Главные вкладки

    Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Рябухина Татьяна Владимировна

     

     Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности  М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mihail_vasilevich_lomonosov.doc468 КБ

    Предварительный просмотр:

    В своём уроке по окружающему миру я использую игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

     -как элемент более общей технологии;

    - в качестве урока или его части (введение, контроль);

    - как технология внеклассной работы.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    - учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    - учебный материал используется в качестве её средства;

     - в учебную деятельность вводится  элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.

    Урок по курсу « Окружающий мир»

    Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов»(4 класс)

    Цели:

     - сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности                         М.В.Ломоносова;

    - развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать;

     - воспитывать интерес к истории.

    Оборудование: рисунки и слайды с изображением М.В.Ломоносова, МГУ

                                                                 Ход урока

    1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    О Ломоносове узнать.

    (Дети читают тему урока, говорят, что они по ней знают, что узнают. Для чего им это нужно?)

    2.Проверка домашнего задания.

    - Индивидуальная работа по карточкам.

    Карточка №1.

    Почему для России так важен был флот?

    Карточка №2.

    Рассказать о детстве Петра 1.

    Карточка №3.

    Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?

    Карточка №4.

    Какие главные перемены произошли в России при Петре1?

    -Игра «Домино».

    (Заранее заготавливаю три комплекта карточек)

    1721год

    Город на Неве

    Санкт-Петербург

    Главная улица

    Петербурга

    Невский проспект

    Самое высокое

    Здание в России

    В 17 веке

    Петропавловский собор

    Построена в честь

    Александра Невского

    Александро- Невская лавра

    Строительство Петербурга начиналось

    Петропавловская крепость

    Празднование Нового года

    1 января

    Первый музей

    Кунсткамера

    Первая русская газета

    Ведомости

    Дедушка русского флота

    Ботик

    Россия стала империей

    (Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.)

    Класс делится на три команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». Подводятся итоги игры.

    3. Работа по теме.

     1 слайд

    Как вы думаете, кто изображён на портрете?

    (Великий русский учёный М.В.Ломоносов)

    - Сообщения учащихся о М.В.Ломоносове (подготовлены самостоятельно)

     Михаил Васильевич Ломоносов (родился 19 ноября, 8-го по старому стилю 1711 в деревне Мишанинской, ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области; умер в Санкт-Петербурге 15 апреля, 4-го по старому стилю 1765) - выдающийся русский ученый, совершивший открытия во многих областях науки; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор. Появился на свет в семье  крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской Академии наук в генеральском звании.Имя Ломоносова носят его родное село, город Ломоносов (Ораниенбаум) в Ленинградской области и подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана.

    Детство и юность

    Основным занятием жителей Поморья была рыбная ловля и зверобойный промысел - и Михаил еще с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле - добыче трески и палтосины на Мурмане, а также ходил с ним к Соловецким островам на Белом море, и даже в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену. Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению - немало образованных людей было и на Курострове. Местный дьяк поведал Ломоносову, что "для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге". Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря (7 декабря по старому стилю) 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву.

     Обучение

    Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, большому таланту и огромному трудолюбию, Ломоносов, несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую Академию наук, а в 1736 в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. 3 года в Марбурге Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику, и не оставлял и своих литературных занятий. В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург к И.Ф. Генкелю. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года", которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Однако пребывание во Фрайбурге осложнялось нерегулярной отправкой из Петербурга средств на содержание русских студентов. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. Сразу сделать это ему не удалось, и он почти год скитался по Германии и Голландии. Только в июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую Академию наук.

