Как человек использует свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 

Конспект урока по окружающему миру

                                                                  4 класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

 

 

Тема: «Как человек использует свойства воды?»

 

Цели:

1.     Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, сформировать знания основных физических  и химических свойств воды;

2.     Продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств вещества, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

3.     Воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vody.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

                                                                  4 класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

МБОУ СОШ № 33 г. Смоленск

Тема: «Как человек использует свойства воды?»

Цели:

  1. Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, сформировать знания основных физических  и химических свойств воды;
  2. Продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств вещества, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
  3. Воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.

-  Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…

Антуан де Сент – Экзюпери

        У.Как  эти слова связаны с вашим домашним заданием?

3. Проверка домашнего задания.

 -  К сегодняшнему уроку вам необходимо было поработать с учебниками прошлого года и вспомнить изученные нами свойства воды.

(на доске по ответам детей собирается схема)

прозрачность

не имеет вкуса

не имеет запаха

растворитель

текучесть

принимает форму сосуда

- Прослушивается индивидуальное сообщение о важности воды для жизни человека.

- Какой вывод по домашнему заданию можно сделать?

Дети обобщают всё услышанное.

  1. Работа над темой урока.

- Как вы считаете, все ли свойства воды нам известны? Аргументируйте свой ответ?

- продолжите предложение:

Мы встречаемся с ними очень часто, но не знаем… (как их назвать и как использовать)

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?

Как человек использует свойства воды…

- Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения, почему?

(знак вопроса)

- Какие задачи будут стоять перед нами?

(узнать о новых свойствах, назвать новые свойства, определить где они применяются)

- Начнём мы работу с вопроса:

Какие предметы тонут в воде, а какие нет.

(тонут в воде предметы, состоящие из вещества, которое тяжелее воды; не тонут предметы, состоящие из вещества, которое легче воды)

Группа экспертов (специально подготовленные дети) готовилась к сегодняшнему уроку. Их задача передать информацию вам.

1 опыт

Перед нами ёмкость с водой. Постепенно я опускаю в неё железную гирю. Что мы наблюдаем?

(вода выливается из стакана?

Мы видим явление, открытое греческим учёным Архимедом. Согласно закону Архимеда, на каждый предмет, погружённый в воду, действует направленная вверх сила, равная весу воды, вытесненной данным телом. Это выталкивающая сила   воды.

- Кто запомнил название свойства?

- Где в жизни мы встречаемся с этим свойством?

работа с учебником

- А теперь давайте узнаем, как человек использует это свойство.

(самостоятельная работа с книгой)

- кто сможет объяснить, почему наша гиря утонула, а корабли, построенные из железа не тонут?

(дети пересказывают часть текста учебника)

2 опыт

Перед нами сообщающиеся сосуды. Сейчас в один из них я буду наливать воду. Что происходит?

Архимед заметил, что в сообщающихся сосудах устанавливается одинаковый уровень жидкости. Это свойство названо законом сообщающихся сосудов.

- Кто запомнил название?

- Где в повседневной жизни мы с этим встречаемся?

работа с учебником

- А теперь давайте узнаем, как человек использует это свойство.

(самостоятельная работа с книгой)

- Что вы заметили? О чем мы не говорили?

(сила тяжести)

- Где это свойство можно использовать?

(лужи, фонтан, водопровод, водяное колесо, мельница, турбина)

- Подумайте, какие сосуды будут сообщающимися, объясни своё предположение.

ФИЗМИНУТКА

3 опыт

(самостоятельная работа с учебником)

- Какое свойство воды проиллюстрировано?

(вода – растворитель)

- Как это свойство мы используем в жизни?

Эксперты к уроку готовили небольшое исследование. Помог им в этом журнал «Наука опытным путём». Сейчас они вам об этом расскажут.

Задумывались ли вы, почему, моясь водой с мылом, мы становимся чище, чем при мытье одной водой? Вода способна растворить многие вещества, одноко жир ей не поддаётся.  Именно поэтому всёжирное плохо смывается с рук и тела. Чтобы смыть жир полностью, его надо расщепить. Мыло обладает такой способностью, потому – что мыло это соль. Соль, которую добавляют в пищу – это лишь один из видов соли. Но кроме поваренной, существуют и многие соли, состоящие из металла и неметалла. Даже чистая питьевая вода содержит много солей, в особенности солей кальция и магния. Вода содержащая много солей называется – жёсткой, мыло плохо пенится. На этом основано исследование. В больших количествах соли жёсткой питьевой воды могут быть вредны для человека.

Результаты исследования вынесены на диаграмму.

На доске:

1 – вода из школы

2, 3,4 – из микрорайонов города

(дети описывают диаграмму, указывают, сколько капель жидкого мыла понадобилось в каждом случае)

- Кто сможет сделать вывод какую воду пить не желательно?

- Где вода по качеству лучше?

- Какой вывод можно сделать?

- Где в быту мы встречаемся с понятием «жёсткость» воды?

(стиральные порошки, моющие ср-ва)

самостоятельная

 работа в парах

У учащихся на парте карточка, с которой они работают в паре.

- Подчеркните названия веществ, которые можно растворить в воде.

Песок, сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, железо, пластилин, масло, бензин, серебро, воск, бетон, цемент, уксус, стекло, снег, карамель, древесные опилки, рыбий жир.

Подводится итог работы в парах. Дети озвучивают свои варианты.

(желательно чтобы были неправильные ответы и дети могли бы исправить ошибки)

4 опыт

работа с учебником

- Давайте прочитаем текст на с.87 об изобретении. Какое свойство воды используется?

(несжимаемость)

Посмотрите на предметный стол, чем бы можно было это свойство доказать?

(шприц)

  1. Итог урока

Подводя итог урока, дополняется материал на доске, появляются названия новых свойств. Дети комментируют использование в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

Как человек использует свойства воды?

1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2.Познакомить со свойствами ...

Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100

Цель:1.  -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды  –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2. –Способ...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

ТЕСТ «Как человек использует свойства воды»

цель: контроль знаний. УМК "Школа 2100"...