Буклет на тему "Охрана животных"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Буклет на тему :"Охрана животных" в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_kl.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Удальцова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов

Цели:

  1. познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.

Задачи:  

  1. воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру,
  2. рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди,
  3. развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу.

Оборудование:

компьютер;

проектор;

экран;

мультимедийная презентация (Приложение);

выставка книг по изученной теме.

Ход урока

Орг.момент

Сообщение темы урока.

1. Показ слайдов с животными. (под музыку)

2. Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о животных)

Посмотрите, сколько разнообразных, удивительных. красивых животных мы только что увидели. Какие чувства вы испытываете при общении с животными? (ответы детей) А как вы думаете, нужно ли охранять животных? Почему? (ответы детей)

Давайте на минутку представим себе небо без птиц, лес без зверей и птичьего пения, речку без рыбы, луга без бабочек. Не правда ли, становится страшно? Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили, за всё живое, что есть на планете Земля. Маленький кузнечик и огромный слон просят нас защитить их.

Сегодня мы поговорим об охране животных, о том, что человек может сделать для того, чтобы эти животные не вымерли.

Может быть, вы догадаетесь, что объединяет животных, которых я вам сегодня показала? (ответы детей) К сожалению, все эти животные могут в скором времени исчезнуть с лица Земли. Все они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ.

Объяснение нового материала.

В 1948 году во Франции был основан Международный союз охраны природы. Известные учёные из разных стран создали комиссию службы спасения или Комиссию по редким видам. Эта комиссия составили список растений и животных, которые могут исчезнуть в ближайшее время, если срочно не помочь им выжить. На основании этого списка была создана Красная книга.

Знаете ли вы, что такое Красная книга? (ответы детей) (демонстрация книги)

Красная книга рассказывает о том, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать и охранять природу. Эта книга предупреждает: животные и растения в беде, их надо защищать!

Как вы думаете, почему книгу назвали красной, а не жёлтой или синей? (ответы детей)

Красный цвет – это сигнал опасности, запрета и тревоги, он говорит людям «стоп», не губите растения, не уничтожайте животных. Красная книга – это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.  Позднее она еще переиздавалась.

Как вы думаете, почему книга переиздавалась?

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных постоянно меняются, и новые виды животных могут оказаться на грани вымирания, а кого-то наоборот спасут.

Самые грустные страницы Красной книги – это чёрные страницы. На них рассказывается о животных, которых люди никогда больше не увидят, о животных, которые больше не существуют. Почти все эти животные вымерли по вине человека. Давайте вспомним про некоторых из них! (демонстрация слайдов о вымерших животных)

Морская корова

Бесчисленное множество морских коров жило когда-то на севере России. Это были огромные морские звери, похожие на тюленей. Коровы обитали в мелких бухтах, плавали, практически не ныряя под воду, и питались морскими водорослями. Они совершенно не боялись людей, позволяли себя гладить, плавать рядом с ними на лодке. Корова давала молоко – жирное и сладкое, похожее на молоко овцы. На беду, мясо морской коровы оказалось очень вкусным, а добыча не требовала особого труда и не представляла опасности.

Всего лишь за 27 лет люди полностью уничтожили всех представителей этого вида.

Дронт

Дронты обитали в лесах на необитаемых островах индийского океана. Держались отдельными парами. Гнездились на земле, откладывая одно крупное белое яйцо. Эти птицы были очень упитаны, совершенно не умели летать, и, к тому же, были очень доверчивы. За что и поплатились.

Несмотря на огромную численность, дронты полностью исчезли с лица земли.

Золотая жаба.

Удивительная, маленькая, блестящая ярко оранжевая жаба обитала на небольшой территории в Коста-Рике. Она была открыта лишь 40 лет назад, но сразу поразила воображение ученых своей необычной окраской. Золотые жабы выглядели как драгоценности, неожиданно выросшие из земли. Ученые и правительство Коста-Рики сразу же обозначили Золотую Жабу, как вымирающий вид, которому угрожают загрязнения атмосферы, и изменение климата.

Были выделены средства на создание природного заповедника, но пока заповедник создавался, Золотая Жаба полностью вымерла.

Морская корова, золотая жаба, дронт – это животные, которых люди никогда больше не увидят. Как вы думаете, почему вымерли эти животные? (ответы детей)

К исчезновению животных приводит несколько причин. (на доске вывешивается надпись ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЖИВОТНЫХ). Эти причины мы можем разделить на три группы:

Уничтожение животных человеком.

