Урок- конференция "Охрана природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Материал содержит подробную разработку урока по развитию речи для 4 класса по теме: "Охрана природы". Его можно использовать и на уроке окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-konferenciya.docx30.5 КБ
Файл ekolog_urok.pptx940.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана природы (воды, почв, воздуха, растений, животных)

Экологическая конференция  « Мы - друзья природы. Земля - наш дом».

Форма проведения урока: урок – конференция.

Цели  урока:

1. Общеобразовательные:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения  природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающие:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

 3. Воспитательные:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

4. Коррекционные:

а) знакомить с новыми терминами;

б) корректировать звукопроизношение;

г) развивать умение строить предложения грамматически правильно.

Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,      

«Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений».  Газеты: «Мир вокруг нас»,  « Мы - друзья природы». Карточки. Словарные слова.  Магнитофон, системный блок, проектор, экран.

Предшествующая работа: беседа о лесе к Всемирному году леса, экологический турнир с презентацией «Животные леса Ставропольского  края», викторина « Знаешь ли ты природу?»

Ход урока.

I.  Организационный момент. Все учащиеся сидят группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»

1. Речевая зарядка

Начинается урок

Он пройдет ребята, впрок.

-Постараемся понять,

Интересное узнать.

2.  Введение в тему.

- Мои дорогие четвероклассники!

Серьезные проблемы сегодня будем решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На какой вопрос нам предстоит найти ответ?

Давайте откроем этот конверт.

Наш 4 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №1)

Прочитаем его.

     Демонстрация презентации. (слайды №2-10)

3.Формулирование темы и  целей  урока учащимися.

-На  кого эти жалобы?

На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.

Значит, тема урока «Охрана природы»

- Определите цели урока.  

- Перечитайте вопрос из письма.  

-Почему не может он охранять любить, ценить и природой дорожить?

-Не знает правил природопользования,

 не думает о потомках,

не понимает, что без природы человек не может жить.

Человек не может быть всей главней. Он – часть природы.

-Значит, его надо научить беречь планету Земля.

-Обсудить важнейшие правила поведения  в природе.

Определить причины загрязнения окружающей среды,  учиться  заботиться о природе.

 - Наш урок пройдёт в виде конференции, то есть мы проведем большое совещание групп.

Прочитайте название конференции: «Мы - друзья природы. Земля - наш дом». ( слайд № 11) и девиз урока (№12).

Вы все представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа  - отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе. По ходу спрашиваю и объясняю слова атмосфера, кислотный дождь, пресная.

-Что понимаем под понятием « воздух»? (это то, чем мы дышим, небо, смесь газов)

Вода? (жидкость, которую мы пьем, чем мы моемся, реки, моря, снег, град)

Растения? (деревья, цветы, кусты, травы)

Животные? ( звери, птицы, насекомые)

Вы должны  по группам составить правила охраны природы. К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе, к планете Земля.

II    Словарная работа.

  Учитель читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Рек не загрязняли!

Все старательно,  с  умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём ты, и я! (С. Крупина)

- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Н-р, браконьеры, которые губят животных без разрешения на охоту и лов. (Дети высказывают свои мнения.) Есть специальная наука о связях в природе между человеком , животными- экология.

- Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?  

- Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает.  (Дети высказываются).

- От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу,  они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).

III.    Работа над темой урока.

1. Задания группам.

- Помните, что в данный момент вы - экологи и  будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который  укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Работа с газетой  «Мир вокруг нас» ( слайд№12)

То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка. Но сначала посмотрите на изображение. Какое лицо вы видите?

— Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.)

— У вас оказались разные мнения, потому что много вреда наносит природе человек. Перед вами  жалобы  из писем в эту газету на экологическую тему.

Давайте разберем их. (Дети по одному выходят и читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)

 1 группа.    Отдел воздуха

-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.

В  атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим! Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Свод правил 1 группы.

  1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

  2.  Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14)

 Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

Гимнастика для глаз.

-Проводим взглядом воображаемую птицу до двери, по диагонали экрана, до окна.

2 группа  Отдел охраны воды.

Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?"
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Свод правил 2 группы.

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.  

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15)

2. Физкультминутка (звучит фонограмма пения птиц).

- Вода такая чистая. Что конюх повел лошадей на водопой.

Зарядку проводит ученик .

Эй, лошадки,  все за мной.

Поспешим на водопой.

Вот широка река,

В ней холодная вода.

Пейте, хорошая водица.

Постучим копытцем.

Эй, лошадки, все за мной.

Отправляемся домой.

3. Продолжение работы над темой.

3 группа. Отдел охраны растений

 -Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Свод правил 3 группа.
 Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Учитель. Давайте решим экологическую задачу:  «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей)
Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?

Поле растений мы с вами тоже очистили (Демонстрация слайда № 16)

4 группа. Отдел охраны животных.

-Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные подсчитали:  только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.

Проблемный вопрос.  Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

Свод правил 4 группа.  
— Не охотится на редких животных,  не ловить,  не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных. (Демонстрация слайда №17)

А сейчас посмотрите на этих животных. (Демонстрация слайда №18)

Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всей Земле.

4. Письменная работа учащихся.

Запишите правила охраны природы по своим отделам.

(Далее дети читают свои записи.)

