Рабочая программа для 1 классо по окружающему миру "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Ногачевская Ольга Леонидовна

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2011-2012.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

УТВЕРЖДАЮ:                                                        Программа рекомендована

Директор МОУ «Средняя                                                к работе педагогическим

общеобразовательная                                                 советом школы  №49

 школа №49»                                                                                                                                    Протокол № ______

_____________Л.А.Меркушева                                         от «___»___________20__  г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей  начальных классов

Протокол № ______

от «___»___________20__  г.

 

Рабочая учебная программа 

по  окружающему миру для 1- го  класса

                                           

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы

А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир»

                                                                                            Составитель программы:

                                                                                             учитель МОУ СОШ №49

                                                                                  Ногачевская О.Л.                                                                      

Новокузнецк, 2011

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияна основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2011).

Учебно-методический комплект составляет следующие пособия:

  1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2011. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2011 (Образовательная система «Школа 2100»)
  4. Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2011.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

       Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа  в неделю). 

Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя.

     Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

           Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочно го, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

           Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной эле ментарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участни ком жизни.

          Школьников знакомят с широкими представлениями о мире,  которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Вклю чение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествозна ния в начальной школе.

Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постиже ния мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содер жат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и состав ляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все учени ки. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

      Таким образом, в целом у обучающихся должно развиваться умение пони мать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полу ченные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

     Большинство тем рассчита но на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

       

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество

часов

Требования к результатам обучения по темам

Форма контроля

1

Как мы понимаем друг друга

9ч.

Знать:

- роль  руки и слов в общении;

-роль опыта - как источника благосостояния людей;

Уметь:

-пользоваться словами, указывающими направления и время;

-наблюдать и делать умозаключения

2

Как мы узнаем, что перед нами

4ч.

Уметь:

-называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

-определять признаки различных объектов природы    (цвет, форму, сравнительные размеры);  

 Знать и  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

3

Как ты узнаешь мир

4ч.

3нать:

-как человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума,  родителей, учителей и книг;

Уметь:  

- различать с помощью

 5-ти основных чувств различать предметы по признакам;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

-знать правила сохранения и укрепления здоровья

Самостоятельная работа - 1

4

Твоя семья и твои  друзья

7ч.

Знать:              

- о роли семьи, о взаимопомощи в семье;

- правила безопасного поведения в доме;

- правила противопожарной безопасности;

-  правила

культурного

поведения.

- что такое общение и какова его роль в жизни человека;

- как нужно слушать собеседника;

Учимся

быть самостоятельным.

Самостоятельная работа - 1

5

Что нас окружает

10ч.

Знать:

-основные природные богатства  и их роль в жизни человека;

-основные правила поведения в окружающей среде;

Уметь:        

-различать природные богатства, живые и неживые;

-знать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды

Самостоятельная работа - 2

6

Живые обитатели планеты

9ч.

Знать:

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;

-сходство и различие растений и

животных;

-основные группы домашних животных и растений;

Самостоятельная работа - 2

7

Отчего и почему

2ч.

Уметь:

- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

Знать:

- способы познания окружающего мира

8

Времена года. Экскурсии (3ч)

15ч.

Знать:

-основные природные богатства  и их роль в жизни человека;

-основные правила поведения в окружающей среде;

Уметь:

-различать природные богатства, живые и неживые;

-знать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Самостоятельная работа - 3

Итоговая работа - 3

9

Повторение

6ч.

Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Речь – основной  способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показывать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед» и т.д.

Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.

Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.  

Тема «Времена года» - 15 часов.

Признаки осени: похолодание, корот кий день, листопад тег в лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы.  Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потом ство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведе ния при грозе Гнезда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя  природа».

Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей.

Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.

Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника.

Тема «Что нас окружает» - 10 часов.

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Хозяйство человека. Изготовление вещей на фабриках и заводах. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку .Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства : животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)

Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных .Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Сходство человека с животными. Человек – разумное существо. Забота о природе. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

Тема «Отчего и почему» - 2 часа.

Последовательность событий и ее причины. Причина и следствие.

Экскурсия в природу — 1 час

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

      Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.
  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

                            Характеристика деятельности учащихся.

