Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Гармония.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Значение курса  "Окружающий мир" состоит в том,что в ходе его изучения школьники овладевают основами практика-ориентированных знаний о человеке,природе и обществе,учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире,в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Предмет "Окружающий мир" подкрепляет умения,полученные на уроках чтения,русского языка,математики,музыки и изобразительного искусства.Совместно с ними,приучая детей к рационально-ценностному постижению окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._planir._po_oom_3klass.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 3 класс.

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий,  обеспечивающих возможность продолжения  образования в основной школе, развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание  психолого  – педагогических условий  для индивидуального процесса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения

- всем предметам. Однако каждый из них имеет свою  специфику. Специфика предмета « Окружающий мир «  состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт  обучающемуся  материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование  позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет « Окружающий мир» помогает ученику в формировании  личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно -  зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, в ходе его изучения школьники овладевают основами  практико  – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватно природо – и культуросообразного  поведения     в окружающей  природной и социальной среде. Поэтому данный курс  играет значительную роль в развитии и воспитании личности. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет « Окружающий мир» подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и  математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей  к рационально – ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук и их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ ( метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие.

Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками  « Человек и природа», « Человек и общество».

Содержание курса.

Человек и природа.

Природа – это то, что не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).  Примеры явлений природы:  смена времён  года, снегопад, листопад,  перелёты  птиц,  смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты  и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.

Звёзды и планеты. Солнце. Земля. Глобус. Географическая карта и план. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края.

Водоёмы, их разнообразие.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для жизни растений, животных, людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей  к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, её состав значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Растения родного края.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Животные родного края.

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы.

Природные зоны России.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

Красная книга России.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи.

Человек и  общество.

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения.

Семья. Семейные традиции. Забота о детях.

Младший школьник. Правила поведения в школе. Классный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация, Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздники в жизни общества.

Россия на карте. Государственная граница России.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

Города России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, особенности быта.

Родной край – частица России.

История Отечества. Счёт лет в истории.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.  

Тематическое планирование учебного материала интегрированного курса

«Окружающий мир».  3 класс.

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечания

Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 часов

1

Земля – наш общий дом

Повторение: разнообразие растений и животных. Ознакомление с учебником.

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира.

2

Разнообразие изменений в окружающем мире.

Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей.

Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно – популярной литературой, анализ, нахождение причин  и следствий изменений.

3

Времена года

Периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдения за изменениями.

Знать : причину смены дня и ночи, смену сезонов, старинный календарь.

4

Природные явления и погода

Ознакомление с  понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками.

5

Необычные природные явления

Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь их обозначать условными знаками.

Тест «Природные явления».

6

Температура и её изменение

Формирование понятия «температура». Виды термометров. Значение температуры для живых организмов.

Знать устройство и работу жидкостного термометра. Уметь: измерять, записывать температуру; работать с научным текстом; моделировать, пользоваться измерительными приборами; делать выводы по результатам простых опытов.

Практическая работа.

7

Экскурсия

Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария.

Уметь: выявить осенние изменения у растений; измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания.

Письменный отчёт по группам.

8

Прогноз погоды

Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду.

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в  жизни человека. Уметь: измерять температуру воздуха, воды; составлять условными знаками карточку погоды.

Тестирование

Осенние изменения в природе и в жизни человека  -  4 часа

9 - 10

Осень в природе

Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: листопад, изменение цвета листьев, причины их явлений; как готовятся к зиме животные.

Знать: какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелёта птиц; о положении солнца осенью, об осадках, температуре воздуха.

Презентация

11

Осень в жизни человека

12

Обобщающий урок

Проверочная работа №1

Тела и вещества – 4 часа

13

Тела и вещества. Три состояния вещества.

Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Примеры, подтверждающие выводы.

Знать: что такое «тело», «вещество»; о трёх состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам.

Практическая работа.

14

Состояние вещества

Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества.

Уметь объяснить расположение и движение молекул в газообразном , жидком и твёрдом  веществах.

15

Удивительные открытия

Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле.

Знать: об открытии простейших; о клетке; болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними.

Практическая работа

16

Как всё устроено в природе. Обобщение

Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах

Уметь: определять состояние веществ; ориентироваться в системе полученных знаний.

Свойства воздуха, воды, почвы – 10 часов

17

Воздух и его состав

Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом.

Знать значение воздуха для жизни на Земле.

18

Свойства воздуха

Выяснение, что воздух – это смесь газов.

Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха.

Тест

19

Движение воздуха

Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс.

Знать: что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком.

20

Вода и её свойства

Выявление значения воды для всего живого на Земле

Знать: о значении воды на Земле; об источниках питьевой воды

21

Очистка воды. Берегите воду!

Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды.

Знать: способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование

Практическая работа

Презентация

22

Превращения воды

Выяснение опытным путём, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния.

Знать: как образуется туман, иней, роса. Уметь отличать  три состояния воды в природе

Практическая работа.

23

Круговорот воды в природе

Представление о круговороте воды в природе. Задание: проследить за движением капельки воды  из океана

Знать принцип круговорота воды в природе

24

Почва, её состав

Представление о почве и её образовании, о составе и свойствах. Значение почвы для растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами.

Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы.

Практическая работа

25

Обитатели почвы

Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия  земли. Представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве

Знать: правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

26

Почва - кормилица

Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении её плодородия. Выявление природных разрушителей почвы

Знать способы сохранения плодородия почвы.  Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы.

Тест

27

Обобщающий урок

Проверочная работа №3

Зимние изменения в природе и в жизни человека – 6 часов

28

Зимняя экскурсия в парк

Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоёмов.

Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози.

29

Зимние явления

Сочинить сказку о путешествии снежинки.

30

Растения зимой

Объяснение, как  зимуют кустарники, травы, в чём значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой.

Знать значение снегового покрова для растения.

31

Зима в жизни животных

Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет  лёд на поверхности водоёмов для его обитателей

Знать о зимовке разных животных

32

Зима в жизни наших предков

Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время

Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Доклад по теме

33

Январь – середина зимы

Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период.

Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица.

Практическая работа

Организм человека и его здоровье – 11 часов

34

Организм человека

Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы».

Знать: науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребёнка.

35

Надёжная опора и защита

Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки.

Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук, ног.

 .

36

Мышцы и их значение

Понятие о разнообразии мышц, их значении механизме работы. Гигиенические  навыки по уходу за своим организмом.

Знать: назначение мышц, разнообразие; сухожилия; работа мышц, их тренировка, состояние усталости.

Практическая работа

37

Органы дыхания

Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Работа лёгких. Вред курения.

Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу.

38

Питание и органы пищеварения

Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Возможные заболевания органов пищеварения.

Знать : органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: рассуждать о важности ухода за зубами; разумно относиться к правильному питанию; соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

39

Кровь и кровообращение

Рассмотрение основных функций крови  в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение.

Знать: основные функции крови, её состав; навыки здорового образа жизни;  как беречь и развивать сердце. Уметь: называть органы кровообращения, их функции; измерять пульс.

Практическая работа

40

Органы очистки организма

Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах.

Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения.

41

Органы чувств

Ознакомление с органами чувств человека, как  источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Гигиена этих органов.

Знать:  органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Практическая работа.

42

Нервная система и её роль в организме

Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления мозгом органами. Значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Режим дня и его значение.

Знать: значение нервной системы и её органов в организме; что такое память, её виды и развитие. Уметь : объяснять значение сна, режима дня; «здоровая нервная система»; развивать свою память.

43

Как лечились наши предки

Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Польза бани.

Знать, какими способами лечились наши предки.

Доклад по теме

44

Обобщающий урок

Проверочная работа

Развитие животных и растений – 10 часов

 

45

Весна в неживой природе

Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта).

Знать первые признаки в неживой природе. Уметь: выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; соблюдать экологически грамотное поведение в природе.

Презентация

46

Старинные обычаи проводов зимы

Проверочная работа №2

47

Размножение животных

Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы.

Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о своём потомстве. Уметь: прослеживать последовательность развития живых организмов, варианты решения экологических проблем.

48

Развитие рыб и земноводных

Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек

Уметь: прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки.

Тестирование

49

Чудесные превращения

50

Растение – живой организм

51

Развитие цветкового растения            

Признаки живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Строение семян цветковых растений и их развитие.

Знать разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и другие); органы цветкового растения. Уметь: выделять существенные признаки; устанавливать причины и следствия природных явлений.

Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

52

Стебли и листья растений

Строение стеблей, виды листьев, расположение их на стебле. ФУНКЦИИ СТЕБЛЯ И ЛИСТЬЕВ.

Знать функции стебля, разнообразие листьев, их строение, расположение на листе. Уметь моделировать невидимые природные процессы.

Практическая работа с гербариями.

53

Размножение растений

54

Растение – единый организм

Проверочная работа №3

Весна – утро года – 3часа

55

Весенняя экскурсия

56

Весенние изменения в природе

Систематизация и обобщение знаний. Наблюдение  весенних изменений  в неживой и живой природе, цветение первоцветов

Уметь: находить на практике весенние приметы; соблюдать экологическую культуру; наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Презентация

57

Весна в жизни людей

Сообщение «Весна в жизни людей»

Изменение быта и культуры наших предков – 11 часов

58

Что и как изучает история

Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники  родного  края.

Знать: что и как изучает история, её значение; способы познания прошлого; о быте и культуре своего народа. Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений.

Сообщение «Странные вещи, хранящиеся в семье»

59

Природа в жизни наших предков

Ознакомление с собирательством,  охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов.

Знать: чем занимались наши предки, как они осваивали природу; обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя.

60

Уклад жизни на Руси

Разнообразие жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью.

Знать: значение семьи, родовой общины, племени; виды жилищ наших предков.

61

Жизнь на селе  в старину

Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей.

Знать: как жили в старину на селе; о старинном быте сельских жителей.

62

Старинные  города

Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Понятия «Исторический центр»

Знать: строение старинных поселений, их виды; значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; охранять памятники старины.

63

Занятия горожан в старину

Ознакомление со старинными ремёслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Художественная роспись предметов быта. Воспитание уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ.

Знать: чем занимались горожане в старину;  старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); виды художественной росписи предметов быта. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; приобщиться к старинному ремеслу.

Доклад

64

Торговое дело на Руси

Ознакомление с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Представление, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги.

Знать: чем занимались купцы в старину; появление денег; историю возникновения торговли и денег на Руси; понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать; сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края.

65

Одежда наших предков

Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде. Повседневная и праздничная одежда. Одежда простолюдинов, знати, военных.

Знать, как одевались наши предки в разные времена.

66

Учение на Руси

Старинные школьные принадлежности, форма одежды. Словарная работа: кириллица, береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь.

Знать, как на Руси обучали счёту, письму.

67

Обобщающий урок

Проверочная работа №4

68

Экскурсия в краеведческий музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике.2 класс "Гармония"

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета "Математика" на основе авторско...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Гармония"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Гармония"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Гармония

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Гармония...