Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему надо мыть руки и чистить зубы"
план-конспект урока (окружающий мир) по теме

Баузер Алла Владимировна

На уроке прививаются навыки  регулярного и правильного ухода за зубами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr._miru.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Задачи урока: - Формировать у учащихся знания о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.

                             -  Развивать умение  правильно чистить зубы.

-  Расширять кругозор детей, способствовать развитию памяти, внимания,      

                               мышления учащихся.

-  Создавать условия для  воспитания бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:  А. Плешаков  «Окружающий мир» 2 ч., Москва, «Просвещение» 2009г; рабочая тетрадь «  Мир вокруг нас»,  Москва, «Просвещение»  2009г.,  зеркальца, таблица «Строение зуба», таблица «Функции зубов», рисунки зубов, плакат «Формула кариеса», плакат с изображением г.Здоровейска.

Литература: Е.П.Фефилова,  Е.А.Поторочина   «Поурочные разработки к курсу  «Окружающий мир» 1 класс»  Москва «ВАКО» 2008.,

Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». – М.: Сфера, 2003,

О.А.Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной школе». – М.: Сфера, 2003.

Ход урока:

I. Организация класса.  Психологический настрой.

                                          Встаньте ровно, ребятишки-

                                          И девчонки,  и мальчишки!

                                          Руки вверх все, потянулись,

                                          Мне все мило улыбнулись.

                                          Всем здоровья пожелаем

                                          И урок наш начинаем.

II. Изучение  нового  материала. Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску . Путешествуя по этому городу,  мы уясним некоторые правила здорового образа жизни, будем учиться беречь своё здоровье и для этого узнаем, почему необходимо регулярно чистить  зубы и мыть руки. (Показ г.Здоровейска на плакате.)

                  Наша первая  остановка «Загадкино»:

                          1.Белые силачи рубят калачи. (Зубы).

                          2.Около проруби сидят белые голуби. (Зубы)

                  - Где находятся у нас зубы? Для чего они нужны?

Учитель:  Следующая наша остановка  «Изучай-ка». Давайте проведём практическую работу. Ребята, возьмите зеркальца в руки, откройте ротики и рассмотрите полость рта. Что вы там увидели? Пощупайте язычком свои зубки, десны. Какие они гладкие или шершавые, твердые или мягкие?

                  Какую работу выполняют зубы во рту? Попробуйте произнести свое имя, не касаясь передних зубов. (Зубы помогают говорить).

                  Что мы делаем с помощью передних зубов? (Откусываем пищу)

                  Эти передние зубы называют резцами.  (Показ резцов на плакате)

                  По бокам располагаются конусовидные зубы с заострёнными концами, которые

                   немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании. Это клыки (Показ на плакате).

                  Что мы делаем с помощью боковых зубов?

Они имеют бугристую поверхность и служат для размельчения и     пережевывания пищи.

Учитель:  В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. (Показ части зуба на рисунке).

Учитель: Пища попадает в наш организм через ротовую полость. И в течение дня на наших зубах образуется налёт. Когда мы едим что-либо сладкое, то и налёт тоже «ест сладкое», разрастается и превращается в кислоту. Кислота скапливается на зубах, разрастается и превращается в «кислотного монстра» или кариес. Ребята, а что такое кариес?

Ученик: Кариес- разрушение зуба с образованием в нём (дырки) полости.

Учитель показывает плакат «Формула кариеса»


Зубной налёт + сахар = кислота



Кислота + эмаль зуба =кариес


                                           

Ученик:                              Часто кушать,  как попало         

                                            Вам, ребята, не пристало.

                                            Если сам себе не враг,

                                            Перекусывай вот так:

                                            Молоко, орехи, сыр,

                                            Овощи, поп - корн, кефир.

                                           Вам тогда не повредит

                                           Кариес- зубной бандит.

Учитель:  А какая пища помогает сохранить здоровые зубы?