  1. Познакомиться с учителем и одноклассниками  
  2. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе  
  3. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  4. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах   Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  5. Практическая работа: составить режим дня  
  6. Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление   
  7. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  1. Называть окружающие предметы и их признаки
  2. Различать предметы и выделять их признаки
  3. Различать времена года по признакам
  4. Характеризовать времена года
  5. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  6. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  7. Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  8. Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  9. Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  10. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  11. Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  12. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  13. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  14. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  15. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  16. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  17. Оценивать  реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  18. Практическая работа по освоению правил  поведения в доме
  19. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  20. Различать времена года по признакам
  21. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  22. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  23. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  24. Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
  25. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
  26. Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  27. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
  28. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
  29. Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
  30. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
  31. Характеризовать разные виды транспорта
  32. Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
  33. Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
  34. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
  35. Приводить примеры использования человеком богатств природы
  36. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
  37. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
  38. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
  39. Различать времена года по признакам
  40. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  41. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  42. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  43. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
  44. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
  45. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
  46. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
  47. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
  48. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
  49. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
  50. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
  51. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
  52. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
  53. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
  54. Оценивать конкретные примеры поведения в природе
  55. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
  56. Оценивать конкретные примеры поведения в природе

                                                     

Практическая часть курса «Окружающий мир»

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Как мы понимаем друг друга

9

1. С помощью рук разыграть представление в театре теней.

2.  Нарисовать что-нибудь и объяснить   словами, что нарисовал(а).

3.  Соединить признак с предметом.

2

Как мы узнаем, что перед нами.

4

1.   Составить и нарисовать целый предмет по набору его частей.

2.  Пронаблюдать свойства предметов.

3.  Подобрать для города картинки среди разрезных карточек.

3

Времена года. Осень -  природа готовится к зиме.

3

1.  Экскурсия в парк.

2.  Сбор листьев для гербария.

3.  Дневник наблюдений.

Экскурсия в парк

«Осенняя природа»

4

Как ты узнаешь мир

4

1. Построить фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

2.  Провести дегустацию блюд, которые приготовили вместе с мамой.

3.  Опыт с карандашом в стакане.

4.  Кроссворд. Заполнить, пользуясь книгами.

5.Составить свою книгу при помощи разрезных карточек из приложения.

5

Твоя семья и друзья

7

1.  Составить режим дня.

2.  Распределить «роли» в семье.

3.  Сделать свой семейный альбом. Нарисуй портрет каждого члена семьи или рисунки заменить фотографиями.

4.  Составить правила разумного поведения в доме, когда ты остался один.

6

Времена года. Зима - покой природы.

6

1.  Наблюдения за снежинками.

2.  Опыт со льдом и снегом.

Проверочная работа №1

Экскурсия в парк

«Зимняя природа»

7

Что нас окружает.

10

1.  Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

2.  Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорта.

3.  Заполнить таблицу со своим адресом.

4.  Нарисовать по одному дорожному знаку.

5.  Наклеить из разрезных карточек по группам: овощи, фрукты, культурные растения.

6.  Заполнить кроссворд по теме «Природные богатства».

7.  Наблюдение за твердыми телами, жидкостями, газом. Опыт с детским шприцом.

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

8

Времена года. Весна - природа

пробуждается.

4

1.  Изготовление вместе с родителями скворечников.

2.  Развешивание домиков для птиц.

3.  Экскурсия в парк. Наблюдения за весенней природой.

4.  Раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну.

5.  Наблюдение за солнцем в полдень

6.  Дневник наблюдений.

Проверочная работа № 2

Экскурсия в парк

«Весенняя природа»

9

Живые обитатели планеты.

9

1.  Наблюдения за живыми организмами и показать стрелками на рисунке.

2.  Составить правила, как должны вести себя люди, чтобы их окружали живые существа.

3.  Наблюдения за растениями, если их поставить в темное место.

4.  Обвести разными карандашами слова, которые относятся к разным группам: к растениям, к животным, ко всем организмам.

5.  Разбить слова на группы: растения, грибы.

Проверочная работа № 3

10

Времена года. Лето - природа цветет и плодоносит.

2

1. Найти в книгах разные народные приметы.

11

Отчего и почему.

Повторение

4

4

1.  Установить связь между весенними явлениями природы. Нарисуй стрелки от причины к следствию.

2.  Игра «Путешествие в страну знаний».

3.  Дневник наблюдений. Летнее задание.

Экскурсия в природу

3

5

Год

Экскурсии

5

Практическая работа

     11

Самостоятельная работа

8

Итоговая работа

3

                                         

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  1. Устный опрос
  2. Мини тест
  3. Самостоятельная работа
  4. Итоговая работа
  1. Итоговый
  1. Комплексная контрольная  работа
  2.  Стандартизированная контрольная работа.

