урок окружающего мира по теме Луг.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Фёдорова Ольга Аркадьевна

Данный урок окружающего мира по теме Луг. Разнообразие лугов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Луга. Значение лугов для человека».

(4-й класс)

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе.

2.Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

3.Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать,  

   обобщать и делать выводы.

4. Воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Оборудование: гербарий, иллюстрации растений и животных луга,  компьютерная презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, а о каком природном сообществе мы говорили на прошлом уроке? (болото)

а) Графический диктант.

- Запишите знак +, если утверждение верное, знак  -, если неправильное.

1. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.

2. На болотах растут тростник, осока, камыш.

3. На болотах нет лекарственных растений.

4. Трясогузки и стрекозы- самые искусные охотники на комаров.

5. Болота- природные фабрики нефти.

6. Особенно богата болотами зона степей.

7. На болоте растёт насекомоядное растение- росянка.

Ответ: +, +, -, +, - , -, +.

3. Постановка учебных задач.

Загадка.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал! (луг) (слайд)

(видеоролик «Красота луга»)

-Ребята, пока вы будете любоваться красотой луга, подумайте, пожалуйста, какие задачи мы с вами поставим на урок?

-Итак, какие задачи поставим на урок? О чём будем говорить на уроке?

4. Работа по теме урока.

1.Растительный мир луга.

Вы, наверное, все бывали на лугу. Широкой полосой вдоль рек и озёр тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами.

Много растений на лугу! Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. ( слайды         )

2.Животный мир луга.

Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

(Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.)

Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу - коростеля, луговую курочку - перепела. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле.

Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Составление цепи питания.

(мятлик- мышь- коршун)           (клевер- гусеница- трясогузка)

4. Физминутка.

5. Использование человеком луга.

Мы любим гулять на лугу. Нас радует разнообразие красок. Но можно не только любоваться лугом.

Давайте познакомимся со статьёй учебника. (с.33)

Луг - не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для дом.. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов. Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для мира. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.

Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану. Здесь не пасут животных, не косят траву, не собирают лекарственных растений.

Часто бывает, что ребята рвут цветы на лугах, ради забавы ловят бабочек, разоряют гнезда шмелей.

Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).

А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер.

Луг – природное сообщество, где все взаимосвязано между собой, и если нарушается природное равновесие, луг может навсегда исчезнуть. Представьте, что будет, если исчезнуть с луга птицы, лягушки, насекомые?

(Ответы детей).

Вот видите, вы ещё раз доказали, что нельзя вмешиваться в природу, не обдумав последствия вмешательства.

6. Правила поведения на лугу.

Ребята, а как нужно вести себя на лугу?

7. Обобщение учителя.

5. Закрепление изученного.

Викторина «Угадай, что это?» (слайды   )

6. Обобщение.

-О чём говорили на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

Стр. 30-34, читать, зад.19, с.10 (в тетр.№2)

8. Подведение итогов.

Выставление оценок.

б) Слайд № 5. Клевер (гербарий).

      Клевер луговой имеет лилово-красные соцветия. Листья с белыми пятнами в виде буквы «Л». В народе клевер называют  «кашкой». Листья у него тройные. Очень редко можно найти клевер с 4-мя листиками - по народным приметам, такое растение приносит счастье. С наступлением темноты листья клевера складываются, «засыпают», на свету – листочки распрямляются. «просыпаются». Над цветами клевера вечно кружат крупные насекомые. Они питаются нектаром.Клевер- ценное кормовое растение. Самыми лучшими лугами считаются такие, где в большом количестве произрастает клевер.

в) Слайд № 6. Лютик.

      Название «лютик» происходит от слово «лютый», то есть едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика.

      Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушке ярко- золотистые цветки.

Листья разные: около почвы и у основания стебля- округлые, на стеблях- разрезанные на узкие дольки.

       У лютиков есть медовые ямки с нектаром, которыми питаются насекомые.

       Несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение- его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

г) Слайд № 7. Зверобой.

         Почему это растение назвали зверобой, ведь оно зверей не бьет, не убивает. Сохранилось не совсем верное мнение, будто бы зверобой оказывает вредное воздействие на поедающих его животных.

      Цветки некрупные, желтые с  черными полосками, от сорванного цветка выделяется кроваво-красный сок. Над цветками зверобоя всегда много насекомых. Всех их привлекает пыльца.

      Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим почти от всех болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество- он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

5) Слайд № 10. Крот.

        Крот - типичный обитатель лугов. Длина тела-   12-16 см,  хвоста-  2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу,  истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее.

        Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....