Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prav_okr_mir.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_____________ Чеботарёва Е.Н.

протокол № 1

от «___» ____________ 2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______________ Гордеева Н.В.

 от «___»____________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 22»

_____________ Микитчук Ж.Н.

приказ № ______  

от «___»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

в 3 «А» классе

учителя начальных классов

Светцевой Ларисы Николаевны

        

Рассмотрено на заседании

Педагогического сове        

Протокол № ____        

от «___»________________ 2016 г.

                                     

2016-2017 учебный год

РАЗДЕЛ  I      

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МОУ «СОШ №22» и ориентирована на работу  по развивающей системе Л.В.Занкова к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казаковой

Программа рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

 осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

 осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

 установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

 сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

 умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

 понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

 понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

– наиболее типичные растения и животных природных зон России;

– характерные признаки сезонов года родного края;

– названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

– названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

– правила поведения в природе;

– правила безопасности в лесу и на водоемах;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);

уметь:

– определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;

– узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

– приводить примеры растений и животных природных сообществ;

– узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

– называть характерные признаки сезонов года родного края;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

– устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;

владеть коммуникативной, смыслопоисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;

уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.

РАЗДЕЛ  II

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование темы

Содержание тем учебного курса

1

Природные условия Земли.

Человек и природа. Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

2

Человек в далёком прошлом

Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

3

Земли восточных славян

Человек и природа. Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

4

Образование Древнерусского государства

 Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов

5

Объединение русских земель

Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга.

Человек и общество. Исследовательская работа.

6

Какая она Азия…

Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.  Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

7

Россия в  XVII веке.

Смутное время. Расширение пределов страны.  Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

 . Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня . Послы . Россия накануне реформ.


РАЗДЕЛ  III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Природные условия Земли.

8

2

Человек в далёком прошлом

17

3

Земли восточных славян

15

4

Образование древнерусского государства

6

5

Объединение русских земель

9

6

Какая она Азия…

5

7

Россия в  XVII  веке.

8

Итого

68

Четверть

Количество часов

I четверть

17

II четверть

14

III четверть

22

IV четверть

16

Год

69

№п/п

Вид работы

Количество

план

факт

1

Контрольная работа

1

2

Экскурсии

6

3

Проект

4

4

Исследования

7

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

          Дата

по плану

по факту

Раздел 1 : « Природные условия Земли.» (8 часов).

1

Особенности планеты Земля. Промежуточные географические направления.

1

2.09

2

Погода. Показатели погоды .

1

6.09

3

Народные приметы погоды .

1

9.09

4

Представление о климате .

1

13.09

5

Почва Состав почвы.

1

16.09

6

 Образование почв на Земле. Охрана почв.

1

20.09

7

 Плодородие почв.

1

23.09

8

Природные зоны суши Земли .

1

27.09

Раздел 2 : «Человек в далеком прошлом» (17 часов).

9

Зарождение человечества .

1

30.09

10

Экваториальный лес.

1

4.10

11

Животные экваториального леса.

1

7.10

12

Африканская степь – саванна .

1

11.10

13

Пустыни .

1

14.10

14

Средиземноморская природная зона .

1

18.10

15

Родина человечества .
.

1

21.10

16

Жизнь древних людей .

1

25.10

17

Самые древние государства .

1

28.10

18

Античность. Древняя Греция .

1

11.11

19

Античность. Древний Рим .

1

15.11

20

Расширение знаний о мире.  Материки части света   .

1

18.11

21

Александр Македонский идет на восток.

1

22.11

22

Китай открывает путь на запад .

1

25.11

23

Первые шаги в изучении природы.

1

29.11

24

Духовная жизнь древнего человека. Язычество .

1

2.12

25

Искусство.

1

6.12

Раздел 3 : «Земли Восточных славян» (15 часов).

26

Географическое положение Европы.

Первые люди на нашей Земле.

1

9.12

27

Степи. Разнообразие растений степи .

1

13.12

28-29

Животный мир степей.

2

16.12

20.12

30

Люди в степи. Поведение людей при экологической катастрофе .

1

23.12

31

Лесостепь .

1

27.12

32

Лесная зона.. Правила поведения и безопасности в лесу .

1

10.01

33

Смешанные леса .

1

13.01

34

Животные смешанного леса.

1

17.01

35

Сезонные изменения в лесу.  Осень .

1

20.01

36

Сезонные изменения в лесу  Зима.

1

24.01

37

Сезонные изменения. Весна, лето.

1

27.01

38

Жизнь далеких предков. Расселение славян.

1

31.01

39

Путь «Из варяг в греки».

1

3.02

40

Обожествление природы . Защита славянами своих земель.

1

7.02

Раздел 4 : «Образование древнерусского государства» (6 часов).

41

 Первые русские князья .

1

10.02

42

Принятие христианства Русью Расцвет Древнерусского государства.

1

14.02

43

Древнерусская культура . Строительство.

1

17.02

44

Древнерусская культура . Устное народное творчество.

1

21.02

45

Первые русские князья .

1

24.02

46

Принятие христианства Русью Расцвет Древнерусского государства.

1

28.02

Раздел 5 : «Объединение русских земель» (9 часов).

47

Залесская земля .

1

3.03

48

Что такое природное сообщество .

1

7.03

49

Законы лесной жизни .

1

10.03

50

Луг – природное сообщество .

1

14.03

51

Озеро. Правила поведения на воде .

1

17.03

52

Поле – природное сообщество.

1

21.03

53

Возвышение Москвы. Куликовская битва .

1

24.03

54

Создание Московского государства .

1

4.04

55

 Развитие русской культуры.

1

7.04

Раздел 6 :«Какая она Азия…» (5 часов)

56

Русские первопроходцы. Географическое положение Азии .

1

11.04

57

Сибирь. Природные условия Сибири .

1

14.04

58

Тайга.  Пожары в тайге .

1

18.04

59

Природное сообщество – болото .

1

21.04

60

 Хожение за три моря. Природа Индии .

1

25.04

Раздел 7 «Россия в XVII веке» (9 часов)

61

Смутное время.

1

28.04

62

Расширение пределов страны .

1

2.05

63-64

Природа тундры. Люди в тундре.

2

5.05

12.05

65-66

Арктическая пустыня .

2

16.05

19.05

67

Послы . Россия накануне реформ.

1

23.05

68

Итоговая контрольная работа .

1

26.05

69

Повторение изученного за год.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру (система Д.Б. Эльконина-В.В.Репкина)

Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс      (Чудинова Е.В., Букварёва Е. Н.)...

Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру. Система "2100! 3 класс

Даанное календарно-тематическое планирование можно использовать на уроках окружающего мира в 3 классе!...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК"Планета знаний". 1 класс. С УУД

В данной работе представлено КТП согласно требованиям ФГОС НОО...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"

КТП по окружающему миру  "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"...