Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Сизонова Ирина Александровна

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и  А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2004г.) и авторской программы  курса «Окружающий мир»  Н.Я. Дмитриевой  (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010.)

Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается проектом Образовательных государственных стандартов нового поколения.

Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

         Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки.

В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания и включены в тематическое планирование: «Заповедники Белгородской области» «Символика Белгородской области».

Целями обучения окружающему миру  являются:

  1. Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
  2. Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи обучения окружающему миру:

  1. Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
  2. Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.
  3. Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.
  4. Формировать экологическую культуру.
  5. Формироватьобщеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.
  6. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.

Для реализации программы используется

учебно-методический комплект:

  1. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник для  4 класса, в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012.
  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для  4 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012.

Учебно-тематический план

В программе курса «Окружающий мир» выделяются 4 блока, каждый из которых соответствует целям обученияи, в которых можно выделить подтемы:

  • Человек и окружающий мир (23 часа)

Человек и мир, созданный им (5ч.);

Наши соседи  на Западе (18ч.)

  • Преобразования в России (10 часов)
  • Мир человека в Новое время (27 часов)

Разнообразие природы Земли (7 ч)

События XIX-XX веков (6ч.)

Россия в 20 веке (2 ч.)

Человек и природа ( 12ч. )

  • Современная Россия (8 часов)

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

Программа рассчитана на  68 часов (2 часа в неделю). В том числе:

Практических работ – 18

Экскурсий – 4

Проверочных работ – 8

Контрольных работ - 2

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Практическая работа

4

4

5

5

18

Экскурсия

1

1

1

1

4

Проверочная работа

2

3

2

1

8

Контрольная работа

1

1

2

Уроков в нетрадиционной форме -     :

Урок –исследование – 1

Урок – путешествие – 1

Интегрированный урок –

Клуб знатоков -1

Урок – заочная экскурсия -1

Справочное бюро - 1

За круглым столом - 1

Контроль уровня обученности

Формы и средства контроля

Для контроля над освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Контроль над уровнем достижений учащихся по окружающему миру производится в форме письменных работ:

  • контрольных работ;
  • тестовых заданий.

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.
  2. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.

  (Особенности контроля и оценки учебных достижений младших школьников по окружающему миру - приложение №2)

Содержание учебного курса

Человек и окружающий мир (23 часа.)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

Условия жизни европейцев Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда, отдыха, физкультура и  спорт. Первая помощь  при переломах и порезах.

Практические работы: составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня школьника; определении своего роста, веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербариями лекарственных растений; работа с физической картой и картой природных зон.

Преобразования в России(10 часов)

Россия при Петре I.М.В.Ломоносов – основоположник русой науки.

Горное дело: горные породы и минералы. Полезные ископаемые. Происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного дела. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 гола, М.И.Кутузов.

Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России; составление плана школьного участка.

Мир человека в новое время (27 часов)  

Открытие новых  земель:  Север России, Антарктида, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

        События в России в начале ХХ века. Преобразование  экономики. Ликвидация безграмотности. Образование  СССР.

Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники: машиностроение, транспорт, строительство электростанций, прорыв в космос, компьютеризация.

        Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Особенности сельского хозяйства родного края.

Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы.

Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.  Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма.

Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Практические работы: сбор материалов о судьбе края в обозначенный исторический период, оказание первой помощи при легких травмах, подсчет ударов пульса  в спокойном состоянии, после физических упражнений,  определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ

Современная Россия(8 часов)

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва- столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни.

Краеведение. Областные органы власти, символика Белгородской области и города Белгорода. Родной край в изучаемый период истории: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта, культуры.

Практические работы: особенности символов и праздников в Белгородской области, определение вида памяти, составление правил поведения воспитанного человека.

