Рабочая программа по окружающему миру, 3 кл. Учебник Клепининой
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Светлана Михайловна Деева

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. При закачке таблица  "ломается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okr_miru_3_kl_2012-2013.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                      Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года за № 1089, концепции УМК «Школа России», Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  на основе авторской программы З. А. Клепининой.

           Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного содержания.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

  1. З. А. Клепинина. Окружающий мир.  3 класс. В 2 ч. Ч. 1. Аст-пресс школа. М- 2012.
  2. З. А. Клепинина. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Аст-пресс школа. М- 2012.
  3. З. А. Клепинина. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс.  Аст-пресс школа. М- 2012.

Для реализации программного содержания используется для учителя:

       1.  З. А. Клепинина. Окружающий мир.  Рабочие программы. 1-4 классы. Аст-пресс  

            школа. М- 2010.

2.  З. А. Клепинина. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир». 3 класс.  

     Аст -   пресс школа. М- 2012.

            Количество часов в год: 68.

            Количество часов в неделю: 2.

            Количество часов по учебным четвертям:

I четверть

II четверть

III  четверть

IV  четверть

16

16

20

16

       В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели: 

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

                    Основными задачами реализации содержания курса явля ются:

1) формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

2) духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества;

3) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

4) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

5) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

6) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Структура учебного курса

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета, благодаря интеграции есте ственно - научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея экологической целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Уважение к миру – это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

         Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. 

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

экскурсии

практические

работы

1

Введение

1

1

2

Окружающий мир (материал прорабатывается в других темах)

2

2

3

Ориентирование на местности

11

1

7

4

Природа и история нашего края

32

6

9

5

Человек и природа. Здоровье человека

21

1

3

6

Заключение

3

Итого

68

8

20

Формы организации учебного процесса

• Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
• Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

       Краткий экскурс в изученное в прошлом учебном году. Знакомство с учебником. Анализ содержания учебника.

Практическая работа: 1) «Правила работы с учебником».

Окружающий мир (2 ч.)

Способы познания окружающего мира. Правила ОБЖ при выполнении наблюдений и опытов.

Практические  работы:   1) «Способы познания окружающего мира»;

                                               2) «Получение информации из литературных источников».

Ориентирование на местности (11 ч.)

             Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Ориен тирование на местности по Солнцу, компасу и природ ным признакам. Устройство компаса и правила пользова ния им.

             План местности, условные знаки, масштаб (без расчетов и числовых выражений, только на уровне, что участки местности переносятся на план в уменьшенном виде). Чтение плана местности. План как источник инфор мации об окружающем мире.

             Карта. Карты географичес кие и исторические и их особенности. Легенда карты, масштаб (без расчетов и числовых выражений, только на уровне, что территории переносятся на карту в уменьшен ном виде). Чтение карты.

           Карта нашей родины. Столица России - Москва, ее местонахождение на карте.

Практические работы:  1) «Ориен тирование на местности  по Солнцу»;

                                             2) «Компас. Устройство компаса»;

                                             3) «Ориентирование по компасу»;

                                             4) «Ориентирование на местности»;

                                             5) «План местности»;

                                             6)  «Чтение плана»;

                                             7) «Чтение карты».  

Экскурсия:  1) «Линия горизонта»

Природа и история родного края (31 ч.)

            Наша область (край, республика) на карте России, на звание. Наш административный центр, его название, местонахождение на карте, достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и др.

            Формы поверхности: равнины (плоская и холмистая), горы, холмы, овраги. Изображение форм поверхности на арте. Особенности поверхности нашего края. Полезные ископаемые. Что это такое? Полезные ископаемые родно го края (2-3 наиболее значимых в нашем крае, знакомство другими полезными ископаемыми может быть проведено по желанию). Изображение полезных ископаемых на арте с помощью условных знаков (2-3 условных знака, словные знаки других полезных ископаемых могут быть даны по желанию и выбору учителя). Значение полезных ископаемых для развития хозяйства края. Бережное отно шение к полезным ископаемым.

           Почвы нашего края, их общая качественная характеристика (плодородные, недостаточно плодородные, мало плодородные). Использование почв нашего края в хозяйстве края. Меры по охране почв в крае.

