Проект "Моя родословная"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Шелухина Надежда Николаевна

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.  <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodoslovnaya_1.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Моя родословная
(защита проекта)

Цель проекта: развитие интереса к  истории своей семьи, родословной; воспитание патриотизма, чувства любви к своей семье и гордости за неё; уважительное отношение к ветеранам войны и труда; формировать и развивать личность; развивать партнерские отношения с семьей.

Оборудование: плакаты с изображением генеалогического древа, семейных гербов; выставка детских рисунков на тему «Моя семья»; семейные реликвии, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Дорогие друзья! Мы сегодня поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях и их членах: дедушках и бабушках, мамах и папах.

III. Основная часть.

– Откуда мы родом? «Из детства!» – скажете вы и будете правы.

Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки – знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поименно? Вряд ли. Храните ли вы их вещи: ордена, портреты, письма, дневники, документы? В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ невольно многие семьи растеряли самое дорогое – память о прошлом.

Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества.

 

Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!

Ученица читает стихотворение В. Крючкова.       (Кумарова)

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель – твоя снежинка

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок –

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Каждый гражданин переживает историю своей страны. Кто-то прославил свою фамилию во время войны, кто-то славно трудился.

Знаете ли вы, кто из ваших предков воевал (спросить), кем сейчас работают ваши родители (пусть дети скажут). Мне и всем окружающим приятно слышать, что ваши дедушки и бабушки передали вам фамилию, достойную уважения.

  1. Тема сегодняшней встречи «Моя родословная». (слайд 1)

Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».

- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)  (слайд 2)

- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).

- Кто такой предок? (Древний родственник по роду).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

Ребятам пришлось немало потрудиться, над нашим проектом. Нужно было составить свою родословную и герб семьи, возможно, потребовалось не раз обращаться к старшим…

 Пришло время представить результаты исследований.

В каждой семье есть вещь, которую берегут, передают по наследству из поколения в поколение. Расскажите о своей семейной реликвии.

  1. Выступления детей и их родителей

Я – Асфондярова Анжела Курмангалиевна, родилась в 2002 году

 19 октября.

Мама – Гульнара Гавитовна родилась в совхозе «Первомайский» в 1979 году 20 октября. Она домохозяйка.

Папа – Курмангалей Юсупович, родился на хуторе Гусарка 17 октября 1975 года. Он работает механизатором.

Беседуя с родителями, рассматривая фотографии, я многое узнала о своей родословной. Сначала я расскажу о родных со стороны папы. 

Мой дедушка Асфондяров Юсуп Кипович родился 6 мая 1946 года. Много лет проработал на тракторе в совхозе.

Моя бабушка Насыпа Тлевгалеевна, родилась 18 января 1942 года. Она работала дояркой и телятницей.

Ещё одна моя бабушка, папина тётя – Асфондярова Райса пасла овец. Однажды зимой сильный буран застал её в степи вместе с отарой. Бабушка не бросила овец, сумела спасти всех. За это она получила медаль. За свой добросовестный труд Райса заслужила много наград и грамот.

Мои прадедушка Истелюпов Тлевгалий и прабабушка Калима Тлевгалиевна работали в животноводстве, пасли овец.

Брат папы – Асфондяров Жемгалей Юсупович 1977-го года рождения, работает таксистом.

Двоюродный брат папы Санинов Куангалей Симгалеевич живёт и работает на хуторе Гусарка, двоюродная тётя Санинова Валентина Симгалеевна работает нотариусом в городе Пугачёве.

Родные со стороны мамы

Дедушка Юсупов Камит Гавитович родился в 1943 году, работал трактористом, механизатором.

Бабушка Умбетова Шура Ислямовна родилась в 1947 году, работала дояркой.

Прабабушка Умбетова Нагима. Она работала дояркой. А прадедушку зовут Джарлыганов Каергалий.

Прадедушка Юсупов Карим и прабабушка Юсупова Нагима.

Семьи моих родных были многодетные. В маминой семье родилось     детей. Мы все дружим, с удовольствием ездим друг к другу в гости.

Значение имён членов моей семьи

Гульнара – цветок

Курмангалей - праздник

Меня зовут Кумарова Дария.

Моего папу зовут   Уразгали Зайдышевич.

Это герб нашей семьи      и дерево нашего рода.

Мой род очень древний. Он произошёл от Хромого Тамерлана – воина-кочевника, великого завоевателя, покорившего много земель. Род называется Аллаша, что в переводе означает «дорога», то есть мои предки жили в дороге – они  были кочевниками.

Мы принадлежим к младшему джузу Алтын бас, что означает «шестиглавые». Это были непобедимые воины –кипчаки. Бесстрашные и отважные в бой они шли первые.

 Даже сейчас в нас, потомках этого великого рода просыпается тяга к дороге – путешествиям. Воины от природы мы стараемся быть впереди. И всегда стремимся к поставленной цели.