Экскурсии в краеведческий музей, музей народной культуры, художественный музей.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

  • названия основных органов человека и их значение;
  • некоторые правила предупреждения травм;
  • нормы здорового образа жизни;
  • полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
  • основные этапы истории России;
  • государственную символику;
  • даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
  • народы, населяющие Россию (не менее трех);
  • название Основного закона страны;
  • достопримечательности родного края;
  • названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

уметь:

  • находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
  • различать полезные ископаемые (не менее трех);
  • иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
  • соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
  • оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • соблюдать правила охраны природы;
  • ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
  • кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
  • описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
  • соотносить год с веком;
  • узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

устанавливать связи:

  • между производственной деятельностью человека и природе
  • между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством

владеть общеучебными умениями:

  • уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия;
  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
  • пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  •  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012
  2. Дмитриева Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2008. -176с.
  3. Дмитриева Н.Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» 4 класс. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.

Дополнительная литература

  1. Мы и окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 1 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007
  2. Мы и окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 2 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007

Оборудование и приборы

  1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  2. Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
  3. Географические настенные карты (мира, России, Белгородской области).
  4. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
  5. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:

- Таблицы по основным изучаемым разделам

- Энциклопедия животных «Все о животных»

- Обучающая мультимедийная игра «Занимательная наука. Как устроено моетело»

- Тематические презентации к урокам.

     6.   Видеофильмы по предмету (в цифровой форме).

     7. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровой форме): «Голоса птиц, зверей »,  «Звуки природы» и другие.

     8. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

     10. Компас

11. Таблицы овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения (в цифровой форме).

      12. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Приложение 2

Особенности контроля и оценки  учебных достижений по окружающему миру. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

Устная проверка знаний

  • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы.
  • Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр

Письменная проверка знаний.

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить иучесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Виды письменного контроля:

  • Проверочные работы (7 работ) проводятся после окончания крупных тем программы в форме тестов. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.
  • Итоговые контрольные работы (2 работы).

Итоговые контрольные работы  проводятся за истекший период работы (полугодие,  год).

Их цель – проверка выполнения требований программы.  Итоговые контрольные работы проводятся 2 раза в год (в конце 1 и 2 полугодия)

Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • Ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • Неточности при нахождении объекта на карте

Календарно-тематическое

планирование по предмету окружающий мир

4  класса

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Используемые пособия к уроку

Стр. учеб и № в тетр

Дата

плани

руемая

факти

ческая

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Человек и мир, созданный им (5ч.)

1.

Условия современной жизни.

1

ознакомление с новым материалом

Связь  между человеком, миром, созданным им, и природой.

Цивилизация, лента времени

Таблица-циклограмма распределения периодов истории человечества, рабочая тетрадь

С.3-12

№1-3

2.

Первопроходцы в науке. Техника и человек

1

комбинированный

Влияние на современного человека достижений науки и техники. Экологические проблемы современного мира. Научно-технический прогресс,
экология, излучение.

Лента времени,выставка книг об историях изобретений, презентация «Наука и техника»

12-17

№4

3.

Клетка- основа строения и роста живых организмов. Пр. работа1: «Строение клетки»Урок -исследование

1

комбинированный

Взаимосвязи и  взаимообусловленности форм и функций органов. Строение клетки живых организмов. Виды клеток.

Клетка, ядро, цитоплазма, оболочка

Таблицы:
«Строение клетки», «Разновидности клетки», диск «Как устроен человек»

17-23

№5-7

4.

Режим дня в жизни человека.

Пр.работа2: «Составление режима дня школьника».

1

комбинированный

Представление о здоровом  образе жизни. Важность и польза соблюдения режима  дня.

Режим, Гиппократ

Бланки для практической работы

24-26

№8-11

5.

Достижения медицины в древние времена.

Лекарственные растения.Проверочная  работа1. «Человек и мир, созданный им»

1

комбинированный

История  развития медицины; лечебные свойства лекарственных растений

Гербарий «Лекарственные растения», таблица

«Овощи и фрукты», презентация «Лекарственные растения»

26-29

№12-13

Наши соседи  на Западе (15ч.)

6

Средневековье.Урок – путешествие

1

ознакомление с новым материалом

Природные условия в средневековой Европе,  особенности средневекового общества. Рыцарь, замок,средневековая
Европа. Чума –«черная смерть»

Иллюстрации: «Замки»; «Краеведческий музей», презентация ««Рыцарские доспехи»

30-35

54-57

№14

7

Почему осанка выделяла рыцаря.