           Водоемы, их разнообразие и легко выделяемые отли чительные признаки: океан, море, озеро, река, пруд, болото. Изображение водоемов на карте. Роль водоемов природе. Использование водоемов человеком и их охран а. Водоемы нашего края (3-4 разных типа наиболее знакомых), их краткая характеристика, использование в хо зяйстве края. Меры по охране водоемов в нашем крае.

           Природные сообщества. Что это такое? Разнообразие природных сообществ (водоем, лес, луг, болото). Основн ые природные сообщества нашего края (2 по выбору учи теля), характеристика каждого из них. Растения и животные изучаемых сообществ. Взаимосвязи растений животных в сообществе. Использование каждого сооб щества в хозяйстве края. Влияние деятельности человека 3. состояние сообщества и его обитателей. Охрана сооб щества и его обитателей. Особо охраняемые растения животные сообществ. Красная книга. Представители растений и животных сообществ нашего края, занесенные Красную книгу. Заповедники, национальные парки наш его края и их роль в охране природы. Сообщества, соз данные человеком (поле, сад) (1 по выбору учителя). Растения и животные поля или сада. Значение данного сооб щества и хозяйственная деятельность человека в нем. Сельскохозяйственные животные края. Сельское хозяй ство как отрасль хозяйства края.

Практические работы: 1) «Твой край на карте России»;

                                            2) «Поверхность твоего края»;

                                            3) «Водоёмы твоего края»;

                                            4) «Растения леса»;

                                            5) «Растения и животные поля»;

                                           6) 7) «Население края»;

                                           8) «Название и герб твоего областного центра»;

                                           9) «Страницы истории родного края».

Экскурсии:                       1) «Формы поверхности и полезные ископаемые нашего края»;

                                           2) «Растения и животные леса»;

                                           3) «Растения и животные водоёма»;

                                           4) «Растения и животные поля»;

                                           5) «В  краеведческий музей»;
                                          6) «К местам исторических событий».                      
                                                 

Человек и природа. Здоровье человека (21 ч.)

               Строение тела человека. Обзор внешнего строения: голова, конечности (руки, ноги), туловище. Общий об зор внутреннего строения: внутри организма человека находятся разные органы, расположенные в опреде ленном порядке.

               Кожа, ее значение. Гигиена кожи, травмы, их причины и предупреждение, первая помощь при небольших трав мах (повторение).

              Опорно-двигательная система. Скелет, его составные части (череп, позвоночник, грудная клетка, кости конеч ностей), значение скелета в жизнедеятельности орга низма. Мышцы, их местоположение и роль в жизнедея тельности организма. Скелет и мышцы как единая опорно-двигательная система. Осанка, осанка правиль ная и неправильная, значение правильной осанки, ее укреп ление. Физкультура, спорт и посильный физический труд в укреплении мышц и осанки. Соблюдение правил безо пасного спорта и труда.

             Пищеварительная система. Органы пищеварительной системы: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, печень. Их положение в организме. Зубы и уход за ними. Значение органов пищеварения в жизнедеятельности ор ганизма. Связь органов пищеварения. Органы пищеваре ния как единая система. Охрана здоровья пищеваритель ной системы.

            Дыхательная система. Органы дыхания: носовая по лость, трахея, бронхи, легкие, их положение в организме. Значение органов дыхания, их связь между собой. Орга ны дыхания как единая система. Охрана здоровья систе мы дыхания.

            Кровеносная система. Органы кровообращения: серд це и кровеносные сосуды. Их положение в организме. Значение органов кровообращения в жизнедеятельности организма. Связь органов между собой. Органы кровооб ращения как единая система. Охрана и укрепление здо ровья системы кровообращения.

            Выделительная система. Органы выделения: почки, их положение в организме, мочеточники, мочевой пузырь. Их связь между собой. Органы выделения как единая систе ма. Кожа как орган выделения. Охрана здоровья органов выделения.

             Нервная система. Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг, нервы, органы чувств (зрение, слух, обо няние, вкус, осязание). Их положение в организме. Значе ние органов нервной системы, их связь и роль в жизнедея тельности организма. Охрана здоровья нервной системы.

Практические работы:  1) «Кожа. Гигиена кожи»;
                                            2) «Первая помощь при повреждении кожи»;

                                             3) «Сердце и его тренировка».

Экскурсия:                        1) «Человек и природа»;

                                             2) «Весенние изменения в природе».

 Опыт:       1) «Как образуется родник»

Заключение (2 ч.)