Мою маму зовут Елена Васильевна. Она славянка по происхождению. Мамочка – добрая, нежная, красивая. Нам – своим детям, она дарит заботу и ласку. В её руках всё спорится. Она увлекается рукоделием: вяжет, шьёт и вышивает. И нас с сестрой Динарой учит этому.

Меня зовут Осипов Андрей

Я расскажу про своего прадеда Алаева Сатвала Михайловича (Алаев Михаил Михайлович)

Мой прадед родился 2 августа 1934 года. Он вырос в селе Большая Тарасовка. Был шестым ребёнком в семье, но пятеро детей до него умирали по разным причинам. Поэтому, как только родился прадед, его отдали соседям, и назвали Сатвалом, что означает «купили». У соседей дед жил 40 дней.

Всю жизнь прадед жил одним ребёнком в семье. может, поэтому у него самого было шестеро детей, среди них моя бабуля Оля.

Мой прадед был ветераном труда, у него есть медали за доблестный труд. Две из них достались на память о нём моему отцу. Мы очень дорожим памятью о своём прадедушке и будем дальше передавать медали по наследству.

Учитель: Мой вам совет: не выбрасывайте свои работы, храните для своих будущих детей, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

  1. Много интересного узнали мы о ваших родственниках. А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья – группа родственников, живущих вместе. (С.И.Ожегов) слайд 3

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении А.Кондрашова:

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миша, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.      (5 человек)

  1. Учащиеся представляют присутствующим гербы своих семей.

Дермелев Николай  

Пингвин – добрый. Сильный, хорошо выдерживает все испытания.

Гузева Ольга

Виноград – дружная семья

Дасаева Зимфира  

Конь – сильные, стойкие,мудрые.

      Я расскажу про наши увлечения.

Ну во-первых,

Это вовсе не секрет

Нас дружнее в мире нет.

   Очень любим мы друг друга

Друг без друга всем нам туго

Вместе крепкая семейка –

Нас попробуй-ка расклей-ка!

(исполняет башкирский танец)

Что ж, юные исследователи здорово потрудились.

  1. Гадетский Никита познакомит нас с пословицами о семье, о семейных традициях, загадает загадки.
  2. Дети читают стихи

Мама с папой моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий  Тишка.

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папа мой не просто папа

Он мне самый лучший друг!

Мы с ним маме помогаем

Во дворе качели. Мостик

Сделал папа для ребят

«золотые руки просто»-

Все соседи говорят.

На щеках у мамочки

Две волшебных ямочки

И, когда она смеется

Свет такой лучистый льется,

Что подснежники растут

Прямо на глазах цветут

Мама – солнышко мое!

Я – подсолнечник её!

Хорошо счастливым быть,

Мамочку свою любить.

  1. Песня «Детские мечты» Сизова Оля

Папу видим очень редко

Через месяц – вот беда,

Что поделать – на работе

Нужно быть ему всегда.

Этот график непонятный –

Придумать кому-то  было не лень! –

По-научному зовется

Ненормированный день.

Если ж вспомнить нам охота,

Папы нашего портрет…

                   Достаем тогда мы фото…

                   Посмотрели… Всё, привет!

Мама тоже в школе занята,

Вечно вся в работе там.

                   Так что бабушка, похоже,

Это наша мама тоже.

                Парадоксов полон свет,

Хоть поверите, хоть нет,

Учит в школе мать чужих,

Бабушка…растит своих.

Загрустила бабушка. Бабушка родная

На руки склонилась голова седая

Убежало тесто. Потерялся кот –

Не волнуйся бабушка, - Это все пройдет

Расцелую крепко я все твои морщинки

Повяжу красивую новую косынку.

Толстый кот на кухне, просто мука с ним

Что же делать бабушка, мы его простим?

Заварила чай я, пироги готовы

Прошепчу на ушко ласковое слово

Обниму покрепче бабушку мою

«Понимаешь, бабушка, я тебя люблю»

  1. Песня «Бабушкина горница»

                   Так и живем, хоть и трудно бывает,

В жизни всегда огорчений хватает,

Счастье и горе, провалы – успех,

Парою ходят и слезы, и смех.

                Было б куда эти слезы нести,

Душу свою было б с кем отвести.

Только семья – это пристань для счастья,

Только она сохранит от ненастий.

        Вот потому скажем мы, не тая:

        Счастье для нас –

         Это наша семья!

                         В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы дружно живем.

Основа основ – родительский дом.

  1. Песня «Моя семья»

 IV. Заключительная часть.

Да, все мы родом из детства – с этих слов начинали мы праздник, а на всем его протяжении старались доказать их справедливость. Теперь мы с вами всегда будем помнить, откуда мы родом.

– Откуда же мы все родом – и вы, и ваши родители, и предки, и знакомые, и друзья?

Все мы родом из огромной страны, имя которой – Россия!

 Заканчивая сегодняшний праздник, хочется сказать большое спасибо и родителям и детям.

Я думаю, что этот праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться. Слайд 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...