Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Авдеева Надежда Михайловна

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_17.01.2018.docx23.57 КБ
Office presentation icon dikie_i_domashnie_zhivotnye.ppt1.54 МБ
Файл otzyv_na_urok.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 «Г»                 Дата: 17.01.2018г

Учитель: Авдеева Надежда Михайловна

Предмет: окружающий мир.
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Тема: «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Цели:
• создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;
• расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека;
• отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
• формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
• воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
• способствовать расширению кругозора;
• воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
Планируемый результаты:

  • иметь представление о диких и домашних животных
    • знать, в чем состоит различие между дикими и домашними животными
    • прослеживать историю продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным
    • осознавать важность домашних животных для человека .

Основные понятия: Дикие и домашние животные.
Межпредметные связи: история, литература, русский язык

Оборудование: Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса « Окружающий мир» 1 часть, компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных, загадки, карточки – картинки для групп

I этап. Организационный момент. 
Цель – активизация учащихся, психологический настрой на работу
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Настраивать детей на работу.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок.
I этап. Организационный момент.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? 
II этап. Актуализация знаний. 
Цель – подготовка к восприятию нового материала
Личностные УУД: установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Познавательные УУД: формирование логических умений, умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
-  На какие  группы можно разделить всех животных, о которых мы говорили на уроках окружающего мира? ( если у них шесть ног,  если тело покрыто перьями, если тело покрыто чешуёй,  если тело покрыто перьями).

III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы.

Открытие нового:
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
- Посмотрите,  нам прислали посылку. Прочитайте для кого?  (село Полтавка, для 1 класса)  Вам интересно, что в посылке?

- Ребята, а в посылке записка. «Здравствуйте, первоклассники, помогите мне, пожалуйста, разделить этих животных на две группы, угадав правильно, вы узнаете тему урока. С уважением, Незнайка» (дети делят игрушечных животных на диких и домашних)  

- Молодцы, ребята, вы правильно определили тему нашего урока:  «Дикие и домашние животные»  (Слайд 1)

Закончите предложения:

                                             - Думаю, что на уроке я узнаю…

                                         - Я хочу узнать…. (Слайд 2)

Рассказ учителя  « Как появились домашние животные 

(Слайд 3)

Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?   Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

Давным–давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу.

(4 слайд)

И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка,  от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Когда первобытные люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детёнышей этих зверей – поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали. Так многие дикие животные стали домашними. 

- Ребята,  каких  диких животных вы знаете? А почему, мы их считаем дикими? (Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.)  (Слайд 5)

- Назовите домашних животных. По каким признакам мы считаем их домашними?

(Домашних животных разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.)  ( Слайд 6)

Работа по учебнику  с.80  

- Рассмотрите ребята рисунок и найдите на нём диких и домашних животных, назовите их.

-  Р.т. с.64  №2,  с. 65 №3

- Есть и другие группы домашних животных. (Слайд 7)

- С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

Тело в монетках. (рыбы)

- Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (пчела)

Физминутка: Цель: снятие напряжения, усталости  - Отгадайте загадки.
Если дикое животное присесть, если домашнее – подпрыгнуть.

Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (
Еж)

                        Он зимой в берлоге спит,

                             Потихонечку храпит

                              А проснётся, ну реветь,

                           Как зовут его?...(медведь)
Сама пестрая,  Ест зеленое, Дает белое. (
Корова)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (
Баран, овца)
У кого рога длиннее хвоста? (
Коза)
Хвост крючком,
Нос пятачком (
Свинья).
Рыжий маленький зверек
с ветки – прыг, на ветку – скок. (
Белка)

Обежала уж весь лес. Хвост мелькает там и здесь. То не девица-краса – Это - рыжая … (лиса)

Все следы находит точно

    Охраняет склады ночью,

    Уши чуткие и нос – Это друг наш верный    (пес)

      Плотник с острым долотом  Строит дом с одним дуплом (дятел)

Рыжая птичница                                 По лужку он важно бродит,

В курятник пришла,                            Из воды сухим выходит,

Всех кур перечла                              Носит красные ботинки,

И с собой унесла. (Лиса)                  Дарит лёгкие перинки. (гусь)

Работа по учебнику  с.81

Цель – Познакомить учащихся с дикими и домашними животными, их значение для человека
- Ребята, рассмотрите внимательно фотографии и скажите, благодаря каким животным получены продукты и вещи. ( Слайд 8)

  - Благодаря домашним животным  мы получаем многие продукты питания, одежду, транспорт, лекарства, общение.