              Человек в окружающем мире. Как мы получали знания. Впереди лето

Организация текущего и промежуточного контроля

Тема (разделов)

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Практикум

Сроки проведения

Ориентирование на местности

+

+

+

Октябрь

Природа нашего края

+

+

+

Ноябрь

Февраль

Человек и природа. Здоровье человека

+

+

             + 

Март

Заключение. Человек в окружающем мире

+

+

 

Май

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения курса по предмету «Окружающий мир»

за 3 класс  ученик должен  знать/понимать:

  1. способы получения информации об окружающем мире;
  2. правила ориентировки в учебнике, правила работы с разными печатными источниками информации;
  3. что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
  4. простые способы ориентирования на местности (по Солнцу, компасу, природным ориентирам); - устройство и назначение компаса;
  5. особенности и назначение плана и карты, особенности карт географических и исторических;
  6. способы изображения на плане некоторых объектов мест ности, на карте - гор, равнин, рек, озер, границы России;
  7. особенности природы своего края (поверхность, наибо лее значимые полезные ископаемые, наиболее распро страненный вид почв, растительный и животный мир);
  8.  что такое природное сообщество, особенности 2 при родных и 1 культурного сообществ своего края;
  9. названия и особенности растений и животных сооб ществ своего края (по 2-3 дополнительно к тому, что знали в предыдущих классах);
  10. особенности труда людей края, связь с природными особенностями;
  11. правила охраны природы общие и региональные, особо охраняемые растения и животные края, заповедники (не менее 1) края;
  12. что дает наш край стране;
  13. что изучает история края;
  14. важнейшие исторические события (1-2) на территории края;
  15. основные традиции, особенности быта, культуры, на родные промыслы (по 1-2) края;
  16. достопримечательности, памятники истории и культу ры края, их охрана;
  17. названия важнейших систем органов организма чело века, их ведущие функции;
  18. способы охраны здоровья систем органов и организма в целом;
  19. влияние образа жизни и окружающей среды на здо ровье отдельных органов, систем органов, организма в целом;
  20. приемы оказания первой помощи при небольших травмах.

уметь:

  1. находить нужную информацию в учебнике, справочни ках, словарях, энциклопедиях;
  2. вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведенных наблюдениях;
  3. выполнять опыты и пользоваться несложным лабора торным оборудованием;
  4. определять признаки различных объектов окружающего мира;
  5. читать план и карту по изученной части легенды;
  6. различать исторические и географические карты;
  7. находить на карте и показывать Россию, ее границы, Москву и административный центр своего края;
  8. устанавливать связи между компонентами внутри при родного сообщества;
  9. составить план из 3-4 вопросов для бесед со старшими по естественнонаучной, обществоведческой и истори ческой тематике;
  10. соблюдать правила охраны природы;
  11. вести самонаблюдения за состоянием здоровья;
  12. оказывать первую помощь при небольших травмах;
  13. описывать (устно) отдельные исторические события из истории своего края.
  14. Ученик должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  15. удовлетворения познавательных интересов, поиска до полнительной информации о родном крае; 
  16. ориентирования на местности с помощью компаса и природных ориентиров;
  17. чтения плана и карты своего города (села) по легенде;
  18. узнавания планов и карт среди других пособий;
  19. узнавания на иллюстративном материале изученные достопримечательности своего областного (краевого, республиканского) центра;
  20. узнавания в природе изученных растений и животных;
  21. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей безопасности;
  22. оценки воздействия человека на при роду, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  5. ухода за растениями (животными);
  6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  8.  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со ставляющих образовательную область «Окру жающий мир», оказывает влияние на содержа ние и формы контроля. Основная цель контро ля - проверка знания фактов учебного матери ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. неправильное определение понятия, за мена существенной характеристики понятия несущественной;
  2. нарушение последовательности в описа нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  3. неправильное раскрытие (в рассказе-рас суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  4. ошибки в сравнении объектов, их классифи кации на группы по существенным признакам;
  5. незнание фактического материала, неуме ние привести самостоятельные примеры, под тверждающие высказанное суждение;
  6. отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не  умение подтвердить свой ответ схемой, рисун ком, иллюстративным материалом;
  7. ошибки при постановке опыта, приводя щие к неправильному результату;
  8. неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу ченных объектов (природоведческих и истори ческих).

