программа по «Окружающий мир», созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по предмету «Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по предмету «Окружающий мир»

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008).

Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

 Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 2 класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.

 Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : рабочая тетрадь. 2 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.

 Трафимова, Г. В. Тайны далекие и близкие : кн. для чтения. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.

Цели обучения предмету «Окружающий мир»:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Требования к уровню подготовки обучающихся  

К концу 2-го класса учащиеся должны

■ иметь представление:

– о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года;

– о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

– о том, как изучают окружающий мир;

– о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

■ устанавливать связи:

– между растениями и животными;

– между деятельностью человека и природой;

■ владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

– осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);

– пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

– доказывать (устно) высказываемые утверждения;

– описывать (устно) объекты (явления) природы;

– пользоваться учебной и дополнительной литературой;

■ знать:

– что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;

– названия материков и океанов;

– что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

– устройство компаса и правила пользования им;

– три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

– условия, необходимые для жизни растений и животных;

– особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

– правила поведения в природе и меры ее охраны;

■         уметь:

– ориентироваться на местности относительно своего тела;

– определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

– показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

– различать вещества и тела;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

– различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

– ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

– выполнять правила личной гигиены.

Окружающий мир

Развернутое тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
содержания

Дата

Общий взгляд на Землю (6 часов)

1

Связь прошлого
с настоящим

1

Урок получения новых знаний

Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются

Коллективное чтение, беседа

Появление жизни
на Земле, становление человека

2

Россия – родина космонавтики

1

Урок получения новых знаний

Земля – планета

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом

Коллективное чтение, беседа

Первый полёт спутника и человека в космос

3

Материки

1

Комбинированный

Материки, их названия, расположение на карте

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк

Практическая работа с картой. Тест.

Пояса Земли: холодный, умеренный, жаркий

4

Материки и части света

1

Комбинированный

Материки, их названия, расположение на карте

Знать своеобразие расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство

Части света, конти-ненты

5

Мировой океан

1

Комбинированный

Океаны, их названия, расположение на карте

Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода

Мировой океан. Роль мирового океана в зарождении жизни
на Земле

6

Обобщение по разделу «Общий взгляд
на Землю»

1

Урок обобщения и систематизации

Объекты окружающего мира

Знать названия материков и океанов.

Уметь работать с географической картой

Проверочная работа


.

Как изучают окружающий мир (12 часов)

7

Сто наук. Органы чувств человека

1

Комбинированный

Система органов чувств. Гигиена органов чувств

Знать об органах чувств человека как средстве познания окружающего мира

Коллективное чтение, беседа

8

Органы чувств человека: зрение

1

9

Органы чувств человека: слух

1

10

Органы чувств человека: обоняние и вкус

1

11

Органы чувств человека: осязание

1

12

Язык науки

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем ми-ре – энциклопедия, справочник

Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам; самостоятельно работать
с текстом; приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения, выделять существенные признаки

Коллективное чтение, беседа. Тест

Метод рассуждения:
от частного к общему, от общего к частному

13

Наблюдения, рассуждения, выводы

1

14

Инструменты и приборы

1

Комбинированный

Температура воздуха. Измерение температуры тела человека

Уметь дифференцировать понятия «инструменты и приборы».
Знать устройство термометра и правила пользования термометром

Коллективное чтение, беседа. Практическая работа

Различие понятий инструменты и приборы. Флюгер. Устройство термометра

15

Книги и другие средства информации

1

Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии

Знать разнообразные источники познания окружающего мира

Сеть Интернет

16

Тела и вещества

1

Урок получения новых знаний

Разнообразие веществ
в окружающем мире: твёрдые, жидкие,

Уметь выделять  тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят.

Коллективное чтение, беседа.

Различие понятий: тела и вещества


газообразные.  Примеры веществ

Знать три состояния вещества
в природе

Практическая работа

17

Что такое экология

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах)

Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология

Коллективное чтение, беседа

Экология

18

Обобщение по разделу «Как изучают окружающий мир»

1

Урок обобщения и систематизации

Проверочная работа

Космос (6 часов)

19

Главные особенности космоса

1

Урок получения новых знаний

Общие сведения о звездном небе

Расширять знания о звездном небе. Познакомить с наукой астрономией

Коллективное чтение, беседа

Звезды, наука астрономия

20

Звезда по имени Солнце

1

Значение Солнца для живой природы

Уяснить значение изучения космических тел, развивать умение наблюдать за небом и небесными телами

Коллективное чтение, беседа

Солнечная система. Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле

21

Планеты

1

Общие сведения о планетах

Расширить знания детей о космических телах

Коллективное чтение, беседа

Планеты Солнечной системы

22

Звезды и созвездия

1

Общие сведения о звездах и созвездиях

Учить определять Полярную звезду, познакомить с её особенностями и значением на звёздном небе

Коллективное чтение, беседа. Тест

Звезды и созвездия. Полярная звезда

23

Луна – спутник Земли

1

Общее представление
о Луне. Наблюдения
за Луной

На основе наблюдений за Луной установить причину смены фаз Луны, солнечного и лунного затмения

Коллективное чтение, беседа

Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Полнолуние, новолуние, солнечное затмение, лунное затмение


24

Обобщение по разделу «Космос»

1

Урок обобщения и систематизации

Проверочная работа

Планета Земля (10 часов)

25

Наш общий дом. Строение Земли

1

Урок получения новых знаний

Земля – планета. Общее представление

Иметь общее представление 
о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений

Коллективное чтение, беседа, наблюдение

Строение Земли. Литосфера, гидросфера, атмосфера – географические оболочки Земли

26

Географические оболочки Земли

1

Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление)

27

Горизонт

1

Урок получения новых знаний

Наблюдения и рассуждения о форме Земли. Форма Земли

Уметь наблюдать, рассуждать и сделать вывод о шарообразности земли.
Уяснить понятия горизонт и линия горизонта

Коллективное чтение, беседа. Тест

Горизонт, линия горизонта

28

Открытие шарообразности Земли

1

29

Ориентирование

1

Урок получения новых знаний

Определение сторон горизонта

Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве, Смоленску, Новосибирску

Коллективное чтение, беседа, работа с картой

30

Компас

1

31

Глобус и географическая карта

2

Комбинированный

Глобус – модель Земли. Географическая карта

Расширить и систематизировать знания детей о глобусе и карте

Полюсы, экватор, тропики, полярные круги

32

Рельеф Земли

1

Урок получения новых знаний

Формы земной поверхности: равнины, горы

Знать понятие «рельеф».

Уметь читать карту


33

Ландшафт

1

Комбинированный

Знать понятие «ландшафт».

Уметь читать карту

Ландшафт

34

Обобщение по разделу «Планета Земля»

1

Урок обобщения и систематизации

Проверочная работа

Взаимодействие сил природы (17 часов)

35

Тепловые пояса Земли

1

Урок получения новых знаний

Смена времён года

Уяснить зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании;

систематизировать знания детей
о смене времен года

Коллективная работа

Тепловые пояса Земли

36

Смена времён года

1

Урок получения новых знаний

Коллективное чтение, беседа

Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния

37

Суша под Солнцем

1

Урок получения новых знаний

Рассуждения о воздействии Солнца на сушу

Знать о воздействие Солнца
на сушу.
Уметь определить разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании

Коллективное чтение, беседа. Практическая работа с энциклопедиями

Влияние Солнца
на сушу

38

Внутренние силы Земли

1

Урок получения новых знаний

Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят

Вулканы, землетрясения

39

Вода Земли. Вода и её свойства

1

Урок получения новых знаний

Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть

В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов

Практическая работа

Тёплое течение Гольфстрим

40

Три состояния воды

1

Урок получения новых знаний

Вода. Три состояния воды

Уметь наблюдать и делать выводы; сравнить свойства воды в разных состояниях

Практическая работа


41

Что такое снег

1

Урок получения новых знаний

Вода. Три состояния воды

В процессе наблюдения и рассуждения выявить, что такое снег и лёд, как образуются снег и лёд
в природе

Коллективное чтение, беседа

Айсберги. Свойства льда и снега

42

Почему лед плавает

1

Урок получения новых знаний

Свойства воды

Уметь выявлять свойства воды; делать выводы

Практическая работа. Проверочная работа

Фильтрование

43

Вода – растворитель

1

Урок получения новых знаний

Свойства воды

Уметь выявлять свойства воды; делать выводы

Практическая работа. Проверочная работа

Вода – растворитель

44

Подземные воды

1

Урок получения новых знаний

Свойства воды

Уметь выявлять свойства воды; делать выводы

Коллективная работа

Подземные воды, гейзеры

45

Как и зачем люди изучают атмосферу

1

Урок получения новых знаний

Воздух – смесь газообразных веществ

В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха

Коллективное чтение, беседа

Азот, кислород, углекислый газ

46

Состав воздуха

1

Урок получения новых знаний

Воздух – смесь газообразных веществ

В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха, его значением для человека