Ученик: Молочные продукты, мясо, рыба, орехи, яйца, помогают бороться с инфекциями. Хлеб, крупы, овощи, фрукты обеспечивают организм энергией.

 Учитель: Какие правила должны мы соблюдать, чтобы зубы были здоровыми? ( Ответы учащихся)

Правила:

1.Чисти зубы два раза в день, утром и вечером.

2. Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой.

3. Как можно реже ешь сладости .

4.Ходи к стоматологу два раза в год.

Ученица: Как поел - почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.        

Предпочти конфетам фрукты-

Очень важные продукты.

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

 Учитель:   Что нужно делать, чтобы не повредить зубы? ( Ответы учащихся)

Учитель: А для чего мы чистим зубы? Чем  чистите зубы? Как это делаете?

                 ( Ответы учащихся )

Учитель: У вас на столах  расчёска с помещённой между зубцами ватой и  зубная щётка. Зубцы расчёски изображают наши зубы, а  вата зубной налёт и остатки пищи. Подумайте, какими движениями зубной щётки  надо чистить зубы, чтобы они стали чистыми? Поработайте в парах и подумайте.

Ученик: Движениями вверх- вниз легче и быстрее удаётся очистить зубы.  (Показ выполнения чистки зубов, сравнение ответа с рисунком в учебнике на с.40.)

Учитель: Какой пастой вы чистите зубы? ( Ответы учащихся)

                Детская паста вкуснее и нежнее, чем для взрослых. Например,     «Дракоша» со вкусом клубники, малины. Она содержит фтор, вещество, которое предотвращает развитие кариеса.

А как вы ухаживаете за зубной щеткой? (Ответы учащихся).

Учитель: Щетку тщательно промывайте водой, никогда не пользуйтесь чужой щеткой и никому не позволяйте пользоваться вашей.

        А сейчас мы проверим,  запомнили ли вы,  как надо относиться к своим зубам?

Вам мальчишки и девчушки,                        

Приготовила частушки.                                  

Если мой совет хороший,                                

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет                                                                

Говорите: «нет, нет, нет».

Постоянно нужно есть                                                                  

Для зубов для ваших        

Фрукты, овощи, омлет,                              

Творог, простоквашу.                                      

Если мой совет хороший,                            

Вы похлопайте в ладоши.                                

Не грызите лист капустный:                    

Он совсем, совсем невкусный.                

Лучше ешьте шоколад,        

Вафли, сахар, мармелад.                                  

Это правильный совет?        

Маме говорила Люба:

Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом – каждом зубе.          

Каков будет наш ответ?

Молодчина Люба?                                          

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять,                        

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Ох, неловкая Людмила        

На    пол щётку уронила.  

С пола щётку поднимает,

Чистить зубы продолжает.                                                            

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

Навсегда запомните,

Милые друзья:

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.                                                      

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,                                                    

Полезно гвозди пожевать .  

Это правильный совет?

Вы, наверное, устали,                                      

Пока здесь стихи читали.

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что нет?

Физминутка:        Мы чистим, чистим зубы        (Имитация движений)

                                            И весело живём.        (Хлопки в ладоши)

        А тем, кто их не чистит,        (Грозим пальчиком)

        Мы песенку поём.        (Хлопки в ладоши)

        Эх, давай, не зевай,        (Приседания)

        О зубах не забывай,        (Грозим пальчиком)

        Снизу вверх, сверху вниз        (Имитация движений)

        Чистить зубы не ленись.

Учитель: Следующая остановка Учебная. Откройте учебники на странице 41  

         и рассмотрите рисунки. Как вы думаете, почему заболел мальчик?

Ученик: Он не мыл руки.

Учитель: В каких случаях надо мыть руки, расскажите, пользуясь рисунками.

        (Учащиеся составляют рассказы по рисункам.)

Учитель: Почему нужно регулярно мыть руки?

Ученик: Чтобы не заболеть.