Недочеты:

  1. преобладание при описании объекта не существенных его признаков;
  2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  3. отдельные нарушения последовательнос ти операций при проведении опыта, не приво дящие к неправильному результату;
  4. неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  5. неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Материально - техническое

обеспечение учебного предмета

1. Книгопечатная продукция

2. Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

- компьютер;

- сканер (по возможности);

- принтер струйный цветной (по возможности);

- фотокамера цифровая (по возможности).

3. Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

4. Оборудование класса:

- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски

для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели

для схем и таблиц и т. д.

Учебно – методическое обеспечение

Литература для учащихся:

Основная: 

       1.  З. А. Клепинина. Окружающий мир.  3 класс. В 2 ч. Ч. 1. Аст-пресс школа. М- 2010.

2.  З. А. Клепинина. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Аст-пресс школа. М- 2010.

3. З. А. Клепинина. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс.  Аст-пресс школа. М- 2010.

Дополнительная:

  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Пособия для учителя:

  1. Н. Т. Брыкина, Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

2.   З. А. Клепинина. Окружающий мир.  Рабочие программы. 1-4 классы. Аст-пресс          

      школа. М- 2010.

3.   З. А. Клепинина. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Аст-      

      пресс школа. М- 2010

4.   Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных

     классов. – М.: Просвещение, 2004

5.  Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:  

     Просвещение, 2005

6.  Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для  

     учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

7.  Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.:

     ВАКО

8.  Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.:  

     ВАКО

9.  Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое

сентября, 2001

Календарно - тематическое планирование

Условные обозначения: Ф – фронтальная работа, И – индивидуальная работа, П – работа в парах, Г – работа в группах

п/п

уро-ка в те-ме

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Страницы учебника

Домашнее задание

УУД

Виды работы

I четверть   (16 ч.)

1

1

Введение

1

с.3-7

Р.т.:№1-3

Формирование умения задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы

Ф, И, П

Ориентирование на местности  (11 ч.)

2

1

Горизонт. Линия горизонта (экскурсия)

1

с. 8-10

Р.т.: № 4 или рис.по теме

Формирование умения понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Развитие умения работать по учебнику: сравнивать фотографии, анализировать текст. Освоение понятий о горизонте, сторонах горизонта. Формирование умения находить стороны горизонта и их моделировать

Г, Ф, И

3

2

Ориентирование на местности. Практическая работа на местности

1

с.11-14

Р.т.: №6-8 или сообщение

Освоение понятия об ориентировании. Формирование умения находить ориентиры на фотографиях в учебнике, по дороге домой. Развитие умения формулировать выводы по изученному материалу

Ф, И, П

4

3

Компас. Устройство  компаса. Практическая работа «Устройство компаса»

1

с.15-16

Р.т.: №9

или рис. компаса

 

Освоение устройства компаса и правилами работы с ним. Развитие умения  отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. Формирование умения работать в парах, ориентироваться по компасу

Ф, И, П

5

4

Ориентирование по компасу. Практическая работа «Принцип работы компаса»

1

с.17-18

Р.т.: №10

Ф, И, П

6

5

Ориентирование по природным признакам

1

с.19-22

Р.т.: №14

или кроссворд

Освоение умения ориентироваться по солнцу и местным природным признакам. Развитие умения  доказывать свою точку зрения, задавать вопросы по изучаемой теме

Ф, И

7

6

Ориентирование на местности. Практическая работа «Ориентирование на местности»

1

с.23-25

Р.т.: №15,16

Ф, И, П

8

7

План местности. Практическая работа «План кубика и стола»

1

с.26-30

Р.т.: №19 или план двора

Освоение понятия о плане местности и масштабе. Формирование умения читать, сравнивать и составлять план местности, пользоваться условными обозначениями.

Ф, И

9

8

Чтение плана. Практическая работа

 «Составление плана»

1

с.31-32

Р.т.: №23

Ф, И, П

10

9

Карта. Виды карт

1

с.33-35

Р.т.: №26-28

Освоение понятия о карте, различных видах карт. Формирование умения читать, сравнивать различные виды карт, пользоваться условными обозначениями. Развитие умения работать в паре, осуществлять взаимопроверку

Ф, И

11

10

Чтение карты. Практическая работа «Карта»

1

с.36-41

Р.т.: №29

Ф, И

12

11

Ориентирование на местности. Обобщение по теме

1

с.42-43

Р.т.: №30 или кросс. по теме

Развитие умения  обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. Формирование умения работать в парах

Г, Ф, И

Природа и история родного края  (32 ч.)