Разрушение среды обитания. Чтобы стереть с лица земли целые виды животных и растений, не обязательно уничтожать их напрямую. Достаточно лишить их дома. Из-за слишком резкой смены условий обитания многие виды не успевают приспособиться к новым условиям и погибают.

Отравление окружающей среды. Этот фактор угрожает не просто отдельным видам, а всем без исключения живым существам планеты. Однако наиболее чувствительные представители природного разнообразия вымирают быстрее остальных. Так погибла уже известная нам золотая жаба.

На доске:

Задание 1.

Найдите у себя на столах конверт с цифрой 1. В этих конвертах находятся 6 знаков с примерами отрицательного воздействия человека на животный мир. (У каждой из группы знаки одинаковые). Первая группа должна выбрать из этих знаков те. которые относятся к непосредственному уничтожению животных. Вторая группа выберет те знаки, которые относятся к разрушению среды обитания, а третья группа выберет знаки, которые относятся к отравлению окружающей среды.

(По мере готовности каждая группа прикрепляет знаки в соответствующую группу)

Физкультминутка.

А сейчас давайте представим, что мы с вами оказались в лесу.

Мы шагаем, мы шагаем

 Руки выше поднимаем,

 Голову не опускаем

 Дышим ровно, глубоко.

 вдруг мы видим на опушке

 две зеленые лягушки

 Ножками потопали,

 ручками похлопали,

 впереди из-за куста

 смотрит рыжая лиса

 Мы лисицу обхитрим

 На носочках пробежим.

 Хорошо чуть-чуть размяться

 Снова сядем заниматься.

В лесу можно встретить разных животных. К сожалению, многие из них уже занесены в красную книгу. Давайте отгадаем загадки о редких животных нашей страны.

(слайд)

Как вы думаете, о каком животном идет речь?

Словно царскую корону

 носит он свои рога,

 Ест лишайник, мох зелёный

 Любит снежные луга.

 (олень)

А почему же исчезают олени? (вырубка лесов, охота) (прикрепить на доску соответствующие значки)

Следующее животное тоже стало редким из-за того, что люди лишили его дома.

На одной ноге стоит,

 В воду пристально глядит.

 Тюкнет клювом наугад –

 Ищет в речке лягушат.

 (Цапля)

Правильно, это цапля. Вспомните, где живёт цапля? (на болотах) Действительно, цапли живут на болотах, а болот с каждым годом становится всё меньше и меньше. Люди осушают их и используют земли для других целей, а цапли остаются без дома.

Кто же спрятался под цифрой 3?

Когда он в клетке, он приятен

 На шкуре много чёрных пятен.

 Он хищный зверь, хотя немножко,

 как лев и тигр, похож на кошку.

 (леопард)

Леопард – красивое, сильное, осторожное животное. Но, к сожалению, и оно исчезает. В природе всё взаимосвязано. Как вы думаете, чем питается леопард. (ответы детей). Леопард хищник, он охотится на оленей и питается их мясом. Мы с вами уже знаем, что оленей становится всё меньше и меньше, а значит, исчезают и леопарды.

Следующее животное вы часто видите летом на полях и лугах . Подумайте, кто это?

звучит труба басисто.

 Не трогайте солиста!

 Пускай садится на цветок

 И пьёт в антракте сладкий сок.

 (шмель)

Правильно, это шмель.

Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны, уничтожении шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах.

Последнее животное вам тоже хорошо знакомо. Кто это?

На дне, где тихо и темно

 лежит усатое бревно.

 (сом)

Я думаю, что вы сами сможете ответить на вопрос, почему исчезают сомы? (загрязнение водоёмов, браконьерство)

Водяные мастера

 Строят дом без топора

 Дом из хвороста и тины

 И добротные плотины

 (бобры)

Как вы думаете, почему бобры стали редкими животными? (охота)

Задание 2

Внимательно посмотрите на этих животных. Их фотографии лежат у вас в конверте 2.

Вспомните причины, по которым погибли эти животные и распределите их по трём группам. Первая группа ищет животных. которые исчезают из-за непосредственного уничтожения человеком, вторая группа ищет животных, которые исчезают из-за разрушения среды обитания, а третья – животных, которые погибают из-за отравления окружающей среды.

