Рабочая программа 4 класса по УМК "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме

Адылева Альбина Куановна

Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, содержание предмета, ууд по русскому языку, чтению, окружающему миру для 4 класса "Школы 2100" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_4_klass.rar335.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования 2009 г.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной основной образовательной  программой ОС «Школа 2100» ФГОС, а также базисным учебным планом МОУ «СОШ п. Трудовик» курс обучения музыке в 4 классе составляет 34 часа (1 час в неделю)

  Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре  на педагогическую концепцию Д.Б.  Кабалевского, который еще   в  70-е   годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы  программы  по  музыке  для  общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным  предметом, а  школьные занятия  музыкой также  естественно связывает  с  реальной жизнью.  Она  предлагает такие  принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями  духовного обогащения человека.

Задача предмета — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их  любить и понимать музыку во всём  богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть  всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего  образования и опирается на развивающее музыкальное образование и  деятельностное  освоение искусства.  Поэтому про- грамма и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для  музыкальных записей, нотная хрестоматия и  аудиозаписи) отвечают требованиям,  заложенным  в  Стандарте начального общего  образования:

• общим целям образования –  ориентации на  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли  содержания образования, способов  организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• задачам образования – развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего  отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе  изучения  учебного предмета опыт  специфической для  данной предметной области деятельности  по получению нового  знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе  современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни  человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для  формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей  слушать и  слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из  общего  звучащего потока. Вот  почему в качестве ведущей для  музыкального развития учащихся выступает тема  «Искусство слышать» и её конкретизация –  главная тема  1-го  класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать  учащимся представление о музыке,  её  образной природе, о способах воплощения  в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего  духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни  (1-й  класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ  музыкальной культуры,  в том числе на материале музыкальной культуры родного  края,  развитие художественного вкуса  и интереса к музыкальному искусству  и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык –  это  та основа,  на   которой  воспитывается  любовь   к  русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего  предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон  музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

–  музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

–  учатся за  графическим изображением знаков –  букв   и  нот  – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий,         пробуют        сами         создавать        графические         музыкально- смысловые соответствия.

Таким  образом, учащиеся  получают представления  об  истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обо- значениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками- передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на  страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3.  Развитие художественного вкуса  и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна  из  центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих  образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития  вкуса  и   интереса к  музыкальному  искусству выступает   музыка  И.С.  Баха,  В.А.  Моцарта,  Э.  Грига,  Ф.  Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оста- вивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то  обыденно   расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы  знать. Главное здесь  то, что в роли  «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих  явлений, выступают великие творцы, для  которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом  плане концептуальное значение приобретает  понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию,  прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия  в жизни.

Освоение классической  и  народной музыки возможно только на основе  опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4.  Умение  воспринимать музыку  и выражать  своё  отношение  к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с  жизнью, является не  только  отдельным разделом –

«Слушание музыки»,  а  становится  ведущим видом   деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать  музыку и выразить своё отношение к ней;  это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкально- го языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству  преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного   и  обыденного. Через  практические  задания  («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя,  как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей  перевоплощения, работы  фантазии,  воображения.  Поэтому в  программе  большое  место отводится музыкальным  играм,  инсценировкам,  драматизациям, основанным на  импровизации: сюжет (сказка,  история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием  музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на  уроке наполнена и тем  смыслом, который  искони имела в народном искусстве: исполнить песню  – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся  относятся  освоенные  ими  при  изучении одного, нескольких или  всех  предметов универсальные способы  деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так  и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых  средств  для решения  коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь  от  особенностей восприятия  музыки  учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение  и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое   содержание рождают новые   средства,  требуют новых  форм изложения материалов:

–  создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была  бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы  освоению музыкального знания  в  определённой логике;

–  используются средства изобразительного ряда,  способствующие  одномоментному восприятию явлений в их  единстве и многообразии.

Одним  из  главных приёмов организации изобразительного мате- риала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно  устанавливать любые  связи между внешне несовместимыми и,  казалось бы,  никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт  возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие  в совместной деятельности на основе  сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций  и ролей.

