Как человек использует свойства воздуха
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шитцылова Нина Николаевна

Данный урок  является одним из уроков по окружающему миру в системе "Школа 2100". Использованы современные технологии: проблемно-диалогическая и ИКТ-технология. Урок насыщен демонстрационными опытами, ведется большая работа с научной статьей,Показано ,как формировать  пзнавательные УУД. Можетбыть использован в любой образовательной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kak_chelovek_ispolzuet_sv-va_vozduha.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Как человек использует свойства воздуха».

Окружающий мир.

Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс

 МОУ УНОШ №2

26 февраля 2009г.

Цель:

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.

Развивать коммуникативные способности.

Оборудование:

Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого  и синего цвета.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

- Как называется водная  оболочка земли?

- Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

- Сколько может прожить без воды человек?

- Назовите основные свойства воды.

- Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

- Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

- Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?

- Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

- Какое свойство воды используется при стирке ?

- Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

- Какое свойство воды используется в паровом  двигателе?

- Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе.

II. Постанова проблемы и актуализация знаний.

Слайд  №1.

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.

Слайд  №2.

- Ответьте на вопросы в начале учебника.

- Почему  без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?

- Почему люди не могут полететь к другим планетам?

- Что мы знаем о воздухе?

- Как доказать, что воздух  не  пустое место?

ОПЫТ №1.

- Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали?  (Прикосновение ,  хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.

ОПЫТ №2.

- Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его  в банку  с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему?  Ответ:  Нет. Препятствует  воздух.

-  К какому  из трех состояний веществ относится воздух?

- Что такое атмосфера? Населена ли она  ли она живыми веществами? Какими?

- Как используют воздух животные и люди?

- Как используют воздух растения?

- Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?

-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?

Слайд №3.

- Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)

Слайд №4.

III. Открытие новых знаний.

Диалог Миши и Лены(стр. 24)

- Что произойдет  с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

- Какую роль выполняет атмосфера ?

Ответ: Воздух  образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.

-  Прочитайте ЗАДАНИЕ №1  НА  СТР. 24.

Слайд № 5 .

Доклад на тему «Круговорот воды в природе»

Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.

Загадка:

  1. Гуляет в поле,  да не конь,

Летает на воле,  да не птица.

2.Бырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает.

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

- А что такое ветер?

- Как возникает ветер?

Ответ:  Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

- Что случилось , если бы  не стало ветра?

- Прочитайте текст на  стр. 24.  Последний абзац.

- Человек издавна научился  использовать ветер как  источник энергии.

- Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер?  Прочитайте  верхний абзац.

- Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.

- В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.

Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

- Почему  возможно летать на воздушных шарах?

(Слайд №7)

,

- Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем ,  что воздух  обладает выталкивающей силой.

- Так какой силой обладает воздух?

- Прочитайте текст «Для любознательных»  на странице25

Опыт №3.

Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.

Что наблюдаем?

Почему поднимается салфетка?

- Какова температура воздуха над лампой?

- Так что происходит с воздухом при нагревании?

- Где используется это свойство воздуха?

- Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).

Слайд №8.

ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,

- Однако главный недостаток воздушного шара - его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.

- Плотность воды 1000 кг/м3,

 Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

- Что плотнее воздух или вода?

- Можно ли опереться на воду? При каких условиях?

- А опереться на воздух? При каких условиях?

- Где применяется это свойство?

Слайд № 9.

Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).

О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?

Слайд № 10.

НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,

- Почему самолеты развивают скорость до  800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?

Слайд № 11. Зачем птицам перья,  зверям шерсть, а нам свитер?

- Почему рамы двойные? Что между стеклами?

- Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).

- Выполните задание № 2.

Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством:  плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

Слайд № 12.

ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.

Физкультминутка.

-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.

Опыт № 4.

- Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.

- Какой вывод? (страница 27).  Слайд №13.

На этом свойстве основано использование  воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.

- Как называется это свойство?

Слайд № 14.

УПРУГОСТЬ.

- Давайте вспомним, о  каких  свойствах  воздуха мы узнали?

Свойства воздуха:

- расширение при нагревании;

- плохо проводит тепло;

- низкая плотность;

- упругость.

- Воздух – это одно вещество или смесь газов?

- Из чего состоит воздух?

В воздухе содержится:          Слайд № 15.

21% кислорода

78% азота

0,9% благородных газов и

0,03% углекислого газа.

Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха.  Слайд № 16.

Текст «Для любознательных» страница 27.

IV. Первичное закрепление.

Как человек использует свойства воздуха?

Слайд № 17.

Где человек использует газы, входящие в состав воздуха?  Слайд №18.

V. Домашнее задание:

Параграф 20, задания №4, 5,6,10.

Приложение.

Ответы на вопросы в конце урока.

- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?

 Для мяча – упругость,

 Для одеяла _ слабое проведение тепла,

 Для парашюта – плотность.

- Откуда берутся вещества,  из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?

Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.

- Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру  в печи? Каким образом?

Ответы: Высокая температура  нашего тела  поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задания № 4,5,6

Задание №7.

- Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)

Задание №8.

Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание № 9.

Из азота делают удобрения.

Кислород используют для сварки.

Углекислый газ – добавляют в газированную воду.

Водородом заполняют воздушные шары.

Задание №10.

- Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?

Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".

Данная презентация  является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

урок "Как человек использует свойства воздуха"

Урок по оркружающему миру по программе "Школа 2100"...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Как человек использует свойства воздуха"

Цель: формирование знаний  о воздухе как газе и его свойствах.Задачи:-расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах;-развивать умение работать с информацией, творческие сп...

Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».

Задачи:1)    сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2)    развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...

Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...


 

Комментарии

Нина Николаевна! Большое спасибо за предоставленный материал по окружающему миру. Я уже не первый раз пользуюсь вашими разработками, они очень помогают в моей работе. Данный урок насыщен демонстрационными опытами, на нём ведется большая работа с научной статьей. Вы показали ,как формировать познавательные УУД.