"Путешествие в Санкт-Петербург". "Начальная школа XXI века" 2 класс.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Учащиеся познакомятся с историей основания и развития,а также достопримечательностями города Санкт-Петербург. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: "Путешествие в Санкт-Петербург" (2 класс)

Цели:

- познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;

- воспитывать чувство гордости за города нашей страны;

- развивать чувство прекрасного.

Оборудование: 

мультимедийный проектор;

компьютерная презентация "Путешествие в Санкт-Петербург";

учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»;

физическая карта РФ;

толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

Слайд № 1.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (письменный опрос).

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей и достопримечательностями столицы нашей родины - Москвой. С помощью вопросов Почемучки вспомним всё то, что нового узнали об этом прекрасном городе.

Слайд № 2.

1. В каком году образовалась Москва?

2. Кто был основателем Москвы?

3. Кем был Иван Калита? Почему его так прозвали?

4. При правлении, какого князя Москва стала белокаменной?

5. Кто изображён на гербе Москвы?

(Каждый ученик самостоятельно отвечает на вопросы).

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 3.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по знаменитым городам России.

- Мы посетили столицу нашего государства, а сейчас отправляемся в другой город.

- Покажите на физической карте Москву.

- Какой город мы посетим, вы скажите после того, как послушаете стихотворение.

- Я хочу прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» об этом удивительном городе. 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

- Догадались, в какой город отправимся? Слайд № 3(щелчок).

- Верно, это город Санкт-Петербург.

Работа с картой.

- Давайте найдём его на карте. Город расположен на северо-западе нашей огромной страны.

- Ребята, кто из вас бывал в этом городе? Что вас удивило, поразило в этом городе?

Слайд № 4.

- Расстояние от города Заречного до Санкт-Петербурга составляет приблизительно 1350км.

Слайд № 5.

- Петр Великий мечтал о большой северной столице, чтобы защитить Россию от Шведов. Город Санкт-Петербург часто называют Северной столицей. Это город с интереснейшей историей и огромным количеством достопримечательностей.

Слайд № 6.

- 16 мая 1703 года русским царем Петром   на отвоеванных у шведов землях, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Пётр I – последний царь всея Руси из династии Романовых и  первый император всероссийский. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.

- Первыми строителями города были солдаты. Пленные шведы, жители местных сёл и деревень. Кроме того, по указу Петра I ежегодно прибывало до 40 тыс. работных людей из всех губерний России. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

Слайд № 7.

- Как и Москва, Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове, окружённая Невой. Позже её назовут Петропавловской.

Слайд № 8.

Доклад ученика:

- Петропавловской крепости были предусмотрены подземные ходы, а в стенах крепости существуют тайные ходы, которые служат для внезапного появления солдат в тылу врага. Выход из них заложен одним слоем кирпича. Место выхода знали только доверенные офицеры. Гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. С 1730-х годов появилась традиция отмечать  полдень пушечным выстрелом. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепости раздаётся холостой выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время. Сейчас Петропавловская крепость является экскурсионным центром.

Слайд № 9.

- В 1712 году Санкт-Петербург становится столицей России. Он был столицей до начала 20 века. В Петербург переехал царский двор. В городе увеличилось количество дворян, в том числе военнослужащих.

Кроме русских переселенцев, в городе появилось много иностранцев. Это были английские кораблестроители, голландские офицеры, немецкие учёные, а также архитекторы, художники, мастера из разных стран Западной Европы. Они пользовались покровительством царя.

Слайд № 10 – 12.

 В прошлом веке несколько раз менялось название города.

В 1914 году указом Николая II город переименован в Петроград.

С 1924 – Ленинград.

В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург. 

Слайд № 13.

- Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов город около 900 дней находился во вражеской блокаде, в результате которой более 600 000 человек умерли от голода. 

- А кто из вас знает, что такое блокада? (Работа со словарём С.И. Ожегова с.51).

Блокада – окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.

Слайд №14.

- Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).

4. Физминутка.

5. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Слайд №15.

- Петербург называют "городом мостов". И это название справедливо. 68 рек, каналов и притоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории 42 острова. Реки и каналы превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию".  Стоит лишь сказать, что мостов в Петербурге 177, больших и маленьких.

Город стал первым русским портом на Балтийском море. Особенно знамениты разводные мосты. Дело в том, что мосты расположены довольно низко над водой, и под ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят большие суда. Очень красивое и захватывающее зрелище, особенно в белые ночи, которыми тоже славится этот город. Белые ночи - это природное явление в северных широтах в начале лета, когда из-за существенного увеличения длительности светлого времени суток ночь становится более похожей на сумерки.

Слайд №16.

- В Санкт-Петербурге много красивых дворцов, но самый прекрасный из них – Зимний дворец.

Слайд №17.

Доклад ученика

- Раньше здесь жили российские цари. Теперь это крупнейший в России государственный музей Эрмитаж, расположенный в 7 зданиях. Эрмитаж был открыт в 1852 году. Музей Эрмитаж знают во всём мире, потому что здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра.

Слайд № 18.

-  В Эрмитаже хранятся около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров. Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.

Слайд № 19.

- В 29 километрах от Петербурга расположилась загородная резиденция русских царей. Строительство летней парадной резиденции началось в 1714 году, а ее торжественное открытие, состоялось 15 августа 1723 года. Строительство Петергофа продолжалось около двух веков. Большой дворец поражает своей красотой и роскошью.

Работа с толковым словарём.

- Ребята, а что означает слово резиденция? Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова (с.674).

Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.

Слайд № 20.

- Сейчас это Государственный музей-заповедник «Петергоф». Петергоф славится своими фонтанами.

Слайд № 21.

- Достопримечательностями города являются Исаакиевский и Казанский собор, Смольный монастырь, Русский музей, Кунсткамера и др.

Слайд № 22.

- В 1782 году по приказу императрицы Екатерины II был создан и установлен памятник Петру I «Медный всадник». Мы видим императора Петра на коне. Сам памятник установлен на цельном камне. Вес монолита 1600 тонн.

6. Работа с учебником.

- Еще одна достопримечательность Дом на набережной реки Мойки под номером 12. Что это за дом, мы узнаем, прочитав статью в учебнике на странице 140.

Слайд № 23.

- Что нового вы узнали об этом доме? (В этом доме жил и работал А.С. Пушкин).

- Что сейчас в доме на набережной реки? (Музей квартира, где мы можем познакомиться с бытом поэта).

- Петербуржцы чтят память великого поэта. Сегодня памятник Пушкину стоит на площади Искусств.

7.Знакомство с гербом Санкт-Петербурга.

Слайд № 24.

8. Подведение итогов.

- Итак, ребята. Пришло время возвращаться в Заречный, но для начала давайте вспомним наше путешествие.

- Что нового узнали?

- Какие названия носил город Санкт-Петербург?

- Какие памятные места есть в этом городе?

- Покажите на карте, какой путь мы прошли, путешествуя по столицам Родины.

9. Домашнее задание. Слайд № 25.

Учебник с. 136-140 пересказ.

• Доклад о Петре I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Санкт-Петербург". "Начальная школа XXI века" 2 класс.

Познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Урок-путешествие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Закрепление изученного материала...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока математики проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 21.марта.2014г.

УМК: Школа России.Тема. ДециметрТип урока. Изучение нового материала.Цель. Познакомить с единицей измерения длины – дециметр на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.Задачи.1.Пред...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Статья: "Организация внеклассной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе."

В последние годы в российской системе начального образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы - помочь ...