Пр.работа3: «Составление комплекса упражнений утренней гимнастики».

1

закреплениеизученного

Формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе. Убеждение в необходимости правильной осанки

плакат «Сиди правильно», толковый словарь, комплекс упражнений для правильной осанки

35-37

18-19

8

Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.Интегрированный урок (ИЗО)

1

комбинированный

Функции и строение костной системы человека (скелета). Правила и меры сохранения скелета, позвоночника.

Скелет,костно-мышечная система

Таблица «Скелет человека» диск «Как устроен человек»

38-43

№15-17

9

Части скелета. Позвоночник. Пр. работа4: «Определение своего роста и веса».

Части скелета. Череп. Грудная клетка.

1

комбинированный

Строениеи функции позвоночника. Потребность  бережно относиться к своему организму, в частности  к позвоночнику. Позвоночник

Строение и функции черепа и грудной клетки. Кости, образующие грудную клетку. Необходимость  сохранения и укрепления своего здоровья. Череп, кости черепа, головной мозг, грудина, ребра, лопатка

Таблицы
«Строение черепа», «Грудная клетка», диск «Как устроен человек»

43-45

№20-21

10

Части скелета. Живые рычаги.

1

комбинированный

Строение верхнихи нижних конечностей. Плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа

Таблица «Скелет человека», бинты на 1 парту

46-48

11

Мышцы и движение. Проверочная работа по теме2: «Скелет. Мышцы»

1

комбинированный

Строение  и функции мышц; представление о работе мышц, виды мышц; причины усталости, способы предотвращения утомляемости мышц

Мышцы, мимические мышцы, мускул, бицепс

Таблицы: «Мышцы-сгибатели»; «Мышцы-разгибатели», диск «Как устроен человек»

49-53

№22

12

Начало Нового времени

1

комбинированный

Изменения, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Значение  открытий  в различных областях жизни для человечества. Буржуазия, Иоганн Гутенберг, Возрождение, Джотто, Леонардо да Винчи, архитекторы

Географическая карта, презентация «Эпоха Возрождения»

58-61

13

Расширение знаний о Земле.

1

комбинированный

Представления  детей о развитии знаний о Земле, знакомство с новыми понятиями, новыми именами

Н. Коперник, гелиоцентрическая система, И. Ньютон, закон всемирного тяготения. Х. Колумб, Ф. Магеллан, параллели

карта полушарий, портреты Колумба, Магеллана

61-65

№25

14

Кругосветное путешествие Магеллана. Природа Нового Света.

1

комбинированный

65-70

№24,26,27

15

Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз?

1

комбинированный

Развитие  науки и ее значение
в развитии человечества

Карта полушарий. Глобус.таблица «Строение Солнечной системы»,  ПортретН. Коперника. Портрет Ньютона

70-74

№ 28-29,31

16

Открытие невидимого мира.

1

комбинированный

Значение в науке изобретения микроскопа и открытия «невидимого» мира микроорганизмов

Левенгук, микроскоп

микроскоп, препараты «амеба», «инфузория-туфелька», презентация «Микроорганизмы»

74-76

№30

17

Победа над эпидемиями. Проверочная работа по теме :«Начало Нового времени. Развитие науки.»

1

применение знаний и умений

Неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверка знания по теме «Начало Нового времени. Развитие науки». Эдуард Дженнер, Петровская вакцина

Презентация «Начало Нового времени»

54-57 77-78

18

Правила здорового образа жизни

1

ознакомление с новым материалом

Соблюдение  правил гигиены, формирование потребности вести здоровый образ жизни. Гигиена, «моржи»

Таблицы по гигиене, толковый словарь, карточки с пословицами

79-81

19

Кожа и ее значение. Пр.работа5: «Оказание первой медицинской помощи при порезах».

