Проблемный урок по окружающему миру "Термометр"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Образец построения проблемного урока на примере темы "Термометр" на  получение нового знания. К уроку прилагается самоанализ уролка и мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

  1.   Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.

Рассмотрите картину и найдите ошибки.

ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.

УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(дети перечисляют)

УЧИТЕЛЬ: Основная какая причина изменений?

ДЕТИ: Похолодание.

УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

ДЕТИ: Ну, трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Создание проблемной ситуации.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.

 (учитель показывает различные виды термометров)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?

Формулировка проблемы  ДЕТИ. Как определять температуру.

  1.  Актуализация проблемы.

УЧИТЕЛЬ:  Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?

ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

УЧИТЕЛЬ:  Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?

ДЕТИ: Он показывает температуру маме.

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

 Из чего он состоит?

ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. 

(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).

Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  1. Виды термометров.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?

ДЕТИ: НА нем нет значений ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

ДЕТИ: Потому что,наверное, вода замерзает.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?

ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

2) Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть –  читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и  меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и  про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле –  Тридцать шесть и пять!

УЧИТЕЛЬ:  Какая температура у здорового  человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

  1. Практическая работа: «Принцип работы термометра»

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.

Все внимательно всматриваются.

(Толик: Ух и здорово! Жидкость в термометре быстро-быстро лезет вверх! А потом вдруг притормаживает, раз – и останавливается!)

УЧИТЕЛЬ: Почему ползет?

ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?

При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

УЧИТЕЛЬ:  А почему жидкость перестает ползти?

ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.

УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

УЧИТЕЛЬ:  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

 ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?

ДЕТИ: опустилась вниз.

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

  1. Применение новых знаний.
  1. Чтение и сравнение температур.

УЧИТЕЛЬ: Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰  

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

- Сравните:  +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰

                     –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰

                     +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰

  1. Блиц – опрос.

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

  1.  Самоконтроль.

УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 10 – 11.  Сделайте задания №2, №3.

Фронтальная проверка.

  1.  Итог урока.

УЧИТЕЛЬ:  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?

(Дети поднимают руки)

УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения?

  1. Рефлексия.

- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

Похвалите себя, пожмите друг другу руки.

Курсы повышения квалификации учителей начальных классов Спб ЛОИРО

«Система проблемного обучения в начальной школе»

Урок окружающего мира «Термометр»

Учитель: Москалева Татьяна Леонидовна

Школа: МОУ «СОШ № 1 им. А.С.Пушкина»

г. Подпорожье, Ленинградской области

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи: 

- совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания: 

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

 Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.

Картина «Осень» с ошибками.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе.

Данный урок по теме «Термометр»  я проводила во 2 классе по традиционной программе. Использую самостоятельно составленный учебно-методический комплект. На окружающем мире использую «Окружающий мир. 2 класс» А.А.Плешакова.

Следует отметить, что класс по уровню подготовки практически однороден.

Имеющиеся знания детей по этой теме: знание понятий воздух, вода, их свойства, явления природы, умение читать, умение сравнивать числа.

Считаю данный урок проведенным очень результативно.

Создание проблемной ситуации получилось, дети осознали, что появилась трудность при выполнении задания и эту трудность надо преодолеть. Тип проблемной ситуации – С ЗАТРУДНЕНИЕМ. Прием создания проблемной ситуации – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, С КОТОРЫМ УЧЕНИКИ ДО НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА НЕ СТАЛКИВАЛИСЬ. Это была небольшая сценка из жизни.

Очень удачно получилась формулировка проблемы – дети самостоятельно сформулировали ее. Этому способствовало создание ситуации, где дети столкнулись с противоречием. Тип противоречия – МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ  ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Я вместе с детьми определила область знаний и умений, в которых возможны трудности.

Поиск решения шел индивидуально и в группах под моим контролем. Дети обсудили строение термометра и сумели объяснить использование разных видов  термометра. Хочется отметить, что был высокий уровень активности на данном этапе, так как сам материал был нетруден. Ошибок было допущено мало, в основном при объяснении принципа работы термометра.

1 и 2 новое знание было сформулировано детьми с помощью учителя, 3 новое знание было сформулировано детьми на высоком уровне самостоятельности. Была выявлена и актуальность нового знания.

На этапе применения нового знания я предложила  повторить различные виды чтения записи температур, приемы сравнения температур.  Немаловажно было закрепление полученных  знаний  по теме в виде Блиц - опроса. А затем уже было включение в самостоятельную работу.

Считаю, что открытие нового знания получилось.

Уровень познавательной активности учащихся высокий. У детей было и  наличие интереса, активность,  внимание и осознанность.

Результаты самостоятельной работы такие:

20 человек справились с заданием без замечаний, 5 человек требовали индивидуального подхода и помощи в определении температуры по модели термометра.

На полном уровне самостоятельности выполнено 2 задания на применение нового материала.

Уровень самоконтроля.

Без ошибок вся работа: 19 человек

Нашли и исправили сами ошибки до фронтальной проверки: 2 человека

Нашли и исправили во время проверки: 3 человека

Оставили ошибки неисправленными: 1 человек

Во время урока были проведена физкультурная пауза на 25 минуте  –  подвижная.

У детей - второклассников самооценка завышена и поэтому считаю необходимым и целесообразным объяснять свою позицию по этому вопросу.

Использование времени на уроке было  рационально и эффективно. Темп урока оптимальный с учетом возрастных особенностей

Психологический микроклимат на уроке был комфортным: тактичное улаживание незначительных проблем с дисциплиной, исправление промахов учащихся в максимально тактичной форме,  частота и разнообразие форм словесного поощрения, индивидуальный подход и учет психологических особенностей учащихся.

Я  учла и факторы, влияющих на здоровье детей: комфортная педагогическая тактика, оптимальная интенсивность учебного процесса, технологии соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей.

Задачи по формированию общеучебных умений считаю реализованными.

Хочу еще отметить и реализацию воспитательных задач:

- изменения в понимании важности изучения окружающего мира

- изменения мотивации учения в положительную сторону

- изменения качеств личности в положительную сторону

Вывод: урок достиг поставленной цели, задачи,  поставленные на уроке,  были реализованы и являлись этапами при достижении цели урока. Сам проблемный урок был построен методически грамотно, интересен и результативен.

Учитель:  Москалева Татьяна Леонидовна  _________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Температура и термометр». Кроссворд

Слайд 2

1 Медицинский термометр. и н д с у а р г к 2 Какое число на школе служит границей между тёплой и холодной температурой? л о ь н 3 Единица, которая служит для измерения температуры? р д г с а у 4 Прибор для измерения температуры воздуха. т м е е м т Часть термометра, в которой находится подкрашенная жидкость. к у р б а 5 Знак, при помощи которого записывается температура выше нуля. ю п л 6 Цвет окрашенной жидкости в термометре. с к й р ы 7 Часть термометра, на который нанесены деления и цифры. ш л а а

Слайд 3

Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 п. Славянка Пушкарь – Карпова Надежда Алексеевна. Используемая литература: Сухин И.Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый конспект проблемного урока по окружающему миру. Откуда пришёл шоколад?

Благодаря созданию проблемных ситуаций во время урока,  учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате, у учащих...

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".

Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Проблемный урок по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" "Какие бывают растения"

Проблемный урок по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" "Какие бывают растения"...