют радиоактивные вещества. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает за год дозу облучения в 500 ренген.    

     Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение замедляет их физическое и психическое развитие. Чем раньше дети, подростки, юноши и девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.

              ТАБАЧНЫЙ ДЫМ ИДЁТ ПО ОРГАНИЗМУ

     Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хоть и успевает охладиться, но не на столько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма бывает около 55-60 градусов.

      Разрушительное воздействие на организм первым начинает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта в лёгкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в лёгкие. Температура воздуха поступающего при этом в рот, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки – «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.  А также высокая температура дыма может способствовать развитию рака губы, носоглотки.

               ВРЕД НЕ ТОЛЬКО СЕБЕ, НО ОБЩЕСТВУ

     Никотин вреден не только для курящего. Пассивное курение, то есть вдыхание воздуха, насыщенного сигаретным дымом, наносит вред некурящим людям. С этим мы постоянно сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях, на улице, в поезде и т.д. Некурящий человек, находящийся в одном помещении с курильщиком вдыхает количество дыма, равнозначное активному выкуриванию 3 сигарет в день, причём более вредного состава. В результате пассивного курения у людей, живущих или работающих вместе с курильщиками,  от 20% до 70%  повышается риск заболеть раком лёгких.

       Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания.  У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьёзных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрофиолетовые лучи, которые важны для растущего ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребёнку  в период роста. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников, как в умственном, так и в физическом  развитии. Никотин и сухие частицы табачного дыма способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребёнок. Тем вред причиняет его организму табачный дым.

     

НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поставив перед собой столь серьёзный вопрос и изучив соответствующую

литературу, мы составили бланки-анкеты с вопросами, чтобы узнать отношение взрослых людей к проблеме табакокурения, и раздали их родителям и независимым участникам.

      В опросе участвовало 58 человек:  28 мужчин и 30 женщин. Мы разделили  участников на курящих и некурящих и поместили результаты  в табл.1.  

                                                                                                                                Таблица 1  

Пол

Курят

Не курят

Мужчины

10

18

Женщины

3

27

     

        Из результатов табл.1 мы сделали вывод, что курят в основном мужчины, а среди женщин больше некурящих. Если рассматривать всю группу участников (58 человек), то хочется отметить, что 78% не курят. Но 28% - курящие. Покажем это соотношение с помощью диаграммы (рис.1)

 

      При этом 11 человек  согласны с тем, что курение – медленное самоубийство.  Получается, они знают, что рано или поздно табак их накажет.

      А как долго и много курят анкетируемые?

      Познакомимся с результатами опроса.

      9 из 10 курящих мужчин курят более 15 лет. Есть и «победитель» . Его стаж курения составляет 30 лет. У женщин стаж значительно ниже. Но одна из них курит 10 лет.

      Далее в нашем исследовании мы спрашивали, зачем люди курят. И оказалось, что у большинства это превратилось в привычку. А ведь от плохих привычек нужно избавляться! И участники опроса действительно пытались бросить курить ( и не раз).  Мы думаем, что таким людям нужна профессиональная  помощь врача. Двое из опрашиваемых снимают сигаретой стресс. А в литературе мы нашли информацию о том, что табак вреден для нервной системы. Так какой же стресс они снимают?

      Потом в анкете были заданы вопросы на тему «Курение и подросток», по их результатам была составлена табл.2.

     

Как вы относитесь к курящим подросткам?

Как часто вы встречаете на улице курящего ребёнка?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок курил в будущем?

никак

плохо

Не встречал(а)

Редко

Часто

Да

Нет

58

3

12

43

58

      Судя по результатам табл.2, курящий подросток сейчас не удивляет никого. Все относятся к таким детям отрицательно и никто не хочет, чтобы его ребёнок курил. Все знают, что курение вредит окружающим.

      Хотим отметить, что многие участники предложили действенные ( на наш взгляд), но в то же время простые способы борьбы с курением среди молодёжи:

- не продавать детям сигареты;

- проводить беседы с ними;

- воспитывать детей примерами сильнейших личностей;

- привлекать молодёжь к спорту;

- сводить детей на экскурсию в больницу, где находятся больные от    курения;

- родители должны показывать личный пример.

     Нам нравятся все предложенные варианты, и мы считаем, что если их применять в комплексе, то положительный результат обязательно будет.

     Помимо анкетирования среди взрослых, мы провели анкетирование учащихся Пушкинской средней школы № 8  в возрасте от 15 до 17 лет. В опросе участвовало 112 человек.  Данные представлены в табл.3

Пол

Курят

Не курят

Пробовали курить

Мальчики

12

45

25

Девочки

4

51

24

 

     Из табл.3 видно, что курят 21 % из опрошенных мальчиков и 7%  девочек (всего 29%). Посмотрим на диаграмму.

    На круговой диаграмме посмотрим следующее:

   

       Для учеников младших классов Николаева Маша разработала классный час на тему «Проблема табакокурения», провела его в нашем классе и узнала мнение одноклассников  к этой проблеме.