1

комбинированный

 Строение и функции покровного органа – кожи. Три функции кожи, эпидермис, потовые, сальные железы, пигмент

Таблица «Строение кожи» , диск «Как устроен человек»

81-88

№32-33

20

Проверочная работа по теме4 :«Кожа»

1

применение знаний и умений

Особые  образования: волосы, ногти. Проверка степени усвоения материала по теме «Кожа». Волосы, ногти, ожог, обморожение

диск «Как устроен человек»

Преобразования в России( 10 часов)

21

Россия при Петре I

1

ознакомление с новым материалом

Преобразования в России, связанные с правлением Петра I. Значение этих преобразований. Санкт-Петербург,

Финский залив, Северная война

Портрет Петра I, карта России в начале 17 века

89-94

22

Петр I, царь и человек.

1

закреплениеизученного

Личность Петра I, реформы,  проводимые Петром I, и его вклад в развитие России. Газета, алфавит,
Новый год

Портрет Петра I, карта России в начале 17 века

94-102

№34-36

23

Становление Российской науки. М.В.Ломоносов – великий русский ученый.

Пр.работа6: «Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины)»..

1

комбинированный

Горные  породы и полезные ископаемые,  свойства гранита и известняка.  Вклад Ломоносова в российскую науку. М .В. Ломоносов, гранит, известняк, минералы, горные породы

Кусочки гранита, известняка, лупа, молоток, металлическая пластинка. Презентация  «М.В. Ломоносов»

102-106

№37

24

Каменное царство.

Пр. работа7: «Работа с коллекциями горных пород и минералов».

1

комбинированный

Гранит, базальт, известняк, мрамор, поваренная соль, рубин, алмаз,
бриллиант

коллекция камней, физическая карта России

107-114

№38-40

25

Руды металлов. Горючие полезные ископаемые.

1

применение знаний и умений

 Месторожденияжелезных руд и использование их человеком. Медная руда, железная руда, алюминиевая руда

114-121

№41-43

26

Контрольная  работа за 1 полугодие

1

проверк знаний и умений

27

Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

Пр.работа8: «Работа с физической картой России (полезные ископаемые)».

1

комбинированный

Свойства нефти и каменного угля, торфа. Способы добычи полезных ископаемых. Труд геологов. Нефть, каменный уголь, торф, месторождение

карта, коллекция полезных ископаемых

121-124

№44-47

28

Проверочная работа по теме5 :«Полезные ископаемые».

Русское военное искусство.

1

применение знаний и умений

Проверка степени усвоения материала по теме «Полезные ископаемые».

 А. В. Суворов, значение его деятельности в жизни России.
Капрал, генералиссимус

Портреты Суворова, Ушакова, бланки с тестом

29

Русское военное искусство. Отечественная война 1812 года

1

ознакомление с новым материалом

Отечественная война 1812 года
и значением для России Бородинского сражения.

Наполеон Бонапарт, Отечественная война. М. И. Кутузов, Бородино

Историческая карта, портреты М. И. Кутузова
А. В. Суворова, презентация « Бородино»

124-131

№48-49

30

План местности.

Пр. работа9: «Составление плана школьного участка».

1

комбинированный

План местности и его значение, отличие плана от карты; составление плана местности, используя условные знаки и масштаб.

Карта, глобус, таблица «План местности», компасы

131-134

№50

Разнообразие природы Земли (6 ч)

31

Северные земли России. Пр.работа10: «Работа с физической картой России».

1

комбинированный

Развитиегеографических исследований просторов России. Великая северная экспедиция, Витус Беринг, Лаптевы, Челюскин

Карта полушарий, портрет В. Беринга

3-5

№51

32

Открытие Австралии.

1

1

Комбинированный

Освоение  мира и открытие новых земель. Австралия, Джеймс Кук

Необычность растений и животного мира Австралии. Сумчатые животные

Географическая карта природных зон, презентация «Австралия»

5-9

33

Русские на шестом континенте

1

комбинированный

История  открытия Антарктиды, природные  и климатические особенности Антарктиды. Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, кругосветные путешествия.

физическая карта, картинки с изображением животных Антарктиды, презентация «Кругосветные путешествия»

10-13

№52

34

Дальний Восток России. Пр.работа11: «Работа с картой природных зон России».