Уход  от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания  искусства,  обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета –  принципом возвышения детей  до философского   содержания искусства. При   этом  роль   учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной   идеи   нравственно-эстетического содержания,   воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу  искусства, в природу художественного творчества. Для  этого  в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети  получают как бы «из уст  учителя», прообразом которого является  учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь  приобщения детей  к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод  подачи материала, но прежде всего  как способ  общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и  трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей  истине.

Личностные результаты освоения  образовательной   программы начального общего  образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации  к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда  на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ  существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в  отличие от  животного, осваивать мир  эстетически. Каждая  встреча с  музыкой  доказывает  ребёнку,  что   любить  её, ценить, заниматься музыкой надо  не  потому, что  это  модно  и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир  – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что  и от них сегодня зависит состояние современной культуры  общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций  русской  и   мировой  культуры.   У   детей   появляется чувство,  что   от  них   зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический  процесс, в котором главным становится его обогащение через  собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов  музыкально-учебной деятельности и реализация  творческого  потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты  постижения  музыкального  искусства становятся         объективным         фундаментом        развития         мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если  школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполни- теля, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так  или  иначе направлены на одно:  поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или  заново создающих произведение. Отсюда  обращение к детям:

• Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).

• Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).

• Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).

• Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхдения» в игру).

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэто- му разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения         схемы        расположения         нот,         октав,         гамм,         аккордов. Живописные  партитуры,  сочетающие нотную графику  и  рисунок самой клавиатуры,  рассчитаны на  то,  что  ребёнок, без конкретного знания нот,   визуально будет  «переносить» звуки  с  партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на  котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ  на  основе  собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Учебно-тематическое планирование  по музыке.

 Класс: 4

Учитель: Адылева Альбина Куановна

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков  , зачетов____, тестов______ч.;

Административных контрольных уроков_______ч.

Планирование составлено на основе ОС «Школа 2100».

Учебник: «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Дополнительная литература:

Аудиозаписи

Методические рекомендации для учителя

п/п

Наименование     разделов и тем

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Музыка моего народа

16

1

Музыка моего народа

1

Особенности русской песни (распев).

Слушание: «Со  вьюном я хожу.», «Во поле береза стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром бору тропинка», «Ах, вы сени»

Разучивание: наша школьная страна.

2

Многообразие жанров русской музыки.

1

Связь музыки с жизнью людей.

Слушание: «Вниз по матушке по Волге» р. н. п., варианты на песню «Вниз по матушке по Волге»,  «Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой хоровод».

Исполнение: наша школьная страна.

3

Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной.

1

Сравнивать: русские народные мелодии с композиторскими.

Слушание: А. Даргомыжского. «Светит месяц» р.н. плясовая песня, «В сыром бору  тропинка.».
Главная мелодия I ч. Третьего фортепианного концерт С.В. Рахманинова.

Разучивание: светит месяц.

4

Русские народные инструменты.

1

Различать: русские народные инструменты по тембру.

Слушание: Глав. мелодия I-й ч. Третьего фортепианного концерта Рахманинова. «Со  вьюном я хожу.», «Плясовые Наигрыши», «Частушки», «Озорные частушки.» Р. Щедрина. 

Разучивание: частушки.

5

Оркестр народных инструментов.

1

Слушание: «Эх  ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Сел  комарик на дубочек» р.н. п.   «Вставайте люди русские.» из кантаты «Александр Невский.» С. Прокофьева 

Разучивание: мы маленькие дети.

6

Маршевые и трудовые русские народные песни.

1

Слушание: Со  вьюном я хожу.» «В сыром бору  тропинка» «Эх  ухнем.» «Урожай.» Частушки.
«Солдатушки браво ребятушки ».

Исполнение: Мы маленькие дети.

7

Обрядовые песни.

1

Различать: звучание тембров народного хора, народного и академического исполнения.

Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел  комарик на дубочек» р.н. п., «Со  вьюном я хожу.», «В сыром бору  тропинка», «Милый мой хоровод».

Разучивание: обрядовые песни.

8

Традиции и праздники русского народа.

1

Различать: народные песни и композиторские.

Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел  комарик на дубочек» р.н. п., «Со  вьюном я хожу.», «В сыром бору  тропинка», «Милый мой хоровод», «У зори-то у зореньки», «Во поле береза стояла».

