Организация исследовательских экскурсий на уроках Кубановедения
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести исследовательские экскурсии не только на уроках Кубановедения, но и на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Теоретические основы организации экскурсий на уроках Кубановедения

  1. Из истории становления экскурсионного дела

В конце XIX – начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

Экскурсия учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения.

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой [1, c. 42].

Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции.

Н.П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Экскурсии всегда привлекали людей. В России началом развития экскурсионного дела считается вторая половина XVIII в., когда Н.И. Новиков и В.Ф. Зуев выдвинули идею о целесообразности организации для детей прогулок и экскурсий в природу.

Способствовало этому распространение работ чешского педагога Я.А. Коменского, придававшего серьезное значение наглядности и предметности в процессе обучения. Рекомендации о проведении экскурсий появились в «Уставе народных училищ» (1786), а в «Школьном уставе» (1804) указывалось, что надо не только проводить экскурсионные прогулки в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников, другие предприятия.

Необходимость экскурсий в природу отмечал и К.Д. Ушинский. Ребенок под руководством учителя познавал и воспринимал окружающий его конкретный и предметный мир, действительность. Экскурсионные прогулки вошли в практику преподавания педагогов отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений [29, c. 13].

Количество экскурсий в конце XIX – начале XX в. постоянно увеличивалось. Появились новые виды экскурсий: посещение частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций, музеев.

В годы Советской власти популярными стали экскурсии на производство, ознакомление с передовым опытом, проведение лекций на предприятиях. Во многих музеях организовались коллективные посещения и лекционные курсы по различным отраслям знаний [1, c. 123].

Затем появились такие научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях России (в Тамбовской области проводятся воспитательно-экскурсионные работы в Доме-музее имени Г.В. Чичерина, музей имении С.И. Рахманина и т.д.).

Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

На позитивную роль экскурсий в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.

В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й половине 18 века (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мириево, В. Ф. Зуев).

В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др[1, c. 45].

Со 2-й половины 19 в. Экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ.

В кон. 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцов, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др.

В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд "Школьные экскурсии: их значение и организация", в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам.

В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с приро дой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие к собствен ной судьбе [15, c. 67].

Одним из первых в России Д.Н. Кайгородов поднял вопрос о необходимости водить школьников (вместо сидения в душных классах на уроках естествознания) на экскурсии в природу. Предложенный им экскурсионный метод, а также воспитание природной красотой оказало большое влияние на русскую педагогическую мысль[1, c. 44].

В. Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а, изучая окружающую природу, совершать с учащимися экскурсии в горы, на поля, в леса, включать в учебные занятия изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой[1, c. 50].

Герд Александр Яковлевич — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д. Ушинского и идеи дарвинизма.

Разработанный им курс естествознания для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека. Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эволюционного учения [1, c. 45].

Для понимания жизни растений и животных нужно было изучать живые организмы в условиях обита ния, в естественных взаимоотношениях со средой и между собой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь место в преподавании естествознания.

Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в поле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании[19, c. 130].

Семенов Дмитрий Дмитриевич учитель географии, соратник К Д- Ушинского, писал в 1864 г.: «Без экскурсии рациональное преподавание отчизноведения невоз можно». И он широко использовал экскурсии в преподавании географии[10, c. 123].

В. П. Вахтеров требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию объектов, экскурсии.

Основной труд В. П. Вахтерова — «Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, экскурсий в природу.

И. И. Полянский указывал также, что от изучения предметов младшие школьники должны переходить к изучению явлений природы, а затем — к выполнению простых причинных связей между изученными предметами и явлениями. Последнее необходимо осуществлять посредством экскурсий в природу и опытов [1, c. 45].

К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал, как следует вести преподавание естествознания, чтобы успешно решать данные задачи. Прежде всего в процессе обучения, знакомя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств, на экскурсиях[1, c. 48]. 

Чувственное восприятие учащихся требует управления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связывался с точно отвечающим ему словом, названием.

Половинкин Александр Александрович раскрыл необходимость проведения экскурсий в природу для непосредственного восприятия окружающих объектов.

В начале 20 в. в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: "Школьная экскурсии и школьный музей" (1913-16), "Русский экскурсант" (1914-16).

В РСФСР в 20-х гг. экскурсии рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий.

Большое место отводилось экскурсиям в учебных программах. Целями экскурсий назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни.

Была разработана методика "исследовательских" экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности.

Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др[2, c. 76].

Большую роль экскурсиям в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий.

Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий [1, c.161].

В наше время экскурсионное дело переживает новый подъем, вечной проблемой всех преподавателей является вопрос о поддержании интереса к изучаемому предмету. Урок как главная и единственная форма преподнесения знаний сейчас эту проблему решить не в состоянии. По подсчетам психологов, дети усваивают только 10% того, что слышат на уроке, 50% того, что видят, но 90% того, что делают сами[6, c. 32].

Тогда как экскурсии экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят обьекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

1.2 Особенности уроков Кубановедения в курсе естествознания начальной школы

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края № 018/889 от 27.05.2004 «Об утверждении регионального БУП (а) Краснодарского края на 2004/2005 учебный год» курс «Кубановедение» предлагается изучать в 1- 11-х классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Это объясняется тем, что, в последнее десятилетие в образовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему). 

Содержательная доминанта предмета «Кубановедение» обусловлена историко-культурологическим принципом и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

-освоение знаний об истории и культуре Кубани;

-формирование ценностных ориентаций;

-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни [14, c. 48].

Содержание предмета соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по Кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края.

Решение проблем регионального подхода к преподаванию естествознания требует от учителя серьезной подготовки. В частности: иметь широкие знания о родном крае; определить место краеведческого материала; проанализировать содержание школьных программ и расширить его с точки зрения регионального подхода; внести в программы структуру урока и его методику соответствующие коррективы для более широкого привлечения краеведческого материала.

Объект изучения – Краснодарский край: его социальная, культурная, а также природная среда. При этом понятие "край" не статичное, замершее. Для детей начальной школы понятие "край" достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свой микрорайон, административный район города, город.

Цель системы краеведческого образования -создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Организация достижения этой цели определена прежде всего возрастными познавательными возможностями детей. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира, осознание ценности, значимости своего края в отечественной, а затем и мировой истории и культуре [14, c. 50].

Второе звено в достижении целей краеведческого образования - внедрение Кубановедения в другие учебные дисциплины на всех возрастных ступенях обучения (краеведческий принцип обучения: использование, по возможности, местного материала как базы для освоения теоретических вопросов).

Третье необходимое звено системы - целенаправленная (в соответствии с целевыми установками программы курса) внешкольная воспитательная работа.

И, наконец, последним, но при этом чрезвычайно важным звеном системы является связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды района).

Курс «Кубановедение» - не случайный предмет в региональном базисном учебном плане. Он играет очень важную роль в учебно – воспитательном процессе и выполняет различные функции6

-Учебно – просветительскую (расширение кругозора, формирование познавательного интереса)

-Научную (расширение знаний об окружающем мире и о самом себе)

-Воспитательную (формирование гражданской позиции, патриотизма)

-Социальную (социализация школьников в современной социокультурной среде региона)

Основные направления и формы деятельности по введению курса «Кубановедение» в учебно – воспитательный процесс:

Учебная деятельность:

  1. Урок по курсу «Кубановедение» в 1 – 2 классах
  2. Изучение регионального (кубанского) компонента содержания образования – 10-15 % от объема федеральных программ
  3. Внеклассная воспитательная работа:
  4. Массовые (праздники, театрализованные представления, конкурсы)
  5. Групповые (викторины, предметные недели, интеллектуальные игры, экскурсии)
  6. Индивидуальные (беседы, консультации)
  7. Экскурсии
  8. Организация научно – исследовательской и проектной деятельности:
  9. Экспедиции (археологические, фольклорные, экологические)
  10. Предметные олимпиады
  11. Конкурсы социальных и творческих проектов
  12. Ученические научные общества
  13. Научно – исследовательская поисковая деятельность на базе музеев.

Предложенная система краеведческого образования способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я» и мой город), значения своего края в истории и культуре России ("Я - мой город - мое Отечество"), и пониманию роли своего края в мировой истории и культуре ("Я - мой город - мой край -: Отечество - мир").

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города и края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка) [9, c. 45].

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Программа по «Кубановедению» построена по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала и форм проведения занятия.

Тематика первого года обучения представлена 4 разделами. Последовательность разделов не случайна: изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребёнку: семья, любимые занятия родных, история его имени – это то, что позволяет не только плавно ввести ребёнка в мир «Кубановедения», но и обеспечивает процесс мягкой адаптации первоклассника к школе. Поскольку учебная нагрузка первоклассников в первой четверти ограничена тремя уроками, рекомендуется знакомства с темами курса проводить за счет внеклассной работы. Второй раздел посвящён введению ребёнка в школьную жизнь, когда ребята знакомятся с традициями школы, с особенностями поведения в ней, с основными формами сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Тематика третьего раздела направлена на изучение родного города (села, станицы и т.п.) и носит ознакомительный характер. Четвёртый раздел посвящён развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе.

Программа второго года обучения посвящена общему знакомству с родным краем, с его природой, историей, искусством и предполагает изучение своего района с использованием актуальных знаний, имеющихся у детей. В процессе обучения рекомендуется использовать активные формы организации познавательной деятельности: развивающие игры, викторины, экскурсии, проблемно – поисковые экспедиции и т.п.

В 3-4-х классах идёт более глубокое изучение природы родного края, его истории, литературы и искусства.

Отбор материала производится с учетом возрастных психологических особенностей детей. Не следует перегружать детей младшего возраста излишней информацией. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ученику и личностно значим для него

Материал, изученный на уроках кубановедения, следует "пропускать" через другие предметы. Так, на уроках русского языка можно решать главные задачи этого курса с помощью местного материала. На уроках развития речи стихи о своем крае, а также тексты учебного пособия по кубановедению могут стать основой для решения задач данного курса. Сведения о крае возможно использовать в качестве исходного материала для составления задач по математике [14, c. 56].

  1.  Методический аспект организации исследовательских экскурсий

В течение многих лет в учебных программах начальных классов массовых школ значительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются в естественных условиях.

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Экскурсия—это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [6, c. 12].

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение естествознание. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у младших школьников, их атеистического воспитания.

Экскурсии убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.

Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач [19, c. 68]..

Экскурсии бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы земной поверхности» [27, c. 67].

Эффективность исследовательских экскурсий зависит от подготовки к ним.

Подготовка к экскурсии.

Каждую исследовательскую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход исследовательской экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:

— краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;

— самостоятельная работа учащихся;

— форма отчетности школьников;

— проверка выполнения самостоятельной работы;

— обобщающая беседа.

Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач исследовательской экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.

Методика организации исследовательской экскурсии.

Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детя устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т.е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени Но учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам.

Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме:

  1. Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.
  2. До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие – то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
  3. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т.п.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения
  5. Обобщение и формулировка вывода.

Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по её ходу, по мере выполнения заданий.

Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения за объектами, которых не было на месте экскурсии.

Итак, на экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских – объяснение и беседа.

Вопросы охраны природы на экскурсиях.

Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.

При подготовке к исследовательским экскурсиям в ходе их проведения учитель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Учащиеся должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования [4, c. 87].

Учитель может рассказать школьникам, как помочь зимую щим птицам в период морозов и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению к насекомым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ловить муравьев, божьих коровок.

Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время

Творческая ра бота на тему "Организация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочное время"...

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Презентация «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках кубановедения».

Презентация «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках кубановедения»....

Методический аспект организации исследовательских экскурсий

В течение многих лет в учебных программах по кубановедению значительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматрива...


 

Комментарии

Здравствуйте! Предлагаю Вам разместить материал в группе "интеграция краеведения в содержание предметов начальной школы". Он будет полезен заглядывающим на страничку. А у Вас есть критические отзывы и предложения по моим работам?.Мне это очень поможет.Спасибо!