Интегрированный урок окружающий мир, информатика "Художники XIX века. Возможности графического редактора Paint» 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Кузнецова Елена Борисовна

В  работе представлен интегрированный  урок   по окружающему миру и информатике в 4 классе по ознакомлению с новым материалом. Урок сопровождается электронной презентацией  и проводится в компьютерном классе,  так как в процессе обучения имеет место   использование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)  и практическая  работа обучающихся.  Использование ЦОР позволяет обеспечить интерактивную атмосферу урока, разнообразить деятельность учащихся. На уроке предусмотрена релаксация и рефлексия.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznecova_elena_borisovna.doc947.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  начальных  классов:  Кузнецова Елена Борисовна

 Учитель  информатики:            Давлетова Наталья Владимировна        

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вольска Саратовской области»

Предмет: окружающий мир, информатика

Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 4, универсальный (14 учащихся)

Тема урока: «Художники XIX века. Возможности графического редактора Paint».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Приобретаемые навыки детей:

определение жанра живописи; самостоятельная деятельность;

работа с мышью, клавиатурой, инструментами графического редактора

Технологические особенности

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК с выходом в Интернет, презентация по теме урока, раздаточный материал

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru: Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи.  Картины художников 19 века: «Кружевница» (N 109727), «Портрет А.В.Тропинина» (N 109682),  «Аленушка» (N 109776), «Богатыри» (N 109745), «Царь Иван Васильевич Грозный» (N 109732), «Вечерний звон» (N 109889), «Март»                   (N 109793), «Над вечным покоем» (N 109700), «Рожь» (N 109735), «Утро в сосновом лесу» (N 109790).

Интегрированный урок с использованием ЦОР

План-конспект урока

Цели и задачи:

Образовательные:

Познакомить с художниками 19 века, их творчеством;

Формировать навыки самостоятельной деятельности, используя возможности графического  редактора "Раint" 

Развивающие:

Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, логического мышления, навыков работы с мышью и клавиатурой

Воспитательные:

Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к русской живописи, информационную культуру,  внимание, аккуратность

Ход урока

  1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята!

-  Мы рады вас  видеть на уроке!

 - Я думаю, что  сегодняшний урок будет для вас интересным  и познавательным. (Слайд 1)

- Результаты своей деятельности вы  будете заносить в  «Таблицу успеха»  и  сами сможете оценить свою работу в конце урока.

Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

  1. Актуализация знаний

Учитель  начальных  классов:

2.1. Фронтальный опрос

- Какую большую тему  мы изучаем? (искусство России  19 века)

-Как  ещё называют  этот  век? Почему?  C   какими   видами   искусства 19 века   мы  уже  познакомились?

      -Что   такое  искусство?  (Искусство – высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности)

- С какими видами  искусства мы уже познакомились? (архитектура, музыка, живопись, литература) (Слайд 2)

- Для  чего  мы  изучаем  искусство? (для того чтобы разбираться в живописи, поэзии…..быть интересным собеседником).

- Очень важно знать как можно больше об  искусстве, культуре и истории своего народа,   ведь  без прошлого нет настоящего и будущего.

   - Внимание на экран. (Слайд 3)

Задание.

  Обучающимся представлены картины.

К какому виду искусства  относятся все эти  произведения? (живопись)

- Что   такое   живопись? ( Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий)

-  Какие  жанры  живописи  вы  знаете?  (портрет-изображение  человека, пейзаж- картина о природе, натюрморт – изображение различных предметов, иконопись)

    - Определите  жанр  каждой  картины. Докажите.

-А к какому  веку  относится  каждая  картина? Почему  вы  так  думаете? ( до 18 века -иконопись - культовая живопись (лики святых, сюжеты  на библейские  и мифологические темы) , 18 век- библейские, мифологические сюжеты, «парадный портрет», портрет (Иван Аргунов Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий)

   - А  к  какому  веку  относятся  эти  картины?

Оцените свою деятельность 

3.     Сообщение темы и  постановка цели урока

    Учитель  начальных   классов:

 - Как  вы  думаете,  о  чем  пойдёт  речь  на  уроке? Какова   тема  сегодняшнего  урока? (художники 19 века) Какова   цель  нашего  урока? ( познакомиться с художниками 19 века, их творчеством и узнать, какие  изменения  произошли  в живописи  этого  периода)

- Чтобы ответить на этот вопрос,  совершим небольшой  экскурс    в мир живописи. Мы познакомимся с  художниками 19 века, их творчеством. Рассмотрим  возможности графического редактора Paint, на  время став художниками, создадим свои картины. (Слайд 4)

  1. Изучение нового материала

Учитель  начальных  классов:

  1.  Рассказ о художниках и их творчестве

19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для   потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства. (Слайд 5)

    Художники 19 века: А.И Куинджи, И.И.Шишкин, К.А.Коровин, И.К.Айвазовский, И.Е.Репин, И.И.Левитан и многие другие. (Слайды 5)

- Давайте  послушаем  ребят, которые  подготовили  сообщения  о художниках.

