"Взаимосвязь профессий" Урок по окружающему миру
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Давыдова Елена Геннадьевна

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса "Взаимосвязь профессий" по учебнику А.А. Вахрушева. Рассматривается подробно на примере изготовления хлеба в форме игры "Путешествие Колобка" . Вывод: все профессии между собой взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davydova_okr.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Давыдова Елена Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 1245 ЮАО г. Москвы

Тема урока: «Взаимосвязь профессий»

                     По учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА

  1. Расширить кругозор представлений ребят о профессиях, познакомить их с деятельностью людей за пределами города.
  2. Рассказать о том, что каждая вещь по мере своего изготовления проделывает долгий путь превращений, которые выполняются людьми разных профессий и взаимосвязаны между собой.
  3. Кроме этого, ребята знакомятся с тем, что путь каждой вещи, то есть продукта человеческого труда начинается из природы.
  4. На примере истории колобка, то есть технологической последовательности производства хлеба, сформировать у учащихся представление о материальном производстве вообще и о профессии как о высокой квалификации труда людей.

Оборудование: презентация, карточки  с названиями профессий, колоски и зерна пшеницы.

ХОД  УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Наличие на партах необходимых школьно-письменных принадлежностей (учебник, тетрадь, карандаши, значки-колобки для рефлексии, конверты с заданием).

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ

СИТУАЦИИ

У.: - Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем?

Д.: - (В городе)

У.: - Что такое город?

Д.: - Город - это крупный центр, где живет много людей.

У.: —Каждый день у нас возникают какие-то потребности. Кто их выполняет.

Д.: - Люди, которые живут в городе.

У.: - Что общего у этих людей?

Д.: - У них есть профессия.

У.: - Что такое профессия?

III. СОВМЕСТНОЕ «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО

У.: - Давайте совершим вместе с булочкой путешествие, чтобы узнать откуда она появилась, а помогать в этом нам будет Колобок. Отвечать будут ответственные в каждой группе у кого лежит Колобок. 1. Откуда булочка по вашему мнению попала к нам?

 Д.: - Из магазина.

У.: 2. - Кто ее вам продал?

Д.: - Продавец.

У.: 3. - Из чего испекли булочку?

Д.: - Из теста.

У.: 4. - Где ее испекли?

Д.: - На хлебозаводе.

У.: 5. - Кто приготовил тесто и испек булочку?

Д.: - Пекарь.

У.: 6. - Из чего сделали тесто?

Д.: - Из муки.

У.: 7. - Где приготовили муку?

Д.: - Мукомольный завод.

У.: 8. - Кто приготовил муку?

Д.: - (Рабочий завода мукомол).

У.: 9. - Из чего приготовили муку?

Дети: - Из зерна.

У.: 10. - Откуда взяли зерно?

Д.: - С полей. (Показать колоски с зернами пшеницы).

У.: 11. - Кто собрал зерно?

Д.: - Комбайнер.

У.: 12. - Кто вырастил зерно?

Д.: - Полевод.

У.: 13. - Как он вырастил зерно?

Д.: - Тракторист весной вспахал землю и посеял.

На доске:

булочка - магазин - продавец тесто - хлебозавод - пекарь мука - мукомольный завод - мукомол зерно - поле - комбайнер полевод тракторист

У.: — Вот мы с вами и открыли тайну булочки, совершив вместе с ней это путешествие.

Д.: - 1. Человек занимающийся определенным делом.

  1. Хорошо делает свое дело.
  2. Делает для всех людей.
  3. Учится этому делу.
  4. Получает за него деньги.

У.: - Назовите профессии людей с которыми каждый из нас сталкивается в

городе и что они делают (чем они занимаются?) Д.: - (Врач, учитель, продавец, милиционер, дворник, мастер и т.д.). У.: - Как вы думаете, ребята, зачем в городе так много профессий? Д: - Каждый человек не может в городе делать все сам. Люди ведут общее хозяйство.

У.: - Что люди в городе производят в результате своего труда?

Д.: - Вещи.

У.: - Да, нас окружает множество вещей.(Показать детям вещи). Вы могли

бы например обойтись без стула на котором вы сидите?

Д.: - Нет. Это мебель. Она нам необходима для удобств

.У.: - Кто его сделал?

Д.: - Столяр.

У.: - Зачем вам нужны учебники, которые лежат у вас на партах? Д.: - Мы по ним учимся.

У.: - Кто их сделал для вас?

Д.: - Рабочий типографии.

У.: - Мы могли бы обойтись без одежды и обуви?

Д.: - Нет. Мы ее одеваем по погоде.

У.: - Значит, мог бы жить человек без всех этих вещей?

Д.: - Нет, они ему необходимы в жизни.

У.: - Ребята, я вас правильно поняла, что все, что необходимо для жизни

можно найти в городе? Д.: - Да, можно.

У.: - Имели бы люди эти вещи, если бы существовали только те профессии,

которые вы назвали?

Д.: - Нет, не имели бы.

У.: - Значит вы имели дело в своей жизни с людьми далеко не всех профессий и не все профессии вам знакомы.

Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

Д.: - О профессиях.

У.: - Правильно, (повесить «Профессии»).

Каждый день мы с вами едим хлеб, а откуда он берется? Нам поможет разобраться в этом главный герой сказки, которую вы все знаете. Кто это? Д.: - Колобок.

У.: - Мы все знаем и любим этого сказочного героя. Ведь колобки бывают не

только в сказках. Как вы думаете почему?

Д.: - Потому что Колобок - это хлеб, который можно купить в магазине.

Д.: — Долго ли, быстро ли мы с вами добрались.

У.: - С чего началось путешествие Колобка?

Д.: - Зерно, мука, тесто, булочка.

У.: - Откуда Колобок начал свое путешествие?

Д.: - Поле, мукомольный завод, хлебозавод, магазин.

У.: — Люди каких профессий принимали участие в его  изготовлении?

Д.: - Комбайнеры, трактористы, полеводы, мукомолы, шоферы, продавцы.

У.: - Давайте разыграем взаимоотношения людей этих профессий.

Работа с презентацией: расположите картинки по порядку, расположи цепочки по порядку.

У.: - Вот вы видите как много людей разных профессий подарили нам булочку и все взаимосвязаны, так как без них булочка не закончила бы свое путешествие.

Но путешествуя с места на место булочка выбрала для себя транспорт: она попала в магазин?

Д.: - На специальном автомобиле.

У.: - Как зерно, мука попали на завод?

Д.: - По железной дороге, в вагонах.

У.: - Какой сложный путь проходит зерно, чтобы стать булочкой, как много людей принимают участие в ее изготовлении и все взаимосвязаны и хорошо знают свое дело. Какие вы знаете разновидности хлеба?

У.: - Какое природное явление необходимо, чтобы собрать хороший урожай хлеба?

 Д.: - Дождь. (Физкультминутка).

                                               «Дождь пошёл»  

           (ученики стоя повторяют движения за учителем).Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх) И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)

Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)

У.: - Как мы с вами должны относиться к хлебу, в котором так много труда людей, сколько много видов транспорта используется для его перевозки всего необходимого, сколько много работают разных предприятий.

Д.: - Беречь хлеб.

У.: - Он очень трудно дается. Хлеб так же дорог, как и сама жизнь.

У.: - Есть очень мудрые народные пословицы о хлебе. Какие вы знаете? « У кого хлебушко у того и счастье», «С хлебом и сила приходит». Работа с презентацией «Собери пословицу», отгадывание загадок.

У.: Хлеб - это нечто большее, чем пища человека. Он выступает как посредник для дружбы и единения людей. Хлебом-солью народ встречает своих друзей. Вот поэтому к хлебу надо относиться бережно и уважительно.

Как вы думаете, ребята, только ли хлеб проделывает такой длинный путь?

Д.: - Нет. И другие вещи тоже.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У.: - Поиграем сейчас по группам в игру. А кто может продолжить этот путь? Д.: - Химик, который не может обойтись без веществ, которые добывает из земли рабочий.  Прведите другие примеры.

V. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

У.: - А теперь вы сами попробуйте указать путь вещей я даю вам вещь и путь. Каждый участок пути вы пронумеруете. (Блюдце, платок, носок, гвоздь, платье).

У.: - Я даю вам сигнал по которому вы приступаете к работе. (2-3 мин.).

У.: - 1. С чего начинается путь вещи?

  1. Откуда вещь начала свое путешествие?
  2. Люди каких профессий помогают путешествию вещи?

У.: - Транспорт участвует везде. Откуда начинается путь каждой вещи?

Д.: - Из природы.

У.: - Какой путь проделывает каждая вещь?

Д.: - Длинный путь.

У.: Мы с вами убедились на уроке в том, что каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Эти превращения выполняют люди разных профессий. Они не могут обойтись друг без друга.

Куда мы с вами обращаемся , чтобы проверить правильность нашего вывода? Д.: - В учебник.

У.: - Причитаем вывод в учебнике.

VI. ИТОГ УРОКА

У.: - Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Д.: О взаимосвязи профессий.

        РЕФЛЕКСИЯ

Мне понравилось как вы работали на уроке, а как вы оцениваете сами себя?

У вас на партах лежат у всех кружки - это ваши колобки. Если вам было все понятно, то Колобок раскрасит красным цветом, он румяный.

Если вы испытывали трудности, то желтым цветом, мы его допечем, а кто совсем не понял, то оставить Колобок белым.

Прикрепите по очереди, по рядам своих колобков на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Путешествие Колобка. Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс по теме "Взаимосвязь профессий"

В  презентации  для урока по окружающему миру в  1 класс по учебнику А.А. Вахрушева показана взаимосвязь профессий для изготовления хлеба.Дети прослеживают путь Колобка от зернышка до к...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...

Конспект урока ОЗОЖ во 2 классе на тему: "Взаимосвязь человека с окружающим миром".

Цель: формирование понятия о том, что жизнь человека взаимосвязана с окружающим миром.Задачи: знать взаимосвязь человека с окружающим миром; проявлять бережное отношение к природе; развивать вним...

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...