Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели урока:

  • знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;
  • развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников;
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью, доброжелательного отношения друг к другу.

    Это урок изучения нового материала. На уроке используются разнообразные по содержанию и методике проведения задания и упражнения: разгадывание кроссворда, практическая работа, работа с учебником и рабочей тетрадью, эксперимент, объяснение учителя, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc181.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района Московской области

Учитель МБОУ ООШ с. Середниково Филатова И.Н.

Тема: Кожа – надёжная защита организма.

Цели:

  1. знакомство с понятием «кожа» и её функциями, прививать гигиенические навыки по уходу за кожей;
  2. развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников;
  3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: кроссворд «Органы чувств»,  книга Алексея Дорохова «Про тебя самого», зеркальце у каждого ученика, увеличительные стёкла у каждого ученика, 3 шарфа или платка, памятка для каждого ученика «Уход за кожей», таблица «Кожа», детское мыло, детский крем, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», тетради по окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент:

- Проверяем готовность к уроку. На столе лежат ручки, карандаши, учебник «Окружающий мир», тетради по окружающему миру. Сегодня нам предстоит много важного и необходимого для сохранения нашего здоровья. Но сначала мы повторяем все, с чем познакомились на прошлом уроке.

2. Повторение, проверка домашнего задания:

- Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Биология) Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология)

1)Разгадывание кроссворда:

  1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Ухо)

- Одно – ухо, а много? (Уши) Какая орфограмма есть в этом слове? (Жи - ши пиши с буквой и.) Для чего человеку уши? (Слышать окружающие звуки, друг друга)  Как надо беречь уши? (Регулярно мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой, не ковырять в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Не слушать громкую музыку, чаще отдыхать в лесу, у реки – среди тишины.)

  1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (Глаз)

- Какая орфограмма есть в слове глаз? (Парный согласный [з].  Проверочное слово – глаза.) Для чего человеку нужны глаза? (Видеть окружающий мир, читать книги, смотреть телевизор, различать цвета предметов, размеры и т.д.) Как надо беречь уши? (Читать, писать при хорошем освещении, яркий свет в глаза не должен попадать. Книга и тетрадь должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Нельзя читать лежа, в транспорте. Вредно подолгу смотреть телевизор, работать на компьютере. Нельзя тереть глаза руками.) Вспомните или найдите в учебнике, сколько раз в день моргает человек? (11500раз) Сколько дней живет каждая ресница? (100 дней, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая.)

  1. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у елки, у лиственницы? (Кожа)

- Какие сведения о мире может получить человек с помощью кожи? (Может узнать, какие предметы его окружают: мягкие или твердые, гладкие или шершавые.) Подробнее о коже мы поговорим сегодня на уроке, а сейчас продолжим разгадывать наш кроссворд.

  1. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Нос)

- Если это слово прочитать наоборот, что получится? (Сон) Какие еще запахи можно почувствовать с помощью носа? (Запахи, которые доставляют удовольствие: запах сладостей, цветов. Запахи, которые предупреждают об опасности: запах дыма, газа и т.д.) Как заботиться о носе, чтобы он нас никогда не подводил? (Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Никогда не курить, обоняние у курящих ухудшается.)

  1. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой? (Язык)

- Сколько букв в слове язык? (4) А сколько звуков? (5 звуков, буква «я» в начале слова обозначает два звука.) Что вы знаете о языке? (На языке расположены вкусовые сосочки, которые помогают различать вкус пищи. С помощью языка можно узнать, что пища испорчена и ее есть нельзя. Пища должна быть не очень горячей, чтобы не навредить языку.)

- Какое слово получилось по горизонтали? (Органы) Да, это органы чувств.

2)Работа на карточках:

- А сейчас выполните задание на карточках.

Соедини стрелочкой слова левого столбика

со словами правого столбика.

ОРГАН ЗРЕНИЯ

ЯЗЫК

ОРГАН СЛУХА

КОЖА

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

ГЛАЗА

ОРГАН ВКУСА

УШИ

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

НОС

3. Физ. минутка:

- Встаньте парами друг напротив друга. Я буду называть орган чувств, а вы показывайте его у соседа. Будьте осторожны, когда я назову глаза, просто прикройте их ладошкой. За уши и нос, кожу можно дотронуться рукой, а вот на язык просто указать.

НОС, ЛЕВОЕ УХО, КОЖА, ГЛАЗА, ПРАВОЕ УХО, ЯЗЫК, ЛЕВЫЙ ГЛАЗ, УШИ.

4. Сообщение темы урока:

«Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала бы под дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же чтобы она не выцветала, не мялась, и ее можно было бы носить хоть сто лет.

А ведь такая необыкновенная одежда существует…» (Отрывок из книги А. Дорохова «Про тебя самого».)

- Ребята, что же это за необыкновенная одежда, которая есть у каждого из нас? (Кожа) Как я уже говорила, сегодня мы продолжим работать с органами чувств. Мы познакомимся поближе с органом осязания – с кожей.