1

комбинированный

Разнообразие  природы лесной зоны,
необычность природы Дальнего Востока (Уссурийской тайги) Н. М. Пржевальский,  Уссурийская тайга, Красная книга

Физическая карта России, гербарий, презентация «Природа Дальнего Востока»

13-15

№53,54,56

35

Особенности природы гор

1

комбинированный

Разнообразие  природы горной местности,  особенности природы гор, смены ярусов. Вершина, склон,
подошва, долина, ущелье, альпийские луга

Физическая   карта,  макет горы, таблица «Горы», диск «Детская энциклопедия»

16-17

№55,57

36

Человеческие расы. Проверочная работа по теме6 :«Разнообразие природы Земли»

1

применение знаний и умений

 Три основные человеческие расы и их особенности в зависимости от природных условий. Проверка степени усвоения знаний по теме «Разнообразие природы Земли» Расы, европеоидная, монголоидная, негроидная

диск «Детская энциклопедия»

17-19

№58

События XIX-XXвеков (9ч.)

37

Развитие науки и техники в XIX-XXвеках

1

ознакомление с новым материалом

Развитие науки и техники в XIX в. и причины развития мира. Паровые машины, смог, железная дорога, электричество

Выставка книг, диск «Детская энциклопедия»

20-23

№59-61

38

Новые знания о человеке.

1

комбинированный

Изучение достижений науки в познании человека. И. П. Павлов,
И. М. Сеченов, нервная система

Таблица «Нервная система человека»,  

24-26

№62-63

39

Строение и работа нервной системы.

1

комбинированный

Особенности нервной системы,
ее роль и значение. Головной, спинной мозг, наркоз, значение сна

Таблица «Нервная система человека», диск «Как устроен человек»

27-31

№64

40

Значение кровеносной системы. Кровь.

1

комбинированный

Значение, состав и свойства крови.

Плазма, красные кровяные тельца,
белые кровяные тельца

Таблица «Кровеносная система человека», диск «Как устроен человек»

31-34

41

Значение кровеносной системы. Путь крови в организме.Пр.работа12: «Оказание первой помощи при кровотечениях».

1

комбинированный

 Сердце, венозная, артериальная,
сосуды, капилляры, печень

диск «Как устроен человек»

34-39

№65-68

42

Проверочная работа по теме7 :«Нервная и кровеносная системы». События начала века.

1

применение знаний и умений

Россия начала XX в. преобразования

Первая мировая война, образование СССР, Северный морской путь,

ликбез

Презентация «Россия начала XX века»

40-44

43

Великая Отечественная война (1941-1945 г.)

1

ознакомление с новым материалом

События1941–45 гг. сравнительный
анализ отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг.Великая Отечественная война, фашизм, Жуков, Сталинград, Курская дуга, страны-участники Второй мировой войны

Плакат «Родина-мать зовет!» Лента времени, иллюстрации, энциклопедии, запись песни «Священная война»

44-50

№69-71

44

Страны – участники Второй мировой войны.

1

ознакомление с новым материалом

50-56

№72-74

45

Век научных открытий. Экскурсия в Музей-Диораму.

1

Научные  открытия и изобретения второй половины XX века

Научно-техническая революция

56-59

№75

Человек и природа( 11ч. )

46

Охрана природы

1

комбинированный

Возникновение и созданиезаповедных зон и природных парков на территории России.

Заповедник, растения и животные,

занесенные в Красную книгу

Иллюстрации заповедных зон, презентация «Заповедники России»

60-65

47

Охрана природы. Заповедники Воронежской области.Урок – заочная экскурсия

1

комбинированный

 Заповедные  зоныВоронежскойобласти. Формирование  экологического сознания

Иллюстрации заповедных зон, презентация «Заповедники Воронежской области

№76-77

48

Органы дыхания

1

комбинированный

Значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения

человека. Органы дыхания. Нос, трахея, бронхи, легкие

Таблица«Органы дыхания человека», диск «Как устроен человек»

66-69

№78-80

49

Органы дыхания. Гигиена дыхания. Пр. работа13: «Определение количества дыхательных движений в минуту».