Исполнение: русские народные песни.

9

Калейдоскоп русских народных песен.

1

Игра «Угадай мелодию»

10

М.И. Глинка и русский фольклор.

1

Жизнь М.И. Глинки, черты народности в музыке Глинки.

Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»,
«Ария Сусанина»

Разучивание: Зачем нам выстроили дом.

11

Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

1

Называть: элементы народности в музыке.

Слушание: «Садко» фрагменты оперы, Римский-Корсаков.

Исполнение: Зачем нам выстроили дом.

12

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

1

Русская духовная музыка, церковное пение.

Слушание: Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно есть», «Отче наш».
А.Архангельский «Милость мира».

Разучивание: Если с другом вышел в путь.

13

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

1

Слушание: Чесноков «Благослови, душа моя, Господа», «Благослови», «Величит душа моя», фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова.

Исполнение: Если с другом вышел в путь.

14

Колокольные звоны России.

1

Предназначение колокола в церкви, разнообразие колоколов и колокольных звонов.

Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные звоны России»

Разучивание: новогодние песни.

15

Народная песня в творчестве П.И. Чайковского.

1

Музыкальная цитата, как средство выразительности.

Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка».

Исполнение: новогодние песни.

16

Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова

1

Слушание: Главная мелодия 1-й части Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова, «Мир похож на цветной луг», «Тонкая рябина».

Исполнение: новогодние песни.

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

18

17

Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского

1

Плясовые народные интонации.

Слушание: «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир похож на цветной луг».

Разучивание: Школьный корабль.

18

Русский фольклор в современной композиторской музыке.

1

Слушание: Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»:  «Тройка», «Весна», «Романс» Г. Свиридов.

Разучивание: Служить России.

19

Праздник «Масленница».

1

Слушание: Песни к празднику «Масленница»

Разучивание: Песни к празднику «Масленница»

20

Музыка других народов.

1

Слушание: «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка», финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковский (фрагмент).

Исполнение: Песни к празднику «Масленница»

21

Музыка славянских народов.

1

Слушание: «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п., «Попевка о природе», «Вариации на тему «Перепелочки»,  «Бульба», «Гопак», «Светит месяц».

Разучивание: Музыка славянских народов.

22

Молдавская народная музыка.

1

Слушание: «Молдавеняска»,  «Попевки о природе».

Разучивание: Попевки о природе

23

Музыка народов Закавказья.

1

Слушание: «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п., «Светлячок» гр. н.п.

Разучивание: Цыплята

24

Музыка народов Средней Азии.

1

Слушание: «Мавриги» уз. н. песня – танец, «Русская пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна

Разучивание: песни

25

Музыка народов Прибалтики.

1

Слушание: .  «Вей ветерок» латышская народная песня, «Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса.

Разучивание: Хор нашего Яна

26

Музыкальная викторина

1

Игра «Музыкальная викторина»

27

Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.

1

Слушание: «Полька» чешская нар. песня. «Венецианская ночь», «Арагонская хота» М.И. Глинка. «Мистер Жук» муз. Юдахиной.

Разучивание: «Полька» чешская нар. песня

28

Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта.

1

Слушание: «Пастушья песня» фр. нар. песня. Вариации на тему фр. нар. песни В.А. Моцарта.  

Разучивание: Пастушья песня

29

Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского

1

Слушание: «Вишня» японская нар. песня. Вариации на японскую нар. песню Д.Б. Кабалевского.

Разучивание: Вишня

30

Ф.Шопен –основоположник польской музыки.

1

Слушание: «Жаворонок» польск. нар. песня.
«Мазурка № 47» Ф. Шопен.

Разучивание: Жаворонок

31

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

1

Слушание: «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ,  «Полька» чешская нар. песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» З Кодая.

Разучивание: песни о школе.

32

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

1

Слушание: «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта
К.Караев «Танец чёрных» из балета «Тропою грома», «Урок в школе»

Исполнение: песни о школе.

33

Композитор-исполнитель-слушатель.

1

Связь между музыкой народов мира.

Игра «Угадай мелодию»

Исполнение: песни о школе

34

Урок-концерт

1

Исполнение: песни разученные в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.

Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....

Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС...