Огонь-друг, огонь-враг!
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Баринова Елена Александровна

Конспект урока с примененим игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon-drug_ogon-vrag_urok-igra.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия “Дмитров”»

Огонь - друг, огонь – враг

Урок-игра в начальной школе

Цель: Закрепить правила пожарной безопасности.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент

2. Вступление

Ученик читает стихотворение :

Он всегда бывает разным

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

3. Проблемная ситуация

Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил людям тепло, свет, защищал от диких животных, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Благодаря огню человечество проникло в космос.

Однако, выйдя из под контроля, огонь превращается в страшное бедствие.

– В какое бедствие превращается огонь, вышедший из под контроля. Пожар

– Что такое пожар? (определение из толкового словаря)

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни.

Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Сила у огня - друга большая- пребольшая. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!

На нашей планете возникает приблизительно 5 млн пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Их количество растет Огонь-враг – оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.

– Что же является причиной пожара?

4. Инсценировка «Щепочка»

(Нужны макеты печки и поленницы)

Рассказчик: Однажды на крестьянском дворе нарубили дров, а щепки сложили в ведро. Но одна очень любопытная щепочка выскочила и пошла осматривать дом. Смотрит, дверка печная открыта, а там лежит черный уголек и слегка дымится.

Щепочка: Ты кто такой, откуда взялся.

Уголек: Я береза.

Щепочка: Какая же ты береза? Ты на нее совсем не похож!

Уголек: Это я теперь такой стал, а раньше березой был! Вот пойдем со мной, полежишь в печи.

Щепочка: Не пойду я в печь, там огонь живет. Лучше пойдем со мной в поленнице полежим. Там сухо и тепло.

Рассказчик: А угольку того и надо. Привела щепочка уголек к поленнице, забрались они в самую середину и улеглись там. Прислонился уголек к дровам своим горячим боком и начал их подпаливать. Сгорела щепочка вместе с дровами. И осталась вместо березовой поленницы лишь тлеющие угольки. И кто знает, может, один из них и есть та непоседливая, глупая щепочка.

5. Причины пожаров

Учитель: Какая же главная причина пожаров?

(Ученики высказывают свои мнения)

  1. Причины пожаров в жилище
  2. Неосторожное обращение со спичками.
  3. Брошенные не затушенные окурки.
  4. Искры при огневых работах.
  5. Неправильная эксплуатация печей.
  6. Неправильная эксплуатация газовых приборов.
  7. Неправильная эксплуатация электрических приборов.
  8. Пиротехника.

Вывод: Главная причина пожаров – неосторожное обращение с огнем.

Если допустить пожар, то пожар приносит большие бедствия. Он уничтожает на своем пути все живое. И самое страшное гибнут люди! Ежегодно в огне погибает 30-40 детей (это целый класс) Не менее 100 получают травмы и ожоги.

Выступление врача:  Если получили ожог…

  1. Подставьте обожженное место под струю холодной воды.
  2. Когда боль утихнет, наложите чистую сухую повязку.
  3. Обратитесь к врачу.
  4. Если на месте ожога образовались пузыри, их ни в коем случае нельзя вскрывать.
  5. Если ожог сильный, то до приезда врача пострадавшего нужно напоить теплым чаем и укрыть потеплее. При шоке дайти ему 20 капель настойки валерианы.

6. Загадки

А теперь проверим знаете ли вы что надо делать если…

А ну, ребятки, не зевайте,

Дружно хором отвечайте.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички… (отобрать)

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы делать детки?

Вынуть вилку из … (розетки)

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить,

О пожаре… (сообщить)

 Знает каждый гражданин

 Пожарный номер… (01)

 Кто с огнем неосторожен,

 У того пожар возможен,

 Дети помните о том,

 Что нельзя шутить с… (огнем)

7. Викторина

Все учащиеся делятся на 4 команды.

Задание 1: Реши кроссворд

1. светит и обжигает

2. жидкое средство для тушения огня

3. твердое средство для тушения огня

4. бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар

5. чем подают воду при пожаре

6. сигнал, издаваемый пожарным автомобилем

7. откуда набирают воду для тушения пожара

8. основное средство борьбы с огнем

 (ответы: 1-пламя; 2-пена; 3-песок; 4-утюг; 5-шланг; 6-сирена; 7-колодец; 8-вода; по вертикали-ЛЕСТНИЦА)

Задание 2: Разложи по порядку

Спасение людей

Больница

Вызов службы 01

Спасение имущества

Тушение пожара

Оказание первой мед. помощи

Задание 3: Найди пару

Задание 4: Доскажи

Задание 5: Нарисуй эмблему

Спички не тронь –

В спичке огонь

01 единый телефон

Пожарных и спасателей

Пусть помнит

Каждый гражданин

Пожарный номер 01

8. По итогам викторины ученикам выдаются памятки:

Если в доме начался пожар.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив ведро воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную службу по телефону 01 или попроси об этом взрослых.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь прохожих.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если почувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.

Правило 5. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

9. Итог урока.

Учитель: Ребята! Скажите: Огонь – друг? или Огонь – враг?

учащиеся делают свои выводы

10. Урок заканчивается частушками

Мы, веселые подружки,

Пропоем для вас частушки,

И коснемся между тем

Противопожарных тем.

Братик мой курить любитель,

Я боюсь, что с ним сгорю.

Я ему огнетушитель

В день рожденья подарю.

У Матрены нашей дома

Отличился сын Ерема.

Он со спичками шалил

И квартиру подпалил.

Зина печку раз включила,

Ну а выключить забыла.

Чтоб пожара не навлечь,

Выключай электропечь.

Говорю я: "Тетя Маша,

Осторожнее с огнем –

Загорится дом и каша,

А потом сгорит и дом! "

Как-то раз прилег Иван

С папиросой на диван.

В результате утром рано

Ни Ивана, ни дивана.

Эх, облить бы их разок,

Этих нарушителей,

С головы до самых ног

Из огнетушителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Огонь – друг, огонь – враг.

внеклассоное мероприятие для учеников 2-х классов...

КТД "Огонь -друг, огонь - враг человека"

мероприятие для проведения Дня безопасности  в лагере дневного пребывания...

"Огонь - друг, огонь - враг"

Цель данного мероприятия: закрепить знание основ пожарной безопасности....

Сценарий познавательно-игровой программы на противопожарную тематику Тема: «Огонь друг, огонь враг»

Цель: в игровой форме донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности.Обучающие задачи:• продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности;• формировать усвоение школ...

"Огонь- друг, огонь - враг"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию основ пожарной безопасности младших школьников...