(Учащиеся выступают с сообщениями о жизни и творчестве художников Левитана и Васнецова, В.Тропинина) (Слайд  6-18)

     «У каждой  эпохи свой, неповторимый стиль, излюбленные мотивы, ритмы, особое  ощущение  пространства  и времени. Научиться их узнавать и различать - значит открыть себе  доступ к духовным  богатствам, накопленными  нашими предшественниками»  В.Гусев (Слайд 19)

  1. Работа  с   учебником  стр.108

   Учитель  начальных  классов:

 -Хотите  стать  исследователями?  Прочитайте  текст  и  ответьте  на  вопрос: Какое  знаменательное  событие  произошло   в российской  культуре  в ноябре 1870 года?

     В 1863 году в художественной  жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешения на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую мастерскую  художников, которая в 1870 году получила в последствии название «Товарищество передвижных  выставок».

-  Что  же  это  такое?  Давайте  разберёмся, что  обозначает  каждое  слово. «Товарищество» – объединение или группа  людей - единомышленников, которые  понимают  и  поддерживают  друг  друга. « Выставка» - это когда  художники  хотят  познакомить людей  со  своими  картинами.  Слово «передвижные» здесь  очень  важно - передвигать перемещать.

- Как вы  думаете, с  какой  целью  организовывали  выставки? (познакомить   простой  народ  с произведениями   русских  художников)

- Дело  в  том, что  в России  до  1870 выставки  картин  устраивались в Москве и Санкт-Петербурге. Посещали  их  знатные  и богатые  люди. Простой  народ  никогда  не  бывал  на выставках  и не  знал,  какие замечательные художники  есть в России. Теперь выставки  стали  передвижными – картины  перевозили  из  города  в  город.

- Как  вы  думаете, как  называли   этих художников? ( Художников, которые  принимали  участия  в  таких  выставках,  называли: художники  - передвижники) (Слайд 20)

  1.  Виртуальная экскурсия  по залам Третьяковской галереи (Слайд 21)

Учитель  информатики:

-Мы с вами  совершим виртуальную экскурсию  по залам Третьяковской галереи и  остановимся   у  полотен  художников-передвижников  19 века.

- Что  изменилось в портретной живописи? (интерес  к личности человека, его душевному  состоянию, изображение его за любимым делом)

-Какие  новые  жанры  живописи  получили  распространение? (пейзаж, натюрморт)

 - Появились  жанры сюжетной  живописи: бытовой,  исторический, сказочный…

- В  начале  девятнадцатого  века  в  живописи происходит отказ от библейско-мифологических  сюжетов,  преклонения  перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, его душевным состояниям, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

   - Какое настроение несут картины, которые вы посмотрели? Как вы определили? (сюжет,  цветовая гамма)

- Сможете  ли определить,  какие цвета вызывают чувство радости и легкости?

Чувство спокойствия и тишины?  Чувство тревоги и грусти?

- Попробуем дать ответ на этот вопрос

  1. Релаксация (Слайд 23)

Учитель начальных  классов:

Ну а теперь творческая пауза.

Вот  возьмём  мы  кисти  в руки

Нарисуем  в воздухе:

Поле, речку, катерок

Получился  натюрморт?

Получился  тут  портрет?

Дайте  мне  скорей  ответ:

Что  же  получилось?

   6.1Возможности  графического редактора  Paint. Работа с цветом и закрашивание областей  (Слайд 22)

Учитель  информатики:

На предыдущих уроках мы познакомились с графическим редактором Paint, созданием простого рисунка с помощью основных инструментов.  Пока мы использовали только черный цвет для рисования. Однако с помощью графического редактора Paint можно создавать и цветные рисунки. Для этого в нижней части окна программы расположена палитра с двадцатью восемью распространенными цветами.

 Можно изменять цвета в палитре с помощью команды меню Палитра * Изменить палитру), либо если вы захотели поменять один из цветов в палитре, щелкните дважды мышью на этом цвете и на экране появится диалог выбора цвета.  Вам будет предложено  сорок восемь основных цветов.