Красная книга не постоянна. Одни животные становятся редкими, других удаётся спасти. Поэтому в Красной книге появились разноцветные страницы. Красные страницы – для тех животных, которые стали очень редкими и находятся под угрозой полного уничтожения. На жёлтых страницах помещены животные, которые ещё не так редки, но количество их с каждым годом стремительно уменьшается. На белых страницах рассказывается о животных, которые могут жить только на определённой территории, и как бы ни старались люди их сохранить, если исчезнет или разрушится их среда обитания, эти животные неминуемо погибнут, потому что в других условиях они жить не могут. К таким животным относится белый медведь, который живёт в Арктике, Черноморские дельфины – афалины и атлантический морж, который так же, как белый медведь живёт в Арктике.

Задание 3.

В конвертах под номером 3 лежат разрезанные картинки с изображением одного из этих животных, ваша задача – собрать картинку и рассказать, почему, по вашему мнению, эти животные становятся редкими.

К счастью, иногда людям удаётся спасти животных от полного уничтожения. Таких животных заносят на зелёные страницы красной книги. Людям удалось спасти бобров и зубров

Что же делают люди, для того, чтобы сохранить животных? (ответы детей) Во всём мире запрещена охота на редких животных, ограничена рыбная ловля. Под особой охраной находятся животные в заповедниках.

А что такое заповедник?

Вот какое определение дают словари: (слайд) запове́дник, участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

Кроме заповедников, помогают сохранить животных и природные заказники.

Зака́зник, территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты, Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и др. заказники.

Чем же отличаются заповедники и заказники? (ответы детей)

У меня есть признаки заповедника и заказника. но все они перепутались. Нужно разобраться, какие из них относятся к заповеднику, а какие к заказнику.(два человека выполняют задания у доски)ЗАПОВЕДНИК        ЗАКАЗНИК

находится под охраной государства        находится под охраной государства

охраняется весь природный комплекс        охраняются отдельные виды животных или растений

посещение запрещено         посещение запрещено только в то время, когда у животных появляются детёныши

охота запрещена        охота ограничена

На территории Москвы и Подмосковья достаточно много природных территорий, взятых под защиту государства. (открыть карту охраняемых природных территорий Москвы). Посмотрите, на карте эти территории обозначены тёмно зелёным цветом. Это и заказник «Воробьёвы горы», и природные парки «Покровское-Стрешнево» и «Тушино», заповедники «Приокско-Террасный», «Мещерский»  которые находятся в нашем округе, и многие другие природные комплексы.

Закрепление пройденного.

Мы с вами живём недалеко от удивительного заповедника, памятника природы, который называется «Серебряный бор». (показать на карте) На территории Серебряного бора можно встретить около 70 видов животных, занесённых в красную книгу. Многие москвичи, вероятно, не знают, что рядом с ними живут барсуки, куницы, норки, черные хорьки, ласки, енотовидные собаки, лисицы. Все эти виды были замечены на территории Серебряного бора. Народная мудрость гласит: «Для того, чтобы встретить чудо, не обязательно отправляться за тридевять земель, достаточно пошире открыть глаза и сердце». Разве не чудо, гуляя по Серебряному бору, встретить шуструю рыжую белочку или колючего ёжика? Разве не чудо увидеть нутрий, которые совершенно не боятся людей? Или серую цаплю, стоящую на одной ноге возле тростникового болота?

Но для того, чтобы увидеть и сохранить эти чудеса, необходимо соблюдать специальные экологические правила. Откройте учебники на странице 115 и прочитайте экологические правила, которые там записаны.

Какие правила вы бы добавили к тем, которые только что прочитали? (ответы детей) Слайд.

А теперь давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Я буду читать правило, если вы с ним согласны, один раз хлопайте в ладоши, если не согласны, то не хлопаете.

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится и вы не узнаете ни одной тайны

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было

Звери всякие нужны, звери всякие важны, каждый из них делает в природе своё дело.

Молодцы, ребята, теперь вы знаете как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Домашнее задание.

Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» на стр. 112-115. Нарисовать одного из животных, занесённого в Красную книгу.

Подведение итогов урока.

А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке. Скажите, пожалуйста, что такое Красная книга? С какими животными, занесёнными в Красную книгу России, мы сегодня познакомились? Назовите причины, которые могут влиять на исчезновение животных? Что люди делают для того, чтобы спасти животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по проекту "Эти забавные животные"

Буклет знакомит родителей с основными вопросами проекта....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Буклет к уроку кубановедения "Домашние и дикие животные"

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Информационный буклет «Животный мир вокруг нас»

Для использования на уроках окружающего мира...

Буклет на тему "Какие бывают животные"

Буклет на тему "Какие бывают животные"...