        Входит Мудрая Черепаха и произносит советы:

        Мальчики и девочки,

        Послушайте советы,

        Чтобы быть здоровыми,

                                          И зимой,  и летом.

        Умным будь, ребёнок мой:

        Руки  мой  перед  едой.

        И не надо хмуриться-

        Поиграв на улице,

        Вымой руки с мылом,

        Чтобы быть красивым.

        Любишь с кошкой поиграть-

        Подойди,  её погладь.

        Но прошу не позабыть-

        Руки сразу надо мыть!

        Ты кашу всю скушал – тарелку помой,

        А то там микробы целой горой

        Усядутся дружно и будут болтать:

        «Как хорошо нам ребят заражать!»

        Чьи это крылышки быстро мелькают?

        Мухи по комнате вашей летают.

        На мусорной куче они побывали,

        Микробов на лапки свои нацепляли.

        Потом, прилетая, садятся на хлеб,

        Чтоб заразился скорей человек.

        Животных, ребята, вы охраняйте,

        А этих злодеек в дом не пускайте.

        На грядках у всех растут витаминки

        Такие красивые, словно картинки.

        Овощей побольше кушай.

        Будь здоров! И маму слушай.

Учитель: Какие советы дала нам Мудрая Черепаха?   ( Ответы учащихся.)

Учитель: Ребята, мы с вами добрались до остановки «Художественная».

        Откройте рабочие тетради на странице 44. Представьте, что вы

        художники, и работаете на фабрике, где делают зубную пасту и мыло.

                   Вам надо придумать упаковки для новых сортов зубной пасты и

        мыла.        ( Самостоятельная работа в тетрадях.)

Учитель: А сейчас давайте проведём конкурс на лучшую упаковку.

        ( Дети по желанию рассказывают об оформлении упаковок.)

III.Закрепление:

Учитель: Ребята, мы с вами прибыли на остановку «Грамотейкино».

        Сейчас мы здесь проверим, как вы запомнили правила ухода за зубами,

                  а также  правила личной гигиены. Вы будете показывать мне

        красный кружок, если я буду говорить о том, чего делать нельзя и

        зелёный кружок, если то, о чём я буду говорить, делать необходимо.

        Чтобы сохранить зубы здоровыми я делаю так:

        -чищу зубы  два раза в день;

        -грызу орехи зубами;

        -даю всем свою  зубную щётку;

        -  ем много сладкого;    

        -полощу рот после еды водой;

        - пользуюсь одной щёткой всю жизнь;

        - не ковыряю в зубах иголкой, вилкой,

        - посещаю врача два раза  в год;

        -меняю зубную щётку через 3 – 4 месяца;

        Микробы очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают  

                   болезни. Чтобы защититься от болезней я делаю так:

        - перед едой всегда мою руки с мылом;

        - руки мою только перед едой;

        - руки мою перед посещением туалета;

        - после общения с животными руки мою с мылом;

        - когда прихожу с улицы мою руки.

Учитель: Ребята, вот мы и прибыли на остановку «Школьная».   Путешествуя по г.Здоровейску, вы хорошо усвоили  правила ухода за зубами, правила личной гигиены и не забывайте их выполнять в течение всей жизни.  Ведь здоровый человек – счастливый человек. Так будьте счастливы и берегите себя.

IV. Рефлексия:

Учитель: - Что нового вы для себя узнали на уроке?

                 - Где пригодятся вам полученные знания на уроке?

V. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " Почему нужно мыть руки и чистить зубы"

исследовательская работа на уроках окружающего мира...

Урок окружающего мира "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть и чистить зубы?"...

Открытый урок по окружающему миру "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?" 1 КЛАСС

Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс.  А.Плешаков "Школа России". Тема:"Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистит зубы"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистить зубы" по программе Школа России. На уроке дети работают в группах и парах, делают выводы, проверяют работу друг дру...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?" (Школа России, 1 класс)

Тема урока: «Почему нужно мыть руки и чистить зубы»Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о том, почему нужно мыть руки и чисти...