Урок Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Растительный и животный мир тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okrukzhayushchiy_mir.doc48.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_tundra.pps469 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7.

Открытый урок во 2 «Б» классе по окружающему миру.

Тема: "Природные зоны холодного пояса. Тундра".

Разработала

учитель начальных классов

Аракелян Г.В.

Армавир 2009

Открытый урок во 2 «Б» классе по окружающему миру.

Тема: "Природные зоны холодного пояса. Тундра".

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи: 

1. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями.

2. Установить зависимость растительного и животного мира Тундры от её природных условий.

3. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны, т.е. над решением экологических проблем.

4. Развивать познавательный интерес учащихся,

5. Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,

6. Воспитывать культуру поведения.

7. Воспитывать любовь к своей Родине

Оборудование:

Демонстрационное 

  1. демонстрационная карта природных зон России,
  2. компьютер,  CD диск с изображением изучаемых объектов, мультимедийная установка.

Индивидуальные: 

  1.  учебник .

Ход урока

I. Организационный момент.


Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 

- С какой природной зоной мы уже знакомы? ( АРКТИКА)

- Что вы узнали об Арктике? (это зона ледяных пустынь, природа сурова, море и суша круглый год покрыты   толстым слоем льда, который достигает толщины трёхэтажного дома.)

- Хорошо, молодцы. А сейчас проверим, как вы знаете обитателей  Арктики. Отгадайте кроссворд. ( слайд)

1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери. (рачки)

2. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден. ( морж)

3. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. (кайра)

4.Представитель ластоногих, прекрасный пловец. (тюлень)

5.Морской зверь, достигает в длину 15-18 метров. (кит)

6.Рыба- обитатель северных морей. (сайка)

7. Птица- прекрасный рыболов.(чайка)

- Кого мы забыли из обитателей Арктики? ( медведя)

- Что вы можете сказать об этом животном?

- А кто мне скажет, какая связь между медведем и водорослями?

( цепь питания). (слайд)

Составьте цепь питания.

III. Работа над новым материалом.

- Посмотрите на карту природных зон. Сегодня мы познакомимся  ещё с одной природной зоной, которая расположена южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей. Это тундра.

                                                        (слайд)

Её площадь составляет 3 млн.кв. км. Это 13% площади всей территории России.

- Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная» земля.

Зима долгая, холодная , длится 8-9 месяцев. Температура достигает до минус 50 градусов. Снег и мерзлота, которая уходит на глубину до 500м.

Но за зимой приходит весна, а затем лето , которое длится не более 2-3 недель. Днём температура летом достигает от 10 до 25 градусов тепла. Скажите, а как отразится на почве такое тепло? (Она оттает, будет много воды)

Там действительно много воды. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

- Ребята, к концу урока мы с вами должны будем выстроить модель экологической пирамиды для тундры.

( слайд)

- Что у нас будет в основании? (почва, болота)

- Почва есть. Чему она даёт жизнь? (растительности)

А какая она? Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?       (Берёза).  

                                           

(слайд)

- Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях.

- И вот эту красавицу берёзку, стройную, высокую, попробуем поселить в тундре.

- На какую глубину  в почву уйдут корни?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ( эмпатия)

Вы устали. Встали и представили себя берёзкой. Как расположены ветви у берёзы?

- Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали ?

Ветер раскачивает берёзки всё сильнее и сильнее. Скорость ветра  усиливается с каждой минутой: 50, 80,100км/ч.  Ветер достигает ураганной силы 150 км\ч. Что с нашей берёзкой?

V. Продолжение темы урока.

-Да, наша красавица берёзка там не устоит. Но я точно знаю, что берёзы там есть. Какие они?

- Какая у неё будет наземная часть? ( маленькая)

- Верно, она очень маленькая и стелется у поверхности , прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках. Помимо берёзы здесь произрастают  другие растения и грибы.

                                               

( слайд растения)

Перечисляю с экрана, Эти выносливые растения-главные кормильцы в тундровых экосистемах.  

                                                         

( слайд).

- Скажите пожалуйста, что мы дальше поместим в нашу пирамиду?  (растения)

- Чем они являются в тундре? ( кормильцами)

-А для кого?

- А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?

                                                   

( слайд животные)

-Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите на доску.

1. Какая одежда?

2. какая окраска?

3. Какие размеры?

4. Какая форма тела?

описание оленя, лемминга. (куропатка).

( слайд)

- Пирамида заполнена, а как же происходит движение веществ в условиях тундры?

(почва оттаивает, на почве произрастают растения, ими питаются олени, лемминги куропатки, а ими в свою очередь - волки ,песцы, совы).

Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.

Но тундра не такая бесплодная. Огромные запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись в тундру вездеходы, тракторы, а так как там почва болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Провели газопроводы. И если сейчас пролететь над тундрой, то перед глазами возникнет израненная земля. Мхи и лишайники, попавшие под гусеницы, практически не восстанавливаются. Вот оленье стадо остановилось у газопровода. Задние напирают на передних - давка, обезумевшие животные  давят друг друга. Как примирить трубопроводы и оленей?

IV. Итог урока и домашнее задание.

Давайте опять вернёмся к пирамиде и подумаем над тем, что мы возьмём с собой на нашу десятую экологическую планету « Мира и дружелюбия»? Мне кажется, что хищников не стоит брать, пусть животные живут себе спокойно…

Или у вас другое мнение?

(    ).

Значит, переносим всё и вездеходы, и трубопроводы…..

Дома прочитайте всё о тундре и попробуйте решить проблемы, которые возникли на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арктика

Слайд 2

А Р К Т И К А Ч Й К А Е Л Ю К Т С А Й А О Ж А Й Р А Ь Н Р Ч К И М

Слайд 4

Тундра

Слайд 5

25-40 см вечная мерзлота

Слайд 7

карликовая берёза

Слайд 8

лишайники мхи грибы морошка

Слайд 9

25-40 см вечная мерзлота растения

Слайд 10

сова медведи лемминг песец лисица олень

Слайд 11

Какая одежда? Какая окраска? Какие размеры? Форма - ? шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха белая, светлая, меняет окраску различные

Слайд 12

25-40 см вечная мерзлота растения олень, куропатка, лемминг волк, сова, песец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...