Коллективное чтение, беседа

Азот, кислород, углекислый газ

47

Свойства воздуха

1

Урок получения новых знаний

Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается

В ходе рассуждений и опытов выявить свойства воздуха

Коллективное чтение, беседа

Барометр – прибор для измерения давления воздуха. Давление воздуха

48

Ветры

1

Урок получения новых знаний

Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности.

Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний

Коллективное чтение, беседа, работа с  энциклопедиями

Ветер. Ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз

49

Грозные ветры

1

Урок получения новых знаний

50

Круговорот воды
в природе

1

Урок получения новых знаний

Три состояния воды

Знать о круговороте воды
в природе; повышать познавательную активность; прививать основы экологических знаний

Коллективное чтение, беседа, практическая работа

Круговорот воды
в природе

51

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Урок контроля знаний

Выявить уровень знаний по данной теме

Контрольная работа

Живая природа (17 часов)

52

Жизнь – особенность нашей планеты

1

Урок получения новых знаний

Царства живой природы

Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни

Коллективное чтение, беседа

Биология

53

Что изучает биология

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие

Иметь представление о разных группах растений, о постепенном их усложнении в результате исторического развития

Коллективное чтение, беседа

Классы растений

54

Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие

Выяснить особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

Коллективное чтение, беседа

Особенности размножения и развития водорослей, лишайников, мхов, папоротников

55

Хвойные и цветковые растения

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений

Рассмотреть многочисленность и разнообразие цветковых и хвойных растений.

Знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных и цветковых растений

Коллективное чтение, беседа

Хвойные и цветковые растения

56

Дикорастущие и культурные растения

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения, их различие

Выявить различия дикорастущих и культурных растений

Коллективное чтение, беседа, работа с дополнительной литературой

57

Растения, которые мы едим

1

Комбинированный

Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие

Научить детей правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи

Корнеплоды, зерновые культуры

58

Растения-путешественники

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас-тениям

Выявить, откуда появилось
то или иное растение

Тест

59

Грибы

1

Комбинированный

Систематизировать знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей о многообразии грибов; учить правилам сбора грибов

Коллективное чтение, беседа

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Знание грибов своей местности. Правила сбора грибов

60

Животные: моллюски, насекомые и паукообразные

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие

Выявить взаимосвязь растительного и животного мира; систематизировать знания о классах животных; побуждать детей к высказываниям, выводам

Взаимосвязь животного и растительного мира

61

Рыбы

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие

Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле

Коллективное чтение, беседа

Классы, или группы, животных

62

Земноводные и пресмыкающиеся

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных

Систематизировать полученные знания о земноводных и пресмыкающихся

Коллективное чтение, беседа

63

Птицы и млекопитающие

1

Комбинированный

Особенности питания разных животных

Установить цепи питания некоторых животных

Коллективное чтение, беседа

Цепи питания

64

Животные и среда их обитания

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных

Систематизировать полученные знания о животных; расширять кругозор; выявить, что необходимо для жизни разным группам животных

Коллективное чтение, беседа

Среда обитания


.

65

Дикие и домашние животные

1

Комбинированный

Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным

Систематизировать полученные знания о диких и домашних животных; расширять кругозор детей

Коллективное чтение, беседа

66

Бактерии

1

Урок получения новых знаний

Иметь представление о бактериях и их роли в жизни человека

Коллективное чтение, беседа

Бактерии – мельчайшие организмы. Вредные и полезные бактерии

67

Гигиена

1

Комбинированный

Личная гигиена

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии

Коллективное чтение, беседа

68

Обобщение по разделу «Живая природа»

1

Повторение

Проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова

рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и  А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)...

Тесты по окружающему миру для 3 класса по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (система Л.В.Занкова)

Тематические тесты позволяют быстро проверить уровень усвоения учебного  материала по окружающему миру. В тесты включены задания закрытого типа, в которых нужно отметить один или несколько правил...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образо...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального ...