Методический аспект организации исследовательских экскурсий
статья на тему

В течение многих лет в учебных программах по кубановедению значительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются в естественных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Методический аспект организации исследовательских экскурсий

В течение многих лет в учебных программах по кубановедению значительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются в естественных условиях.

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Экскурсия—это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение естествознание. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у младших школьников, их атеистического воспитания.

Экскурсии убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.

Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Экскурсии бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы земной поверхности».

Эффективность исследовательских экскурсий зависит от подготовки к ним.

Подготовка к экскурсии.

Каждую исследовательскую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход исследовательской экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:

— краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;

— самостоятельная работа учащихся;

— форма отчетности школьников;

— проверка выполнения самостоятельной работы;

— обобщающая беседа.

Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач исследовательской экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.

Методика организации исследовательской экскурсии.

Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детя устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени Но учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам.

Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме:

1.  Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.

2.  До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие – то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.

3.  Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. п.

4.  Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения

5.  Обобщение и формулировка вывода.

Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по её ходу, по мере выполнения заданий.

Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения за объектами, которых не было на месте экскурсии.

Итак, на экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских – объяснение и беседа.

Вопросы охраны природы на экскурсиях.

Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.

При подготовке к исследовательским экскурсиям в ходе их проведения учитель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Учащиеся должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования.

Учитель может рассказать школьникам, как помочь зимующим птицам в период морозов и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению к насекомым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ловить муравьев, божьих коровок.

Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Организация исследовательских экскурсий на уроках Кубановедения

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести исследовательские экскурсии не только на уроках Кубановедения, но и на уроках окружающего мира....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

Данные мтодические рекомендации помогут педагогам организовать исследовательскую деятельность учащихся...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Статья на тему: Методические аспекты организации спортивных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1. Особенности процесса обучения плаванию детей с нарушением интеллекта с использованием методики формирования ритмо-скоростной основы техники При обучении плаванию лиц с нарушением интеллекта не...