13

1

Твой край на карте России. Практическая работа «Россия на карте»

1

с.44-45

Р.т.: №33 или сообщен.

Освоение умения находить на карте заданные объекты, пользоваться условными обозначениями

Ф, И, П

14

2

Разнообразие форм поверхности. Изображение форм поверхности на карте. Тест

1

с.46-52

Р.т.: №37-38 или кросс. по теме

Освоение умения характеризовать формы земной поверхности, сравнивать их, рассказывать по теме из личного опыта. Развитие умения самостоятельно работать

Ф, И

15

3

Формы поверхности и полезные ископаемые нашего края (экскурсия)

1

Р.т.: с.23-24 или сообщение

Освоение умения раскрывать роль природных богатств и труда людей, приводить примеры использования природных богатств в экономике края. Формирование умения работать с терминологическим словарём. Развитие умения работать в группах, наблюдать, делать выводы, собирать образцы

Г, Ф, И

16

4

Поверхность нашего края. Практическая работа Контурная карта»

1

с.53-54

Р.т.: № 40

Г, Ф, И

II  четверть  (16 ч.)

17

5

Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые на карте

1

с.55-59

Р.т.: №41 или сообщение

Формирование умения понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, актуализировать знания

Ф, И

18

6

Полезные ископаемые твоего края, их использование и охрана

1

с.60-70

Р.т.: №46 или сообщение

Формирование умения систематизировать знания, занося данные в таблицу. Освоение умения выяснять самостоятельно какие природные ископаемые добываются в крае, как их используют и охраняют

Ф, И, П

19

7

Водоёмы. Родник. Опыт «Как образуется родник»

1

с.71-75

Р.т.: №47 или кросс.

Освоение умения  находить главные мысли в учебной статье, раскрывать их, используя информацию из текста, объяснять иллюстрации и схемы учебника                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ф, И, П

20

8

Другие водоёмы

1

с.76-80

Р.т.: №48

Освоение представления о водоёмах края. Формирование умения работать по карте края, называть водоёмы, делиться информацией из личного опыта

Ф, И

21

9

Водоёмы твоего края и их охрана. Практическая работа «Водоёмы на карте Курской области»

1

с.81-87

Р.т.: №52 или сообщение

Ф, И

22

10

Почвы твоего края. Использование и охрана почв

1

с.88-97

Р.т.: №53 или сообщение

Формирование умения высказывать предположения и гипотезы, доказывать своё мнение, обсуждать изучаемое

Ф, И, П

23

11

Растения и животные леса. Деятельность человека в лесу (экскурсия)

1

с.98-102

Р.т.: с.38-39 или кроссворд

Формирование умения работать в группах, планировать свою работу определять цели и последовательность действий, выступать в соответствии с намеченным планом, оценивать свои достижения и достижения других учащихся, работать со словарями, атласами и энциклопедиями                                                                        

Г, Ф, И

24

12

Растения и животные леса. Лес как природное сообщество. Тест

1

с.103-106

Р.т.: №54 или кроссворд

Ф, И

25

13

Растения леса. Практическая работа «Гербарий»

1

с.107

Р.т.: №56 или сообщение

Развитий умения презентовать знания и умения. Формирование умения выполнять практическую работу, используя инструкцию. Формирование умения работать в парах, обобщать, делать выводы

Ф, И, П

26

14

Лес и человек

1

с.108

Р.т.: №57 или пр.сказку

Ф, И

27

15

Растения и животные водоёма. Деятельность человека на водоёме (экскурсия)

1

с.109-110

Р.т.: с.40-41 или кроссворд

Формирование умения работать в парах, описывать водоёмы по плану, определять с помощью атласа – определителя растения и животных водоёмов

Г, Ф, И

28

16

Растения и животные водоёма. Водоём как природное сообщество

1

с.112-114

Р.т.: №58

или кроссворд

Формирование умения показывать водоёмы на карте, наблюдать, делать выводы, составлять рассказ по плану. Формирование умения бережно относиться к природе своего края

Ф, И

29

17

Использование и охрана растений и животных водоёма

1

с.115-117

Р.т.: №59 или сообщение

Ф, И

30

18

Растения и животные поля. Деятельность человека в поле (экскурсия)

1

с.118-120

Р.т.: №63, 64 или сообщение

Формирование представления о поле, культурных сообществах поля. Развитий умения работать в парах и группах, работать с краеведческой литературой, с гербарием,  подготавливать сообщения, представлять их классу

Г, Ф, И

31

19

Растения поля. Практическая работа «Гербарий»

1

с.3-7

Р.т.: №65 или кроссворд

Ф, И, П

32

20

Растения и животные поля. Поле как культурное сообщество

1

с.8-11

Р.т.: №63 или кроссворд

Формирование умения работать с научной статьёй учебника, объяснять и составлять схемы по теме

Ф, И

III четверть  (20 ч.)