1

комбинированный

Органы дыхания. Забота  о своём

Здоровье. Фитонциды

Таблица«Органы дыхания человека»

70

50

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

комбинированный

Отраслиживотноводства и значение сельского хозяйства в жизни человека. Животноводство,

зебу, скотоводство

Презентация «Животноводство»

70-74

№81

51

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

комбинированный

Отрасли  растениеводства и его зависимости от природных условий

Растениеводство

Гербарий, муляжи фруктов и овощей

75-78

№82-87

52

Зачем человек ест. Состав пищи.

1

комбинированный

Значение  питания в жизни человека. Формирование  представлений о значении питания для человека. Понятие о витаминах и их значении в жизни человека. Разнообразие пищи, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины

Таблица«Витамины», презентация «Состав пищи»

79-85

53

Состав пищи. Пр. работа14: «Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ».

За круглым столом

1

комбинированный

Значение  питания в жизни человека. Формирование  представлений о значении питания для человека. Изучение свойств витаминов и их значения в жизни человека

бланки для групповой работы, презентация «Меню школьника»

№88-90

54

Органы пищеварения. Пр.работа15: «Гигиена ротовой полости и зубов».

1

комбинированный

Органы  пищеварения и их основные функции. Типы зубов, строение зубов, формирование потребности следить за здоровьем своих зубов. Рот, пищевод, печень, желудок, эмаль, кишечник, десны, коронка, корень

Таблица«Органы пищеварения человека», «Зубы и уход за ними», диск «Как устроен человек»

86-89

№91

55

Переработка пищи в организме. Правила здорового питания.

1

обобщение и систематизация знаний

Систематизация знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека

Желудочный сок, слизистая оболочка, бифидобактерии

Таблица«Органы пищеварения»

89-95

56

Система пищеварения. Проверочная работа по теме8 :«Состав пищи. Органы пищеварения».

1

применение знаний и умений

Обобщение представления детей о системе пищеварения. Проверка уровня усвоения изученного материала

бланки с тестом

95

№92-93

Современная Россия (10ч.)

57

Человек и общество

1

ознакомление с новым материалом

Современное  устройство  общества, зависимость устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире. Государство, семья

политическая карта мира

96-98

58

Россия- наша Родина.

1

комбинированный

Россия, Столица России – Москва, Воронеж – областной центр.

98-100

№94

59

Москва-столица России.

1

101-103

№95

60

Устройство государственной власти

1

комбинированный

Устройство  государственной власти в России, функциональные обязанности каждой ветвивласти.

Россия – демократическая федеративная республика, законодательная, исполнительная, судебная власть

политическая карта мира, России

104-108

№98

61

Символы и праздники России. Пр. работа16: «Особенности символов и праздников в Воронежской области».

1

комбинированный

Символы государственной власти: флаг, герб, гимн. Символы Воронежскойобласти. Патриотизм и гражданственность

Герб, флаг, запись гимна России, картины художников с изображением природы России, презентация «Символы Воронежской области»

108-113

№96-97-99

62

Человек в современных условиях. Пр. работа17: «Определение вида памяти».

1

комбинированный

Проблема  развития человеческого общества в современных условиях. Развитие  цивилизации. Чувства, память

карточки с пословицами, бланки заданий для групп

113-116

101

63

Нравственные нормы жизни. Пр. работа18: «Составление правил поведения воспитанного человека»,

1

комбинированный

Нравственные нормы жизни. Правила поведения. Воспитанность

Бланки для практической работы, презентация «Правила поведения»

117-120

64

Итоговая контрольная  работа

1

проверк знаний и умений

Проверка знаний полученных учащимися в течение второго полугодия: полезные ископаемые, внутренние  органы человек, здоровье, история России

Контрольныерботы по сист.Л.В.Занкова. 2-е полугод. /С.Г. Яковлева – Самара: Издат. «Уч.литер. :Изд. Дом «Фёдоров», 2007

65

Духовное богатство человека.

1

66

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Наблюдения за историей развития символов Воронежской  области

67

Резерв

68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 3 кл. Учебник Клепининой

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. При закачке таблица  "ломается"...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы...

Тесты по окружающему миру для 3 класса по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (система Л.В.Занкова)

Тематические тесты позволяют быстро проверить уровень усвоения учебного  материала по окружающему миру. В тесты включены задания закрытого типа, в которых нужно отметить один или несколько правил...

Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...