Урок окружающего мира в 1 классе "В семье друзей пернатых"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Солодовникова Наталья Витальевна

Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          28.02.2012 г.

Урок окружающего мира в 1 классе

Учитель Солодовникова Н.В.

Тема: В семье друзей пернатых

Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся  интересными сведениями о многообразии и жизни птиц.

Задачи:

  1. учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
  2. создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения  работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
  3. развивать зрительную память, комбинаторное мышление через игру, с помощью компьютерных средств, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.
  4. Учащиеся должны: уметь выделять существенные и отличительные признаки птиц через анализ, синтез, самостоятельную исследовательскую деятельность, через наблюдение; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять цель деятельности (с помощью учителя), уметь оценивать свою деятельность по заданным критериям, учиться работать в парах.

Тип урока урок введения нового знания.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. 

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технологии: деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ.

Дидактические средства и материалы.        

Для учителя: 

  1. учебник «Окружающий мир» О.И.Поглазова, 1 класс;
  2. мультимедиа; презентация урока;
  3. плакат из серии «Окружающий мир» (Птицы);
  4. толковый словарь С.И.Ожегова;
  5. чучело птицы Фазан;
  6. карточки со словами – понятиями.

Для учащихся: 

  1. учебник «Окружающий мир» О.И.Поглазова, 1 класс;
  2. рабочая тетрадь №2 О.И.Поглазова, 1 класс;
  3. карточка для работы в группе;
  4. цветные карандаши;
  5. перья птицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а  в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно?

- Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

УУД (регулятивные: саморегуляция)

УУД (личностные: самоопределение, смыслообразование)

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Игра «Кто лишний» Цель: Выявить животных, не относящихся к классу зверей

Диск «Академия младшего школьника» (Укажи картинку, №11)

- Прочитайте слова на карточках

Животные

Лаборатория

Звери

Потомство

Шерсть

Млекопитающие

Оперение

Пернатые

- Значение, каких слов вы могли бы объяснить? Какие слова вам не понятные? Из слов поставьте  задачу урока. Слова разделили на группы.

- Сообщения «В мире интересного»

- Давайте выполним задания, где нужно выявить животных, не относящихся к классу зверей.

- Если вы правильно справитесь с заданием, то получите очередную грамоту из академии младшего школьника.

Итог.

УУД (регулятивные: целеполагание, планирование)

Ставят задачи урока по карточке:

            вспомню

Я           узнаю

            научусь

УУД (регулятивные: прогнозирование)

Выявили:

1.Полярная сова – птица, не зверь

2.Черепаха-тело не покрыто шерстью, не дикое животное

3.Крокодил-недомашнее животное

4.Пингвин-не млекопитающее животное.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.

- К какой группе животных относится пингвин? Если дети скажут, что это -  птица:

 - Докажите, назовите признаки. Если дети скажут, что не знают или допустят  ошибку:

-  Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

- Вот это нам надо выяснить на уроке. Мы продолжим знакомство с животным миром, а какой группе животных посвящён урок, вы узнаете, разгадав кроссворд. Предлагаю разгадать кроссворд  в паре.

- Кто нибудь знает,  как называют по-другому птиц?

Прочитать значение слова пернатые  из толкового словаря С.И.Ожегова, с.513.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

Мы будем знакомиться с многообразием птиц. Скажите для чего это нужно? Чего вы ещё не знаете? Какая цель урока?

Вывод: Чтобы найти их существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из другой группы животных. Назовите известных вам птиц? Где в жизни вы встречались с птицами?

УУД (познавательные: постановка и решение проблемы)

Не знаем, к какой группе животных относится пингвин.

УУД (коммуникативные: управление поведением партнёра)

Тетрадь с. 14

Называют ключевое слово «птицы».

Птицы – пернатые.

Тема: В семье друзей пернатых.

УУД (познавательные: общеучебные)

Цель: научиться находить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь  их выделить из другой группы животных.

УУД (личностные: самоопределение)

  1. Открытие нового знания

Цель: обсуждение и решение устной задачи.

Самостоятельная исследовательская работа.

Видеоурок «Кирилл и Мефодий» (диск 3 класс, урок № 10/7 –строение пера)

Видеоурок «Кирилл и Мефодий» (диск 3 класс, урок № 10/6 –значение перьев)

Физминутка «Прилетели птицы»

Творческое задание в тетради стр. 15

Работа с рассказом по  учебнику с.36

Прослушайте стихотворение и запомните названия птиц.

