Урок окружающего мира "Смена дня и ночи" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Смирнова Елена Александровна

Окружающий мир, 2 класс. Образовательная система "Школа 2010". Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. В ходе урока используются инновационные технологии, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_smena_dnya_i_nochi.rar32.49 КБ
Файл prezentaciya_smena_dnya_i_nochi.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 2 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока: Смена дня и ночи

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение детьми связи между  сменой дня и ночи и  вращением Земли вокруг своей оси,
  2. Способствовать формированию ключевых компетентностей (познавательной, информационной, коммуникативной)

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси,  как причиной смены дня и ночи.
  2. Актуализировать знания о явлениях природы.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
  2. Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
  3. Формировать основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  1. Содействовать познанию мира.
  2. Формировать навыки самоанализа.

Технологии: игровая, информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

Оборудование: 

  1. презентация Рower Point.
  1.  учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
  2. детский волчок,
  3. глобус,  
  4. апельсин и маковое зёрнышко,
  5. таблички , Теллурий
  6. теллурий  /прибор для наглядной демонстрации суточного вращения Земли вокруг своей оси/
  7. Словари Ожегова – 2 шт.
  8. 2 флажка на двустороннем скотче.
  9. герои: Миша и Лена
  10. пословица  День да ночь сутки прочь.  
  11. Солнышко (по 3 штуки)
  12. Карточки: с самостоятельной работой по вариантам, с иллюстрациями (картины художника).

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Слайд

Орг. момент

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака  Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

  1. Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

Введение в тему

  1. Сейчас отгадайте загадку:

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
— Спать немедленно зовет.
(День и ночь)

  1. Ребята!  Чем день отличается от ночи?

(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)

  1. Почему днём светло? (потому, что на небе солнце)
  2. Почему ночью темно? (на небе нет солнца)

К вечеру умирает, по утру оживает. (день)

Подходить к дому стала
С неба солнце украла. (ночь)

Актуализа-

ция знаний

Сейчас я предлагаю вам  выполнить задание:

У вас на столах лежат карточки.

1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём.

 2 вариант -  подчёркивает явления,  которые происходят ночью.

Вариант 1.

Подчеркни  явления, которые происходят днём.

  1. поют птицы
  2. вылетают совы и летучие мыши
  3. закрываются цветы, складываются листья
  4. летают яркие бабочки
  5. летают мотыльки и ночные бабочки
  6. распускаются цветы

Вариант 2.

Подчеркни  явления, которые происходят ночью.

  1. поют птицы
  2. вылетают совы и летучие мыши
  3. закрываются цветы, складываются листья
  4. летают яркие бабочки
  5. летают мотыльки и ночные бабочки
  6. распускаются цветы

Проверка с доски.

  1. У живых существ нет часов. Как же они определяют время? (они обладают чувством времени)

Работа в парах

К нам на урок сегодня пришли герои. (вывешиваю на доску картинки)

  1. Кто их узнал? (Миша и Лена, герои нашего учебника) .

Они получили в подарок картины   одного маленького художника, которые лежат у вас на партах.  Рассмотрите.

  1. Что необычного вы заметили на этих картинах?
  2. Какие  ошибки художника вы заметили?

(не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём)

Проблем-ный диалог

Ребята! Рассмотрите иллюстрацию на доске.

  1. Какое время суток на ней изображено?
  2. Чем заняты папа и Миша?

 (Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с Мишей смотрят прямую  трансляцию футбольного матча).

  1. Прочитайте реплику Лены.

Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?

  1. Почему так происходит? (Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.)
  1. Поднимите руку, кто догадался,   что нам предстоит сегодня выяснить?

Сообщение

 темы

урока

  1. Какова тема нашего урока?

( «Смена дня и ночи»)

Совместное «открытие»знаний

  1. Что мы никогда не увидим ночью на небе? (солнце)
  2. Что представляет собой  Солнце?

 (Солнце – центральное тело Солнечной системы.

Солнце – ближайшая к Земле звезда – огромное раскалённое космическое тело).

  1. Что представляет собой  Земля?

(Земля — это планета Солнечной системы.)

Прочитайте  определение в словаре Ожегова.

Даю книгу хорошо читающему ребёнку.

  1. Как называется эта игрушка? (волчок)
  2. Что общего у планеты Земля и волчка ?

(Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая)

  1. Что это за предмет? (глобус)
  2. Что такое глобус? (модель земли)

Глобус тоже  может вращаться вокруг своей оси.

  1. За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?

(Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут)

Демонстрация вращения Земли

  1. Как вы думаете,  что больше Земля или Солнце?

Наши предки не могли знать большое солнце или маленькое. Оказывается, если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин,   то Земля окажется размером с маковое зёрнышко.

И масса Солнца тоже огромна. Для того, чтобы уравновесить воображаемые  весы, на одну чашу надо положить Солнце, а на другую чашу весов 330 тысяч  таких планет, как Земля.

Физ. минутка

Игра

 «День- ночь»

  1. Поднимите руки, кто из вас любит загорать, резвиться на солнышке?
  2. Сейчас у нас вами тоже будет такая возможность.

Тихо встали.  

(физ. минутка под музыку «Солнышко жгучее»)

Открытие нового

  1. Ребята! Посмотрите на этот прибор.  
  2. Кто из вас знает,  как он называется?

Теллурий

Прочитаем слово хором.

 Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор. (включаю теллурий)

  1. Я хочу выслушать ваши мнения.
  2. Какие предположения? (Модель Земли и Солнца, теллурий изображает как вращается Земля, относительно Солнца)
  3. Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи)
  4. Кто может показать, где находится на глобусе Москва? (отмечаю флажком)
  5. Где Америка? (показываю опыт)

Когда эта часть Земли освещена, то на противоположной стороне -  ночь.

  1. Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)

 Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.

Закрепление нового

Работа с учебником

стр. 55 Прочитаем рассказ «Страшный сон»

  1. Давайте представим, как изменился бы наш мир, если вращение Земли прекратилось?  
  2. Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике.

На той  части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды;

На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет  длинная ночь.

Работа над пословицей

Лена  тоже принесла для вас задание.

  1. Соберите из слов пословицу.

( вывешиваю на магнитной доске, один ученик расставляет)

  1. Чтение пословицы хором.

В народе говорят: “День да ночь сутки прочь”. Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)

ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ

  1. Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за неделю? (7 оборотов)
  2. Почему?(7 дней недели)
  3.  А если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? (Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)

Работа с тетрадью.

(самостоя-тельная работа)

Открыли тетрадь с . 16  №3.

  1. Рассмотрите рисунки.
  2. Соедините стрелкой каждое из изображений Лены и Миши с местом на земном шаре, где они находятся в это время суток.

Итог урока.

Давайте вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока.

Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?

  1. Почему происходит смена дня и ночи?

(Земля вращается вокруг своей оси)

Запись на доске.

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Дома вы будете выполнять задание в тетради на с. 17 №4.

Рефлексия

У вас на столах лежат 3 солнышка: радостное, серьёзное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению. Покажите мне. Молодцы!

У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу.

Миша и лена прощаются с вами. Урок Окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...