33

21

Поле и человек

1

с.12-16

Р.т.: №64

Развитие умения характеризовать деятельность людей на поле, сообщество растений и животных поля, приводить примеры

Ф, И, П

34

22

Домашние животные края

1

с.17-23

Р.т.: №65 или кроссворд

Освоение умения выявлять зависимость животноводства от природных условий, работать с краеведческим материалом, систематизировать знания

Ф, И

35

23

Природные ресурсы. Что даёт твой край стране

1

с.24-29

Р.т.: №69 или сообщение

Освоение представлений о природных ресурсах края. Развитие умения подбирать материал по теме

Ф, И, П

36

24

Население твоего края. Практическая работа «Карта Курской области»

1

с.30-37

Р.т.: №70

Формирование умения работать в группах, презентовать личный жизненный опыт, извлекать информацию из дополнительных источников, интервьюировать членов своей семьи о народных традициях и промыслах своей малой родины; составлять устный рассказ по теме. Формирование умения показывать на карте местоположение нашего края

Г, Ф, И

37

25

Население твоего края Практическая работа «Аппликация «Национальный состав Курской области»

1

с.38-46

Р.т.: №72 или сообщение

 Ф, И

38

26

Что изучает история родного края

1

с.47-52

Р.т.: №76

Формирование представлений об истории родного края. Развитие умения работать с энциклопедиями и словарями, интервьюировать старших членов семьи, готовить иллюстрации, систематизировать знания. Формирование умения показывать на карте достопримечательности нашего края

Ф, И

39

27

Исторические источники знаний о родном крае. Практическая работа «Достопримечательности на карте нашего края»

1

с.53-58

Р.т.: №75 или сообщение

Ф, И

40

28

Название и герб твоего областного центра. Практическая работа «Карта нашего края»

1

с.59-65

Р.т.: №78, 79 или рисунок

Формирование представления об истории основания и развития города, о происхождении названия города, гербе. Развитие умения составлять рассказ по теме

Ф, И

41

29

Страницы истории родного края. Практическая работа «Контурная карта нашего края»

1

с.66-71

Р.т.: №80 или рисунок

Освоение представления об исторических событиях родного края. Развитие умения интервьюировать взрослых, составлять рассказ по теме, анализировать, делать выводы. Формирование умения показывать на карте местоположение нашего края и отмечать на контурной карте исторические события

Ф, И

42

30

Страницы истории родного края (экскурсия)

1

Р.т.: №82 или кроссворд

Г, Ф, И

43

31

Охрана памятников истории и культуры родного края

1

с.72-77

Р.т.: №84 или сообщение

Освоение понятий о памятниках истории и культуры родного края, о связи природы и истории. Развитие умения работать с научной статьёй и картой, формулировать выводы, анализировать

Ф, И

44

32

Природа и история нашего края. Обобщение. Тест

1

с.78-83

Р.т.: №85

Ф, И

Человек и природа. Здоровье человека  (21 ч.)

45

1

Человек в мире природы (экскурсия)

1

с.84-88

Р.т.:№86

Освоение представления о роли природы для жизни и здоровья человека, о месте человека в природе. Развитие умения работать с терминологическим словариком, с научной статьёй учебника

Ф, И, П

46

2

Внешнее строение тела человека

1

с.89-92

Р.т.:№87 или кроссворд

Формирование умения характеризовать системы органов человека, обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены. Развитие умения рассказывать о внешнем строении человеческого тела

Ф, И, П

47

3

Кожа. Гигиена кожи. Практическая работа «Особенности тела человека»

1

с.93-95

Р.т.:№88 или кроссворд

Развитие умения работать в паре, наблюдать, исследовать, делать выводы, находить особенности, объяснять, сравнивать. Формирование представления о значении и особенностях кожи человека