5. Работа по теме:

1) Практическая работа:

- Кожа равномерно покрывает все наше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Сейчас мы выполним практическую работу, а о своих наблюдениях, как настоящие исследователи, будем записывать в дневник наблюдений, то есть в нашу рабочую тетрадь.

Чтение заданий для практической работы в учебнике на стр. 136:

  1. Рассмотри кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже? (Кожа упругая, тонкая, мягкая, прочная.)

Запись в рабочей тетради на стр. 59.

  1. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь? (Осталось пятно, кожа выделяет пот и жир.)
  2. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют? (Кожа через отверстия – поры дышит.)

2) Объяснение учителя:

- Наша кожа состоит из трех слоев (показ по таблице):

1 слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней поры, через которые кожа дышит.

     2 слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. А нужны ли нам пот и жир, которые выделяет кожа? (Дети высказывают свое мнение.) 

3) Работа по учебнику:

- Более точную информацию о роли пота и жира мы получим из учебника. Прочитайте самостоятельно статью на странице 136. Так какой же вывод вы теперь сделаете, нужны нам пот и жир, который выделяет кожа? (Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работы. С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.)

3 слой – подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

  1. Физ. минутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

  1. Беседа «Уход за кожей»:

- Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, ведь она очень быстро становится грязной. (Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.)

- Я приготовила для вас памятки (Памятка №1), которые будут напоминать вам о том, как ухаживать за кожей.

- Есть специальные средства по уходу за кожей. Это детское мыло и детский крем (показ). Они помогут вам в уходе за вашей кожей.

- Но ведь кожа может не только измазаться, но и повредиться. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушибы, ранки, ожоги и т.д.) Очень важно уметь оказывать помощь при повреждениях кожи, это может пригодиться в жизни.

8. Работа по учебнику:

- На странице 138 прочитаем, как можно оказать первую помощь себе и товарищу, если вы поранились или ударились. (Дети читают вслух по очереди.) 

- Если ушибы или ранения очень серьезные, тогда надо обратиться к врачу. А у меня для вас есть еще одна памятка (Памятка №2), которой вы поделитесь с родителями. Если вы будете выполнять все правила по уходу за кожей, то никакой беды с вами и вашей кожей не случится.

9. Эксперимент:

- В 1 классе вы научились писать буквы и сейчас знаете, как они пишутся. Каждый из вас ел яблоко, и никто его вкус не перепутает со вкусом огурца. А если с каким-то предметом вы не знакомы, вам трудно будет определить его с закрытыми глазами. Сейчас мы проведём эксперимент и проверим память ваших органов чувств.

Ко мне выйдут три человека, я им завяжу глаза и дам разные предметы. Они должны определить, что я им дала.

10. Итоги урока, оценивание:

 - Вы убедились, что наши органы чувств действительно имеют память. А что нового узнали сегодня на уроке? Что на уроке вам особенно запомнилось и понравилось?

11.Домашнее задание.

ПАМЯТКА №1

ЧИСТОТА –  ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

Надо обязательно мыться хотя бы раз в неделю, но гораздо лучше делать это каждый день, особенно летом. Только представь, сколько на тебе оседает грязи и пыли, когда ты гуляешь, бегаешь, катаешься на велосипеде и роликах! И уж совсем неприятно и тебе и окружающим, когда от тебя пахнет потом.

Умываться нужно дважды в день – утром, чтобы проснуться и освежиться, и вечером, чтобы смыть с лица всю грязь, осевшую на коже лица за день.

Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.

ПАМЯТКА №2

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГАХ

  1. Опустите поражённую поверхность в холодную воду или поставьте под холодную струю воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 минут до получаса).
  2. После этого перебинтуйте поражённый участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.
  3. Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кремом, мазью.
  4. Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.
  5. Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ

  1.  Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняйте его.
  2. Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол (могут дать только родители).

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ

  1. Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.
  2. Обмороженные места следует сначала хорошенько потереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь жиром.
  3. Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть их спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  1. Прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте.
  2. Ваша одежда должна надёжно защищать ваше тело от ветра и дождя.
  3. Отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару белья.
  4. Помните, что риск переохладиться усиливается на ветру.

О своих проблемах в первую очередь сообщайте взрослым!

Литература и интернет-ресурсы:

  1. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. М.: «Просвещение», 2008 год;
  2. А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть. М.: «Просвещение», 2009 год;
  3. А. Дорохов «Про тебя самого». М.: «Детская литература», 1989 год;
  4. Современна мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2008 год;
  5. Физминутка - http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе Мой организм.

Презентация создана для помощи учителю начальных классов...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека" МАЙ 2016 г.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека...

Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"

Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....

Открытый урок по окружающему миру на тему «Надежная защита организма»

Открытый урок по окружающему мируна тему «Надежная защита организма»в 3 классе...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Надёжная защита организма" УМК "Школа России"

Открытый урок с применением методов сингапурской методики преподавания....

презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"

В материале содержится презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"...