                                           IV этап.  Закрепление изученного.
Цель – уметь распределять животных домашних от диких.
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
- А теперь закрепим все, что мы знаем о животных. 
Игра “Назови детёныша”.   ( Слайд 9)
- А знаете ли вы детенышей животных?
Сейчас я буду вам называть животного, а вы хором его детёныша:
корова  (телёнок)

Свинья  (поросёнок)

Лошадь   (жеребёнок)

Овца   (ягнёнок)

Коза    (козлёнок)

Собака  (щенок)

Кошка   (кошка)

Курица  (цыплёнок)

Утка    (утёнок)

Игра  «Чьё жилище?»  ( Слайд 10)

дупло

логово

гнездо

хатка

берлога

конюшня

свинарник

овчарня

коровник

курятник

Игра “Четвёртый лишний”( работа парами)

 - Ребята, посмотрите на доску и найдите в каждой строке лишнее животное (рисунки животных). И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним.
• лиса, волк, медведь, коза
• свинья, лось, лошадь, собака
• котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Игра “Угадай, кто это нам даёт?” - Ребята, у меня есть предметы, по которым вы должны определить, благодаря кому мы получаем эти продукты и вещи (яйцо, клубок, молоко, мёд, масло)

Игра «Многозначные слова» - Ребята, давайте вспомним многозначные слова (лисички, норка, мышка, конь и тд)

Работа с пословицами «Крова во дворе – еда на столе», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» - Найдите название животного, определите, какое это животное? Объясните смысл пословицы.

V Беседа об охране животных

Личностные УУД: выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование.
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- А может произойти наоборот, могут ли домашние животные стать дикими?
- Правильно ли поступают люди, бросив животных? (высказывания детей)
Зарубежный писатель Антуан-де-Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете это выражение? Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги.
Не зависимо дикое это животное или домашнее. Не трогайте животных. Лошадь-лягается, коза – бодается, кошка – царапается.

Главная наша задача – бережно относиться к тому, что нас окружает.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Коммуникативные УУД: формулировать умений полно и точно выражать своё мнение, позицию, аргументировать её

 - Что вам больше всего понравилось на уроке?
- О чем бы вы рассказали своим родителям?
- Что бы вы рассказали своим друзьям, которых сегодня нет на уроке?
- Продолжите фразы
 

  • Я знаю…
  •  Я запомнил…
  •  Я смог…

- А теперь выберите свое настроение на сегодняшнем уроке:
красный, зеленый  или  желтый карандаш.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикие и домашние животные

Слайд 2

Цели и задачи урока: Что нам нужно узнать? - чем различается жизнь диких и домашних животных; Чему нам нужно научиться? - распределять животных на диких и домашних. .

Слайд 3

Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

Слайд 4

Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время, число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Слайд 5

Дикие животные Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

Слайд 6

Домашних животных разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.

Слайд 7

Есть и другие группы домашних животных. С хвостом, а не зверь, С перьями, а не птица. Рыбы Домовитая хозяйка, Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком. Насекомые Карп Пчела

Слайд 8

Какую пользу приносят домашние животные человеку? Пища Работа Материалы Общение

Слайд 10

Назови детёныша: корова свинья лошадь овца коза собака кошка курица утка телёнок поросёнок жеребёнок ягнёнок козлёнок щенок котёнок цыплёнок утёнок

Слайд 11

норка

Слайд 12

лисички

Слайд 13

МЫШКА

Слайд 14

Я знаю Я запомнил Я смог



Предварительный просмотр:

Отзыв  на открытый урок по окружающему миру в 1 «Г» классе  по теме:

 «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

 проведённый учителем начальных классов МБОУ лицей №4 г. Ейска     им. профессора Е.А. Котенко

Авдеевой Надеждой Михайловной

       Урок построен Надеждой Михайловной в соответствии с особенностями содержания современного начального образования, то есть формирует универсальные учебные действия. Таким образом учтена ориентация ФГОС на деятельностный подход в обучении, урок отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения. Тип урока: урок открытия нового знания.  Данный урок представлен по ходу изучения раздела НАШ ДОМ И СЕМЬЯ.

    На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  Надежда Михайловна  включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

    На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

   Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом,  учитель  тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

   На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

   Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

   Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

   При постановке вопросов и определении заданий на уроке  Авдеева Н.М. учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

   Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

   Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Учитель начальных классов

 МБОУ лицей №4 г. Ейска

  МО Ейский район                                                      _____________ Зеленая О.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные"

Урок окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России"....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные"

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".

Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные".

Урок для 2 класса с использованием проектных работ детей....

Аннотация методической разработки к уроку по окружающему миру по теме: «Дикие и домашние животные»

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...