       Обобщённое мнение учеников 4 «Д» класса выглядит следующим образом. Все считают, что курение вредит здоровью:

- возникают опасные заболевания;

- можно умереть;

- лёгкие заполняются смолами;

- мучает кашель;

- курение влияет на внешний вид, человек быстро стареет;

- продолжительность жизни сокращается;

- затрудняется дыхание;

- невозможно отвыкнуть;

- курение влияет на внутриутробное развитие ребёнка;

- курение влияет на мозг;

- пассивное курение для окружающих;

- является одной из причин возникновения пожаров;

- желтеют зубы;

- засоряется окружающая среда;

- неприятный запах изо рта.

    В опросе участвовало 48 учеников из начальной школы. Из результатов опроса следует, что большая часть ребят считает курение опасным для здоровья. А  4 человека  считают, что курение – это нормально.  Снова составили  диаграмму.

   Мы видим, что 92% детей считают курение опасным для здоровья. Но 8% думают иначе. С одной стороны, это небольшая цифра, но если вдуматься это много. Получается, что каждый 12 участник опроса считает курение нормой.

    Проанализировав классный час о вреде курения , мы поняли, что дети не задумываются на эту тему, но все охотно участвовали в дискуссии. Это говорит о том, что, общаясь на подобную тему коллективно, ребята учатся не курить. Поэтому такие мероприятия, как классные часы и другие, должны проводиться в школах обязательно  (особенно среди младших школьников, которые больше прислушиваются к мнению взрослых).

    А пока взрослые продолжают (или начинают) курить, они, не задумываясь, учат этому детей. Хотя родители сами же не хотят, чтобы их ребёнок курил, и предложили много способов борьбы с курением среди молодёжи. Значит, работать нужно не только с детьми, но также и со взрослыми. Может быть, даже со взрослыми в первую очередь.

     Бросив курить, человек избавляет себя от массы проблем со здоровьем. Отказ от курения способен практически мгновенно повлиять на здоровье бывшего курильщика самым благоприятным образом.

Просто запретить людям курить, наверное, невозможно, а вот убедить бросить курить, а тем более не начинать курить, можно.

                                 Приложение 1.

Пол

ж

м

Вы курите?

да

нет

Если да, то сколько лет?

Вы согласны, что курение – медленное самоубийство?

да

нет

Вы бросали курить?

да

нет

Зачем Вы курите?

-привычка

-модно

-снимаю   стресс

Как Вы относитесь к курящим подросткам?

никак

плохо

Как часто Вы встречаете на улице курящих подростков?

не встречал(а)

редко

часто

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок курил в будущем?

да

нет

 

                                    Приложение 2.

Пол

Курят

Не курят

Пробовали курить

Мальчики

12

45

25

Девочки

4

51

24

                                   

                                    Приложение 3.

  1. Курение вредит:    да      нет
  2. Как вы думаете, как вредит курение:

-возникают опасные заболевания;

-можно умереть;

-лёгкие заполняются смолами;

-мучает кашель;

-курение влияет на внешний вид, человек быстро стареет;

-продолжительность жизни сокращается;

-затрудняется дыхание;

-невозможно отвыкнуть;

-курение влияет на внутриутробное развитие ребёнка;

-курение влияет на мозг;

-пассивное курение для окружающих;

-является одной из причин возникновения пожаров;

-желтеют зубы;

-засоряется окружающая среда;

-неприятный запах изо рта;

-помогает расслабиться и успокоиться;

-продлевает жизнь;

-при курении в малом количестве улучшается память и понижается сонливость;

-модно;

-привычка;

-согревает зимой.

                       

                Литература

1. Интернет-ресурсы.

2. Газета «Аргументы и факты»

     2011/10.

3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.//Москва: «ВАКО», 2004 г.

  4. Сухаревская Е.М.Проекты и исследования.//Журнал «Начальная школа» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»

Мы решили исследовать проблему, которая возникла во время изучения тем по здоровью.«Курение – плохая привычка!», «Курение – вредно для здоровья» с целью познакомиться с правилами здоровьесбережения. П...

Исследовательская работа "Жевательная резинка - друг или враг нашему здоровью"

В результате проведённого исследования. сделали вывод. что жевательная резинка вредна для здоровья человека....

"КУРЕНИЕ – ВРАГ ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА"

Проект проводился в ГПД во внеурочное время. В ходе выполнения проекта учащиеся выяснили статистические данные о курении в стране и мире, провели исследования в области борьбы с курением и вреда курен...

Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»

Познакомить  с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...

Никотин - враг здоровья

Презентация о вреде курения....

Исследовательский проект "Курение - главный враг здоровья"

Исследовательский проект учащихся в рамках недели "Береги здоровье смолоду".Название проекта: Курение – главный враг здоровья.Вид проекта: групповой, творческий, информационн...

Один из главных врагов здоровья учителя – стресс

Умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя...