Главные вкладки

    Урок по предмету: Окружающий мир в 1 классе на тему: Птицы нашего края
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    На уроке учащиеся закрепят знания о зимующих и перелетных птицах Астраханского края.Более подробно узнают о лебеди-шипуне.Научаться изготавливать поделку "лебедь-шипун" применяя альбомный лист, картон, перья птиц.Прослушают песню "Кто такие птицы?" Будут отгадывать ребусы. Прочитают стихотворение "Любите природу."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rahimova_sofya_vasilevna.docx22.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рахимова Софья Васильевна

    Город Ахтубинск

    Урок по курсу «Окружающий мир»

    Тема урока: Птицы нашего края.

    Тип урока: интегрированный.

    Цели и задачи  урока:

    1. Формирование представлений о жизни птиц в природе.
    2. Усвоение понятий «оседлые» и «перелетные» птицы нашего края.
    3. Развивать наблюдательность, аналитическое мышление, внимание, память.
    4. Прививать умение выполнять работу практическую самостоятельно.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся различать зимующих и перелетных птиц; узнавать птиц Астраханского края; изготавливать по шаблону птицу-лебедя; составлять слова (названия птиц).

    Оборудование: карточки с изображением птиц, с названием птиц; сказочный герой-Лесовичок; шаблоны лебедя-шипуна; у каждого ученика клей ПВА, перья; учебник; магнитофон.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Предметные универсальные действия

    Формирование универсальных действий

    1. Организационный момент

    Звучит песня о зиме.

    Учащиеся слушают песню.

    1. Актуализация знаний.

    Ребята, к нам сегодня на урок пришел Лесовичок и принес задания. Игра называется «Да-Нет». Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.

    В прошлом вы были взрослыми?

    Настоящее- это то, что происходит сейчас?

    Суббота придет после пятницы?

    Белые медведи живут в Астраханском крае?

    Лето наступит после весны?

    Декабрь, январь и февраль- это зимние месяцы?

    Слоны живут на севере?

    Звучит фонограмма с  птичьими голосами.

    Какие звуки вы слышите?

    Как вы думаете, кто это поет?

    Каких животных мы называем птицами?

    Чем различаются перья?

    Птиц на Земле очень много- около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не 2-х метровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые живут только в пустыне и в горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

    Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе Астраханского края. В любое время года повсюду мы слышим и видим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели и переливы тихих и громких голосов. Летом меньше, а осенью и зимой птиц почти не слышно. Ведь в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

    Учащиеся готовят сигнальные карточки.

    Дети поднимаю нужную карточку.

    Пение.

    Птицы.

    Тело которых покрыто перьями.

    Цветом, формой, размером.

    1. Изучение нового материала.
    1. Исследовательская работа.

    3.2Познавательная работа

    3.3Физкультминутка.

    А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

    Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В теплый край я не летаю,

    Здесь, под крышей обитаю.

    Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…


    Трещала с самого утра:

    «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что- пора?»

    Такая с ней морока, когда трещит…


    И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих

    Мыши, прячутся дрожа!

    Очень уж суровы филины и …

    На доске вывешиваются карточки с изображением птиц.

    Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?

    Этих птиц называют оседлыми.

    Каких еще зимующих птиц вы знаете?

    А теперь откроем учебник на стр.76 и посмотрим на картинку с изображением зимующих птиц.

    Кто запомнил, как называют этих птиц?

    Кто из вас видел этих птиц?

    Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10-ти, может быть, одна-две доживают до весны. Как можно помочь птицам зимой?

    Правильно, можно вывешивать кормушки, но они должны быть выполнены из прочного материала и чтобы не было красного цвета.

    Ученик читает стихотворение М. Глазкого «Поделитесь с птицами едой».

    Поделитесь с птицами едой,

    Накрошите хлеба им на блюдце.

    Пусть они под вьюжною бедой

    Не опустят крылья, не согнутся.

    Поделитесь с птицами едой,

    Чтоб они, как только снег растает,

    Пронеслись над полою водой

    До своих гнездовий шумной стаей.

    Утром встал гусак на лапки,

    Приготовился к зарядке.

    Повернулся влево, вправо

    Приседанье сделал справно,

    Клювиком почистил пух

    И скорей за парту- плюх!

    Но есть птицы, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. Кто знает как называют таких птиц?

    Работа по учебнику стр.76.

    Куда улетают некоторые птицы на зиму?

    Когда они возвращаются к нам?

    Как называют этих птиц?

    На доске плакат с изображением лебедя-шипуна.