Для создания цветных иллюстраций можно закрашивать кистью карандашом или пульверизатором любые участки рисунка. Для закрашивания больших фрагментов однородным цветом лучше воспользоваться специальным инструментом графического редактора, похожим на ведро с краской, заливкой. Нажмите кнопку в панели инструментов, после чего щелкните мышью внутри контура. Вся внутренняя часть будет закрашена выбранным цветом

Если вы хотите рисовать цветом, который уже есть в рисунке, следует воспользоваться пипеткой; Выберите этот инструмент в панели инструментов, после чего щелкните мышью на любом цвете в рисунке. Выбранный цвет появится в поле, и далее вы будете работать с ним.

В практической работе мы будем работать с цветом и закрашиванием областей.

Цвет для своих работ вы должны подбирать так, что бы они соответствовали вашему настроению и настроению вашей картины.

Какую цветовую гамму подобрали бы вы? Почему?

6.2. Практическая работа

Учитель  информатики:

При написании своих картин художники пользовались кистью и красками. В 19 веке  возникла техника живописи, которую назвали ПУАНТИЛИЗМОМ: рисунок составлялся из разноцветных точек, наносимых кистью на холст. (Слайд 25)

Подобный принцип используется и в компьютерах. Вам предстоит выполнить творческую работу по созданию цветных картин, используя  наброски и возможности графического редактора Paint о которых мы с вами говорили. Цветовую гамму и средства для раскрашивания вы выбираете сами.

Рабочий стол – картина – открыть изображение с помощью редактора Paint

6.3. Выставка работ (просмотр картин учащихся; вывод изображений  через локальную сеть на экран)

Учитель  начальных  классов:

Оцените свою деятельность 

- Достижения и завоевания русской живописи 19 века, в котором себя проявили русские художники, имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками  навсегда обогатили русскую культуру. (Слайд 26)

    7. Закрепление   изученного материала

Учитель  начальных  классов

 Работа в парах

Обучающимся   предлагается три варианта заданий.

- Перед вами картины художников 19 века. Через минуту вам предстоит ответить на вопрос, кто автор картины, к какому жанру живописи она  относится  и почему.

                                                      Карточка №1

Можете ли вы согласиться с тем, что картина    написана в жанре «портрет»?

Ваше мнение / позиция

Мы согласны / не согласны

(нужное подчеркнуть)

Объяснение (аргумент)

потому что __________________

_____________________________

Определите автора  и  названия  картины

Карточка №2

Можете ли вы согласиться с тем, что картина   написана в жанре «натюрморт»?

 Веке?

Ваше мнение / позиция

Мы согласны / не согласны

(нужное подчеркнуть)

Объяснение (аргумент)

потому что ______________

________________________

Определите автора и названия  картины

                                                                   

Карточка №3

Можете ли вы согласиться с тем, что картина   написана в жанре «пейзаж»?

Ваше мнение / позиция

Мы согласны / не согласны

(нужное подчеркнуть)

Объяснение (аргумент)

потому что _________________

__________________________

Определите автора и названия картины

Проверка работы в парах ( устный  опрос)

-Какие же изменения   произошли  в  русской  живописи  19 века?

Оцените свою деятельность 

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель  начальных  классов:

- Сегодня на уроке мы  (Слайд 27)

узнали   (о творчестве  художников 19 века, какие изменения  произошли в живописи   19 века)

научились (создавать картины, используя возможности графического редактора Paint)

повторили  (жанры живописи, виды искусства)

Какое впечатление оставил у вас сегодняшний урок? (Слайд 28)

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

- Подведем итоги, выведем результаты  таблицы успеха.

Выставление оценок  за урок.

8.  Домашнее задание: (Слайд 29)

Учитель начальных  классов:

 Подготовить проекты по одной из тем:

Третьяковская галерея

Мой любимый художник

Старинная архитектура нашего края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100" 3 класс "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint инструмент выделение и выделение произвольной области объекта".

Технологическая карта и презентация к уроку информатики по теме "Состав и действия предмета. Графический редактор Paint: инструмент выделение и выделение произвольной области".Тип урока: &la...

Технологическая карта урока информатики «Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка» (УМК Горячев А.В. 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об общих и особенных признаках предмета; формирование практических умений работы с графическим редактором Pow...

Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...

Технологическая карта урока информатики «Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка» ("Информатика в играх и задачах", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов группы, по формированию умения создавать одинак...

Технологическая карта урока по информатике, УМК "Школа 2100", 4 класс, тема: "Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Графический редактор Paint (копировать - создание и сохранение рисунка)"

Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритма, выполнять действие «копировать» в графическом редактором PaintЗадачи урока:...

Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100". Тема: "Алгоритм с параметрами. Графический редактор paint (создание и сохранение рисунка)" (4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять алгоритмы с параметрами, работать с графическим редактором paint: создание и сохранение рисунка на тему «Осенний лес»Задачи урока...