Ф, И, П

48

4

Первая помощь при повреждении кожи. Практическая работа «Оказание помощи при травмах»

1

с.95-97

Р.т.:№89

Формирование умения работы в паре: оказывать первую помощь при повреждении и травмах кожи. Развитие умения пользоваться инструкцией

Ф, И, П

49

5

Скелет. Строение скелета

1

с.98-100

Р.т.:№90 или кроссворд

Формирование умения работать со схемой и иллюстрациями учебника. Развитие умения работать в паре. Освоение умения показывать различные отделы скелета и называть их функции

Ф, И, П

50

6

Осанка. Укрепление осанки

1

с.101-103

Р.т.:№91 или кроссворд

Освоение представления о правильной и неправильной осанке. Формирование представления о здоровом образе жизни, о путях сохранения правильной осанки

Ф, И

51

7

Мышцы. Укрепление мышц

1

с.104-106

Р.т.:№92

Развитие умения наблюдать и делать выводы, работать со схемами учебника. Освоение представления о значении и роли мышц в организме человека, о путях укрепления мышц

Ф, И

52

8

Пищеварительная система. Органы пищеварения

1

с.107-109

Р.т.:№93 или кроссворд

Формирование представления о роли пищеварительной системы в организме человека, об охране здоровья органов пищеварения

IV четверть (16 ч.)

53

9

Охрана здоровья органов пищеварения

1

с.110-112

Р.т.:№94 или сообщение

Формирование представления о роли пищеварительной системы в организме человека, об охране здоровья органов пищеварения

Ф, И

54

10

Гигиена рта. Зубы и уход за ними

1

с.113-115

Р.т.:№95 или пр.сказку

Освоение представления о гигиене рта, об уходе за зубами. Развитие умения составлять правила и схемы

Ф, И

55

11

Дыхательная система. Органы дыхания

1

с.116-118

Р.т.:№96 или кроссворд

Формирование представления об органах дыхания, значении и роли органов дыхания для всего организма. Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы

Ф, И, П

56

12

Охрана здоровья органов дыхания

1

с.119-120

Р.т.:№97

Ф, И

57

13

Кровеносная система. Органы кровообращения

1

с.121-124

Р.т.:№98 или кроссворд

Освоение представления о функции, составе, роли кровеносной системы для организма, о роли сердца и его тренировке. Формирование умения оказывать первую помощь при кровотечениях

Ф, И

58

14

Сердце и его тренировка. Практическая работа «Пульс»

1

с.125-128

Р.т.:№99 или пр.сказку

Ф, И, П

59

15

Выделительная система

1

с.129-131

Р.т.:№100

Освоение представления о функции, составе, роли выделительной системы для организма. Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы

Ф, И

60

16

Нервная система. Органы нервной системы

1

с.132-135

Р.т.:№101 или кроссворд

Освоение представления о составе, роли, значении нервной системы для организма. Развитие умения объяснять, доказывать, анализировать, обобщать.

Ф, И

61

17

Охрана здоровья нервной системы (экскурсия)

1

с.136-138

Р.т.:№102

Г, Ф, И

62

18

Органы чувств

1

с. 139-142

Р.т.:№103 или кроссворд

Формирование умения распознавать предметы на ощупь и по запаху, формулировать правила гигиены органов чувств. Развитие умения работать с терминологическим словариком, формулировать выводы, отвечать на вопросы, оценивать достижения

Ф, И, П

63

19

Органы чувств.

Тест

1

с.143-145

Р.т.:№104 или сообщение

Ф, И

64

20

Охрана органов чувств

1

с.146-148

Р.т.:№105

Ф, И

65

21

Организм человека – единое целое

1

с.149-151

Р.т.:№106 или пр. сказку

Формирование работы в группах. Развитие умения обобщать, систематизировать знания, анализировать

Г, Ф, И

Заключение (3 ч.)

66

1

Человек в окружающем мире

1

с.152-154

Р.т.№107

Формирование умения работать с дополнительным материалом, словарями, энциклопедиями. Развитие умения составлять рассказ по иллюстрациям, по плану, аргументировать

Ф, И

67

2

Как мы получаем знания об окружающем мире

1

с.155-157

Р.т.№108

Развитие умения наблюдать, работать со схемами, моделировать, оценивать свои знания

Ф, И, П

68

3

Впереди лето

1

с.157-159

Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать

Ф, И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образо...

Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.

Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального ...

Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...