Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Данный урок разработан в рамках новых стандартов (ФГОС). На уроке дети знакомятся с открытиями , которые были сделаны в 19-20 века. В часности большое внимание уделяется развитию машиностроения в нашей стране. На уроке показаны различные формы развития познавательной деятельности. Дети определяют цели урока и находят пути их достижения. Учатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

в 3 классе  по программе «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания об открытиях, сделанных в 19-20 веках

Задачи урока:

формировать универсальные учебные действия учащихся;

- познакомить с открытиями, сделанными в 19-20 веках;

-развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир;

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник  «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, кроссворд,  мультимедийный проектор, презентация,  предметные картинки, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

                                                      Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности. 

 Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Занимайте свои места, устраивайтесь удобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. – И так, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание надобности к повторению.

Учитель. Давайте вспомним,  какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

Дети. Что создавалось трудом человека? 

 Учитель: Как вы думаете, на каком заводе легче работать, там где много машин, или там, где все делается руками?

Ученики: Легче было работать там, где были машины.

                           

Учитель.  Какие же изменения произошли на фабриках, когда люди придумали механизмы и машины?                                  

Дети: Машины облегчили труд рабочих. Повысилась

производительность труда.

Учитель: Создание механизмов и машин, способствовало тому, что в России начали работать заводы и фабрики. Давайте посмотрим в толковом словаре значение слов «завод», «фабрика». Сверим свои ответы с текстом в учебнике.

Ученики сравнивают значение слов.

Учитель: С чего началось развитие промышленности в России? (мануфактур)

Учитель: Какие вы знаете первые предприятия во времена Московской Руси?

Учитель: Чтобы произвести на заводе,  какой -то продукт, что необходимо?

Ученики: Сырье.

Учитель: Откуда его берут?

 Ученик: Сырье получают из полезных ископаемых.

(Работа по РТ с.24 задание 55) условные обозначения полезных ископаемых.

Учитель: Как вы думаете, если появились заводы и фабрики, то люди сразу стали жить богато и сыто?

Дети: Нет. Еще были бедные люди, которые работали на богатых.

Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Свидание» и составьте словесный портрет мальчика, используя слова на с. 99. Слайд №1(картина «Свидание»)

Учитель: Что еще нового было изобретено людьми?

(сообщение ученика о железной дороге) (работа по РТ с.22-23)

3.Постановка учебной задачи.

 Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели и  темы урока.

Учитель: Почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда?

 Ответы учеников.

Учитель: Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

1.Это изобрели, чтобы лучше охотится на животных. (оружие)

2. Ящик для 1-колесного транспортного средства. (тачка. изобрели в Греции)

3. Древнейший вид военной техники.(колесница) (2600 лет до н.э.)

4 Устройство для передачи информации на расстоянии. (радио. 7 мая 1895. Попов)

5.Безрельсовое транспортное средство,  передвигающееся с помощью проводов.(троллейбус. Германия 1880 г.)

6. Всемирная компьютерная сеть. (интернет. начал свою работу в1983 г.)

О т к р ы т и я

Учитель: Тема нашего урока» Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»

   Одно из важных открытий это изобретение парохода. Слайд №2(пароход «Елизавета»)

      В России первый колёсный пароход – «Елизавета» для линии Петербург – Кронштадт был построен в 1815 г., имел водоизмещение 80 т, скорость 5 узлов (9.26 км/ч) Самоходное судно, на котором в качестве главной энергетической установки служит паровая машина. Появление парохода было обусловлено изобретением паровой машины и судового движителя непрерывного действия – гребного колеса.

  1. Физминутка.                                                       *музыка,слайд

                                                                                 

   Учитель:  Перевозить груз на пароходах было дорого, поэтому использовали дешевую силу, бурлаков. Слайд №3 (картина Репина «Бурлаки на Волге» Описание картины   уч.  С. 104) 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действия.

Учитель: Что было еще изобретено?

                Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника  перед  

                статьёй на  стр.105 учебника. (начало 2 абзаца)

Учитель: На основе своих собственных знаний вы можете ответить на этот вопрос? (ответы детей)

Учитель: Знаний у нас не хватает. Где мы можем найти ответы на вопросы?

Прочитайте нас.105  2 абзац.

Учитель: Что узнали? Как называли в народе первый автомобиль?

Ученик: Карета без лошади.

Учитель: Какова была скорость первого автомобиля?

Ученик: 20 км. в час.

Учитель: Как назывался первый российский автомобиль?

Ученик: «Руссо – Балт» Слайд №4 (автомобиль)

   Руссо - Балт — марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге  Первая модель автомобиля выпущена 26 мая 1909 г.  Машина превзошла все ожидания конструкторов. Уже в следующем году на ралли в Монако авто с эмблемой “Руссо -Балт“ преодолел без единого прокола или поломки более трех тысяч километров и выиграл гонку. Это был триумф и национальная гордость.    Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например о прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.

 5. Самостоятельная работа по карточкам

Цель: расширение кругозора учащихся.

Учитель: Заполните ленту времени «Развитие автомобилестроения в Советском Союзе»

(идет показ слайдов по годам) Слайд №5 - №13 

                                                                                                                                                                                                                                               

Учитель: Составив ленту времени, мы узнали, как развивалось автомобилестроение в нашей стране.

5.Первичное закрепление. 

Цель: Установить осознанность усвоения нового материала. 

Работа в группах ( по 2 человека)

6.Самостоятельная работа

Цель: Организация деятельности по развитию воображения.

Учитель: Все мы, наверное, смотрели фильмы про фантастику или читали известных писателей фантастов. Так многие из них наверняка представляли, каким будет автомобиль будущего.  Очень  часто,  этот автомобиль представляли летающим, часто в виде летающий тарелки, а иногда и совсем необычным. Так давайте взглянем на автомобиль нашего времени и предположим, каким он будет лет через 20-30-50. Нарисуйте  рисунок, каким ты представляешь себе автомобиль будущего.

     

7. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.

-Вам понравился урок?

- Что было легко? Что было трудно?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания в области новых открытий?

 -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю)

-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

 Информация о домашнем задании.    *слайд с записью дом. задания

С. 101-107 ответить на вопросы в статье. Работа по рабочей тетради с.25 №56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Открытия, которые совершил человек в 19-20 веке"

Презентация это не просто украшение урока, она позволяет более полно  освоить изучаемый материал. Данная презентация расширяет кругозор детей, позволяет им соприкаснуться с миром искусства....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

Ошибки, которые совершать нельзя родителям.

Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта,  понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребё...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Эмоции человека". Программа "Школа 21 века"

Урок окружающего мира в 4 классе  по теме «Эмоции человека»Задачи урока:- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, их многообразием,  со спосо...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Опорно – двигательная система человека» УМК «Школа XXI века»

Урок окружающего мира в 4 классе  направлен на изучение костно-мышечной системы человека и о значении правильной осанки при ходьбе и при сидении.Планируемые результаты:Предметные: понимать как пр...

Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...