    К таким птицам относится Лебедь-шипун. Это птица всегда была символом красоты, верности и добра. А сколько сказок, песен связано с этими птицами. Если вдруг случайно погибает одна птица, то другая высоко поднявшись в небо камнем падает вниз и разбивается о землю. И не смотря на то, что птицу очень любили, она считалась охотничьей добычей. Из-за вкусного мяса и прекрасного оперения она едва не исчезла с лица Земли. Их стало так мало, что гнезд лебедей не было даже в заповеднике, и тогда охота на них была запрещена.

    В нашей области можно встретить два вида лебедей: шипуна и кликуна. В дельте Волги гнездится около трех тыс. лебедей-шипунов. Ранней весной воздух наполняется их громкими криками. Это самые красивые из наших лебедей. Лебедь-шипун – крупная птица. Масса тела достигает 13 кг. У взрослых птиц клюв красный с высоким темным основанием и кончиком, на лбу шишковидный нарост, лапы черные. При плавании он изгибает шею, опускает вниз клюв и приподнимает крылья. Лебедь издает глубокие и хриплые звуки. Любит он мелководье заросший тростником. Гнездо устраивает на куче растительности, где немного есть пух. В мае месяце самка откладывает 6-8 голубоватых яиц, которые потом высиживает, а самец заботится о ней. Родители ночуют с птенцами в гнезде, охраняют их на воде. В сентябре улетаю в теплые края. Питаются лебеди водорослями, подводными растениями, которых достают погружая шею в воду. Благодаря охране, их численность возросла. На территории Астраханского заповедника гнездится уже 500-700 пар.

    Воробей.

    Сорока.

    Совы.

    Они ни куда не улетают, а круглый год живут у нас.

    Галки, синицы, вороны, поползни, голуби.

    Учащиеся читают названия птиц.

    Оседлые.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Учащиеся слушают стихотворение.

    Учащиеся выполняют движения.

    Таких птиц называют перелетными.

    Учащиеся читают названия птиц и текст.

    В теплые края.

    Весной.

    Перелетными.

    Рассматривают плакат и слушают учителя.

    1. Практическая работа.

    4.1Творческая работа.

    1. Итог творческой работы.
    2. Исследовательская работа.

    Какую птицу называют символом красоты?

    А сейчас мы попробуем изготовить своих лебедей.

    Звучит песня «Кто такие птицы?»

    Показ лучших работ.

    Конкурс «Угадай название»

    Дети составляют слова из букв:

    1. Дятел (телдя);
    2. Воробей (бейворо);
    3. Ласточка (точкалас);
    4. Галка (калга).

    Какая птица лишняя?

    Почему?

    Астраханский край, край удивительной природы - наша родная земля. Она взрастила нас и щедро одарила полноводной Волгой, рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разноцветьем трав и просторов степей. Она готова снова и снова делиться с нами тем, что имеет сама. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту, любить и беречь.

    На доске  стихотворение «Любите природу»

    Любите природу!

     Храните природу!

    Не жгите траву!

    Не ломайте кусты!

    Не сыпьте на землю всякую гадость.

    И даст вам природа здоровье и радость!

    Лебедь.

    Учащиеся слушают песню и работают самостоятельно с шаблонами птиц.

    Учащиеся рассматривают карточки, совещаются и составляют названия птиц.

    Ласточка.

    Улетает в теплые края.

    Дети читают стихотворение.

    1. Итог урока. Рефлексия.

    На доске плакат с изображением птиц.

    Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. И мне бы хотелось, чтобы вы не забывали заботиться о пернатых друзьях помогали им.

    Когда вы придете домой, то расскажете все, о чем узнали на уроке. Для этого вы откроете учебник на стр.46-48. Лесовичок говорит вам за урок спасибо, он доволен вашей работой.

    Учащиеся выходят к доске и показывая называют птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по предмету окружающий мир 3 класс на тему "Лес - наше богатство!"

    урок содержит  информацию о лесном сообществе, учит бережному отношению к леу,его жителям...

    Урок по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме: Отечественная война 1812 года

    Данный урок дает учащимся представление о событиях Отечественной войны 1812 года и значение для России Бородинского сражения....

    урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"

    Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир"  О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...

    урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"

    урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...

    Презентация викторины по окружающему миру в группе продленного дня (3 класс) на тему: "ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ"

    Данная викторина для учеников 3 класса. В доступной и интересной форме представлены задания, которые направлены на развитие и расширение кругозора ребят. Цель: закрепление и обобщение знаний о зи...

    Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"

    Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....


     

    Комментарии