     Академия наук

    30-40 года были самым неустойчивым и противоречивым временем в истории Академии, когда интересы науки приносились в жертву частным интересов людей, возглавляшим ее. Многие видные ученые покинули Академию, а всеми делами заправлял правитель Канцелярии И.Д. Шумахер, борьба с которым, видимо, подорвала здоровье Ломоносова. Первоначально молодого ученого назначили в помощь профессору ботаники и естественной истории И.Амману для составления Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и предоставило определенные права: участие в заседаниях Академического собрания. Ломоносов избрал главным своим занятием химию и представил в Академию проект о постройке химической лаборатории, но только через 6 лет ему удалось его осуществить. За это время в результате интриг Шумахера он был арестован и отправлен под 8-месячный арест (1743-1744), где серьезно заболел. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, болезнь и моральные унижения, он продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды. Он также собрал материалы для написания "Риторики" и приступил к составлению ее первого варианта. В середине 40-х, когда Ломоносов стал известен в правительственных кругах как авторитетный эксперт по проведению серьезных аналитических исследований, он смог наконец получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию "О металлическом блеске" (1745). С упрочением материального положения Ломоносов обзавелся наконец собственным домом и участком (на набережной Мойки), где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757). Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752)[8]. Несмотря на то, что слава Ломоносова как ученого и поэта росла, его материальное положение всегда оставалось тяжелым.

    Педагогическая и общественная деятельность

    Став адъюнктом, Ломоносов уже в 1742-1746 стал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 - на русском языке. Он также предложил увеличить число учащихся гимназии при Академии за счет студентов семинарий, которые потом могли бы стать слушателями Университета. В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы мецената графа И.И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 был открыт Московский университет.(2 слайд)

     Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными и только в 1819, через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.

    Последние годы жизни

    В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Географический департамент занимался составлением "Атласа Российского", и Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для его составления. Другим значительным вкладом в науку можно считать сочинение Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761), где ставился вопрос о ряде законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. Но несмотря на то, что его научные успехи получили признание не только в России, но и за границей, положение ученого в Академии оставалось чрезвычайно тяжелым. Его смелые начинания вызвали недовольство чиновников Академии и высокопоставленных вельмож. Большие страдания приносила и обострившаяся болезнь. Поэтому в июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, несмотря на происки врагов, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом.

    В середине 1764 незадолго до смерти Ломоносов написал "Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени", в которой раскрыл причины неудовлетворительного состояния Петербургской академии.

    Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.

    По словам А.С.Пушкина, Ломоносов, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В Москве, Петербурге в память о М.В.Ломоносове посталены памятники.(слайд)

    4.Подведение итога учителем.

    Пётр 1 дал такой сильный толчок развитию русского народа, что ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью. Не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и учёные люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова. Который, будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным и поэтом.

    5. Самостоятельная работа в группах  по учебнику.(с.101- 104)

    - Прочитайте текст.

    - Ответьте на вопрос: « В  каких областях работал Ломоносов?»

    6. Физминутка.

    7. Проверка самостоятельной работы.

    8.Работа в рабочих тетрадях. (с.41, №1.)

    - Прочитайте.

    - Расшифруйте фамилии.

    - По какому принципу зашифрованы эти фамилии?

    9. Закрепление изученного.

    - В каком году и где родился Ломоносов?

    - Кем был его отец?

    - Чем отличался Ломоносов в 10 лет?

    - Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?

    - Кто был его первым учителем?

    - Назовите первые учебные книги Ломоносова.

    - Какое решение тогда принял Ломоносов?

    - Когда и каким образом он добрался до Москвы?

    - Сколько лет ему тогда было?

    - Куда ему удалось поступить в Москве?

    - Какие трудности возникли у Ломоносова?

    - Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?

    - Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

    - В каких областях был раскрыт талант Ломоносова?

    - Назовите его открытия.

    - Что организовал Ломоносов? (слайд)

    - Что сделал великий учёный для развития образования в России?

    - Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?

    10. Подведение итогов урока.

    - Назовите одного из великих людей 18 века, русского учёного. (показ слайда)

    11. Домашнее задание.

    - с.101 – 104, прочитать и ответить на вопросы, з.4 в тетради

    - выполнить задание в учебнике с.104*(сильным учащимся)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по курсу "Окружающий мир" во 2 классе

    В ходе выполнения практической работы и занимательных заданий учащиеся получают новую информацию о свойствах воды, о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе, об охране...

    Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Слух. Береги слух." 4 класс

    На уроке учащиеся знакомятся с органами слуха, их значением и гигиеной. Используются игры, загадки, кроссворды, фонотека "Голоса птиц"....

    Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

    Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

    Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

    Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)...

    Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

    Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...