                   Контроль за усвоением знаний

       Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.  

       Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у обучающихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

       Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к обучающимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.)   Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при  этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

           Положительные   отметки (в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, обучающиеся должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих   оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

          Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

   

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

Календарно – тематический план по окружающему миру

№ урока

Дата урока

Название раздела, тема урока

Примечания

Раздел I. Как мы понимаем друг друга   ( 9 часов)

1.

Как мы будем учиться.

2.

Я - школьник.

3.

Путешествуем, не выходя из класса.

4.

Ценный совет.

5.

Зачем нужен жизненный опыт.

6.

Где и куда.

7.

Где и куда. Учимся определять направления.

8.

Учимся определять верх и низ.

9.

Раньше и позже.

Раздел II.  Как мы узнаём, что перед нами   (4 часа )

10.

Предметы и их признаки.

11.

Предметы и их признаки.

12.

Сочетания предметов.

13.

Сочетания предметов.

Раздел III.  Времена года   (3 часа )

14.

Осень - природа готовится к зиме.

15.

Осень - природа готовится к зиме.

16.

Осень - природа готовится к зиме. Экскурсия в парк.

Раздел  IV. Как ты узнаёшь мир   (4 час )

17.

Наши помощники - органы чувств.

18.

Наши помощники - память и ум.

19.

Родители, учителя и книги.

20.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Как мы узнаём мир."

Раздел   V. Твоя семья и друзья   ( 7 часов)

21.

Ты и твоя семья.

22.

Ты и твоя семья.

23.

Учимся быть самостоятельными.

24.

Учимся быть самостоятельными.

25.

Ты и твои друзья.

26.

Ты и твои друзья.

27.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Твоя семья и друзья."

Раздел VI.  Времена года   ( 6 часов  )

28.

Зима - покой природы.

29.

Зима - покой природы.

30.

Зима - покой природы. Экскурсия в парк.

31.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Времена года."

32.

Итоговая контрольная работа № 1.

33.

Учимся решать жизненные задачи.

Раздел VII. Что нас окружает   (10 часов )

34.

Город, в котором мы живём.

35.

Город, в котором мы живём.

36.

Учимся быть пешеходами.

37.

Учимся быть пешеходами.

38.

Путешествие колобка.

39.

Хозяйство человека.

40.

Хозяйство человека. Самостоятельная работа.

41.

Богатства природы.

42.

Твёрдые тела, жидкости и газы.

43.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Что нас окружает."

Раздел VIII.  Времена года   ( 4 часа )

44.

Весна - пробуждение природы.

45.

Весна - пробуждение природы.

46.

Весна - пробуждение природы. Экскурсия в парк.

47.

Итоговая контрольная работа № 2.

Раздел  IX.  Живые обитатели планеты   ( 9 часов )

48.

Живое и неживое.

49.

Растения и животные.

50.

Растения и животные.

51.

Равновесие в природе.

52.

Домашние любимцы и комнатные растения.

53.

Наши помощники - домашние животные и культурные растения.

54.

Человек - разумное существо. Самостоятельная работа.

55.

Природа и мы.

56.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Живые обитатели планеты."

Раздел  X.  Времена года   (10   часов )

57.

Лето - природа цветёт и плодоносит. Экскурсия в парк.

58.

Лето - природа цветёт и плодоносит.

59.

Отчего и почему.

60.

Повторение. Самостоятельная работа по теме "Времена года."

61.

Итоговая контрольная работа №3.

62.

Учимся решать жизненные задачи.

63.

Обобщение по теме "Времена года."

64.

Обобщение по теме "Живые обитатели планеты"

65.

Обобщение по теме "Что нас окружает. Как мы

узнаём, что перед нами."

66.

Обобщение по теме "Твоя семья и друзья."

 

Учебно-методические средства обучения

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

  Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  

- Москва: Баласс, 2011.

Методические рекомендации   для учителя к учебнику

   «Я и мир вокруг».

Пособие для учителя

2

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2011.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник  для 1 класса

3

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2011

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2011

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

Сборник программ

6.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

Сборник программ

7.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

9.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД....

Рабочая программа 4 класс ИЗО ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе:Программы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Ш...

Рабочая программа 4 класса по УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, содержание предмета, ууд по русскому языку, чтению, окружающему миру для 4 класса "Школы 2100" по ФГОС...

рабочая программа 3 класс ФГОС окружающий мир

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа 1 класс Образовательная система " Школа 2100"

Рабочая программа по курсу разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Бунеева....

Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.

Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....