Сообщение о многообразие птиц

Птиц на нашей планете огромное множество. Их объединили в одну группу, потому что есть такие признаки, которые являются для всех птиц общими, но из стихотворения вы узнали о том, что каждая птица имеет свои особенные черты, присущие только ей.

- Давайте проведём небольшое исследование и сравним строение птицы и млекопитающего и узнаем, что их объединяет, а какие признаки характерны только каждой отдельной группе.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике стр. 37 первый абзац.

- Какой признак считаете главным? - Держали вы когда-нибудь в руках перо птицы? Какое оно? Сейчас отправимся в лабораторию, посмотрите и послушайте материал для любознательных. Рассмотрите перо и попробуйте найти значение новых слов на примере пера, (опираясь на  карточку-подсказку - группы слабых детей).

- Чтобы узнать для чего птицам перья посмотрим фильм и ответим на вопрос: зачем нужны перья птицам? Чем различаются перья у птиц?

-  Сравним наш вывод с выводом в учебнике стр. 37 второй абзац.

- Почему птицы разные?

Прочитайте название птиц в тетради с.15. Наклейте изображение мест, где обитают эти птицы.

По каким признакам определили места обитания?

Обратите внимание что пингвин это птица. Пингвин это удивительная птица так же как и страус. О них мы узнаем на следующем уроке, вы можете найти про них материал.

Чайка и пингвин водоплавающие птицы. Почему?

- Какая птица самая полезная? Прочитать рассказ Евгения Чарушина.

- Чем полезны птицы?

- Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам? Что можно сделать для их защиты?

Читает ученик стихотворение С.Маршака «Птичий базар» на фоне музыки «Голоса птиц».

УУД (познавательные: логические)- анализ объектов с целью выделения признаков. Метапредметные умения – найти общее и различие

УУД (коммуникативные: управление поведением партнёра). 

УУД (познавательные: общеучебные)

– умение ориентироваться в учебнике.

Работа в парах. Заполняют карточку, делают вывод. Проверка, самооценка в паре по лесенке успеха.

УУД (регулятивные: контроль)

Новые слава: опахало, центральный стержень, бородки, бородочки.(на карточке)

Для слабой пары – карточка-подсказка.

(Перья у птиц разные. Они различаются цветом, формой, размерами. Одни перья защищают птиц от холода (маленькие), другие помогают им летать (большие).

УУД (познавательные: общеучебные)

– умение ориентироваться в учебнике.

Читают вывод с.37.

- Разное место обитания, поэтому разные клювы и ноги.

Индивидуальная  работа, взаимопроверка.

УУД (познавательные: общеучебные)

– умение ориентироваться в учебнике.

Сравнивают с выводом в учебнике с.35

Читают текст с..36  учебника, отвечают на вопрос,  делают вывод.

Воспитательный момент: воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

  1. Физминутка для глаз

  1. Включение нового знания в систему знания и повторения.

Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Вспомните части тела и признаки птиц, их места обитания  и дорисуйте рисунок так, чтобы получилась птица.

УУД (личностные: действие нравственно-эстетического оценивания усваемого материала)

Индивидуальная творческая работа. Проверка, выставка рисунков.

Самооценивание по лесенке успеха.

Обвести человечка        

  1. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

– В семье каких животных мы с вами побывали?

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где применим новые знания?

-  Всё ли мы узнали о птицах?

 - Какую задачу поставим на следующий урок?

- Для этого мы проведём на следующем уроке представление птиц, загадаем загадки, познакомимся с книгами о птицах (смотреть выставку книг).

- С каким настроением закончим урок, покажите на сигнальных карточках. Молодцы! Спасибо за урок!

 

           вспомню             вспомнил

Я           узнаю     Я        узнал

            научусь              научился

Дети по желанию выбирают материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока окружающего мира "Ты и твои друзья" (1 класс)

Презентация урока окружающего мира "Ты и твои друзья" 1 класс Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме:"Твои друзья"

Урок по теме"Твои друзья" даёт первичные представления о том, что такое дружба, кого можно назвать друзьями. Во время работы учащиеся выводят правила дружбы....

Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.

Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен и...

Урок, окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа России» Ты и твои друзья

Цель: формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом;научить  формулировать правила  этикета; умение работать с пословицами; воспитывать умен...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"

Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...

Урок окружающего мира "Ты и твои друзья" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Ты и твои друзьяЦели урока:- изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, об...