Мы их помещаем в газету «Мы – друзья природы». Пусть их прочтут другие.

IV.  Итог урока.

А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. (№19)

Человечек улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

Вот и ответили мы на письмо. (Слайд №20)

Какую тему мы обсуждали? Что узнали? Какие термины изучили? Что понравилось?

Узнали причины загрязнения природы и научились правильно взаимодействовать с окружающим миром.

- Почему нужно бережно относиться к Земле?  

Природа дает человеку все необходимое для жизни:  воду, воздух, пищу, жилище, одежду, обувь, полезные ископаемые.

Какой мы сделаем вывод? (№ №21)

V. Домашнее задание:

Творческое задание:  Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

Рефлексия.

Теперь по традиции нужно вынести проект решения конференции.

Зачитаем хором:

Давайте будем  к  этому стремиться,

Чтоб нас любили и  зверь, и птица.

И доверяли  повсюду нам,

Как  самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?....

-В  знак согласия поставьте свои печати, а они в форме чашки.  (слайд № 22)Посмотрите на экран. Что вы видите?  У каждого из вас такая же, но своя чашка, в ней ваша доброта. Потяните за веревочку.

Чашка доброты  не пустее, потому что доброта  бесконечна. Теперь уверенно скажите: «Это - я! Я люблю природу и буду ее всегда беречь!»

Если вы согласны с решением конференции, прошу поставить свои печати.

Жалобы.

  1.   Наш завод работает без фильтров, выпускает пыль и вредные газы в воздух!
  2.  От угарного газа автомобилей невозможно дышать!
  3. Сжигают бутылки от лимонада и резиновые мячи!
  4. В нашем городе вырубили лесной парк!
  5. Я часто болею гриппом!
  6.  «Без воды и ни туды, и ни сюды!»
  7. Воды так много на Земле! А говорят, что мало!
  8. В  реки, озера, пруды попали грязные воды заводов, нефть и мусор!
  9. После дождя на деревьях и растениях пожелтели и скрутились листья, а в пруду погибли рыбы!
  10. Не  закрыли водяной кран!
  11. Помыли в реке машину!
  12. Машина перевернулась, и  удобрения смыло прямо в  водоем!
  13. Я без леса не проживу!
  14. Вырубили лес!
  15. В  почву попал яд!
  16. Ломают ветки деревьев!
  17. Нарвали букет цветов на лугу!
  18. Вытоптали поляну!
  19. Подожгли в лесу траву!
  20. Порезали  кору дерева!
  21. Вырвали с грибницей грибы!
  22. Убивают  божьих коровок!
  23. Какая польза от птиц?
  24. Разорили птичье гнездо!
  25. Пугал в лесу зверей и птиц!
  26. Браконьеры убивают животных и ловят рыбу без разрешения на охоту и лов!

Правила охраны воздуха

1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.

2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.

3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.

4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.

5) Не сжигать колеса, бутылки,  мусор.

Правила охраны воды

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  2. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
  3. Не мыть в реках машины.
  4. Надо строить на заводах  фильтры, установки для очистки отработанной воды.

Правила охраны растений.

  1. Не рвать цветы.
  2. Не собирать букеты в дикой природе.
  3.  Не плести венки.
  4. Не ломать ветки деревьев.
  5. Не повреждать кору деревьев.
  6. Сажать деревья и ухаживать за ними.
  7. Беречь лес и луга от пожаров.
  8. Выращивать цветы.

Правила охраны животных.

  1. Не охотиться на редких животных.
  2. Не ловить и не пугать зверей, птиц.
  3. Не кричать в лесу.
  4. Не трогать птичьих гнезд.
  5. Не убивать насекомых, паучков.
  6. Строить домики для птиц.
  7. Кормить птиц зимой.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наша планета пока что жива, Но без защиты погибнет она!

Слайд 3

Экология – модное слово, Раньше Земля не знала такого.

Слайд 4

Банки, бутылки везде не бросали.

Слайд 5

В реку отходы и нефть не сливали.

Слайд 6

Трубы заводов так не дымили.

Слайд 7

Не было столько автомобилей.

Слайд 8

Столько лесов не вырубали.

Слайд 9

И зверей в лесах не уничтожали. Нет в лесах теперь зверей Человек ведь всех главней!!!

Слайд 10

Почему не может он Охранять, любить,ценить И природой дорожить ? ?

Слайд 11

Мы - друзья природы Земля- наш дом

Слайд 12

Девиз: Земля – наш общий дом. А дом нужно беречь и охранять.

Слайд 13

воздух вода леса животные МИР ВОКРУГ НАС

Слайд 14

воздух вода леса животные МИР ВОКРУГ НАС

Слайд 15

воздух вода леса животные МИР ВОКРУГ НАС

Слайд 16

воздух вода леса животные МИР ВОКРУГ НАС

Слайд 17

воздух вода леса животные МИР ВОКРУГ НАС

Слайд 19

!

Слайд 20

Земля - наш дом. Береги свой общий дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

" Урок вежливости. Природа и мы. Как вести себя в гостях у природы".

Педагоги нашей школыУбедить хотят ребят.Вспомнить истину простуюЧисто там где не сорят....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок- конкурс «Природа и мы»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок- конкурс «Природа и мы»"Школа России 4 класс...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"...